Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

ГДЕ ТЫ, СИНАЙ?

ГДЕ ТЫ, СИНАЙ?


Где ты, Синай?

Вопрос о том, где же на самом деле находится гора Синай, на которой еврейский народ получил Тору, продолжает оставаться одной из самых больших загадок мировой истории

Петр ЛЮКИМСОН

Развалины древней христианской церкви на вершине горы Синай. На заднем плане гора Святой Екатерины. Рисунок 1837 года. Фото: Wikipedia

Согласно распространенной в христианском мире и официально принятой Ватиканом точке зрения, гора Синай отождествляется с горой Св. Екатерины на Синайском полуострове. Однако вот уже несколько десятилетий палеоархеолог Иммануэль Анати настаивает на том, что описанные в Торе события происходили не на Синайском полуострове, а у горы Карком, расположенной в Негеве, в 40 км от современного Мицпе-Рамона. Анати написал письмо папе римскому с призывом изменить традиционную точку зрения и привел целый ряд доказательств в пользу своей версии. Его аргументы заслуживают по меньшей мере того, чтобы их выслушали.

…Если верить размещенным в Сети фотографиям, профессор Анати — высокий, необычайно крепкий для своих 85 лет мужчина. В настоящее время он живет в Италии, но Интернет позволяет с легкостью преодолевать расстояния и вступать в переписку, мало отличающуюся от прямого общения.

— Еврейская традиция, как известно, запрещает искать месторасположение горы Синай, — рассказывает Иммануэль Анати, — но в данном случае не я искал гору Синай, она сама нашла меня. В начале 1950-х годов я репатриировался в Израиль из Италии и поступил в Еврейский университет в Иерусалиме. На летнюю практику меня послали в Негев. Куда еще могли послать никому не нужного нового репатрианта без всяких связей?! Только в какую-то дыру, которая никому не интересна и где ничего нельзя найти. Я остановился в Сдэ-Бокере. Каждое утро Поля Бен-Гурион, жена премьера, делала мне сэндвич, я брал с собой запас воды и уходил бродить по окрестностям. Так я забрел однажды на Ар-Карком, сел на какой-то камень, чтобы съесть Полин сэндвич, и вдруг увидел на камне отчетливый рисунок…

Оказалось, что камней с наскальными рисунками на Ар-Каркоме множество, и теперь каждый день, с утра до вечера, студент Иммануэль Анати фотографировал их и делал их зарисовки. Затем, приглядевшись, он сообразил: то, что поначалу казалось ему простым скоплением камней, на самом деле напоминало жертвенники, описанные в Торе…

Сделанное Анати выдающееся открытие в итоге определило всю его дальнейшую научную карьеру. Он с блеском защитил докторскую диссертацию в Сорбонне, затем прошел постдокторат в Гарварде, а затем руководил раскопками в Мексике, Австралии, Танзании, став одним из крупнейших в мире специалистов по наскальным рисункам. В этом качестве он некоторое время преподавал в Тель-авивском университете, а затем направился в родную Италию — вести раскопки в Валь-Камонике, где было обнаружено крупнейшее в Европе собрание петроглифов, часть которых датируется верхним палеолитом.

В итоге профессор остался в Италии и стал директором Института исследований палеоистории. Но с 1980-х годов он все чаще и чаще задумывался над своим первым открытием и приходил к парадоксальным выводам. Чтобы проверить их, профессор Анати выехал в Израиль и с тех пор уже почти 30 лет приезжает сюда в дни праздника Песах, чтобы продолжить раскопки и исследования на горе Карком. Если позволят силы и здоровье, появится он здесь и в этом году. Значительную часть своих находок он разместил на арендованной им в Мицпе-Рамоне квартире, которая сегодня открыта для всех желающих.

Впервые Иммануэль Анати озвучил свою парадоксальную идею о том, что Ар-Карком и есть гора Синай, в 1986 году, выпустив в издательстве "Риццоли" на английском языке книгу "Гора Бога". За эти десятилетия у него появилось немало сторонников-энтузиастов, которых возглавляют археологи-любители Дрор Амирам и Эрен Барнеа.

Амирам, архитектор по специальности, сейчас живет в Герцлии. Барнеа — художник-мультипликатор, работает в Голливуде и живет, соответственно, в США. Друзья детства, они с 13 лет втайне от родителей совершали вылазки в Негев. Затем жизнь разбросала их по разным местам, оба создали семьи и живут своей жизнью, но отношения остались прежними.

— Как-то я случайно приобрел книгу профессора Анати, и она меня потрясла, — рассказывает Дрор Амирам. — То, что я прочитал, было настолько убедительно, что рассказ Торы открылся мне заново. Человек совершенно светский, я на какое-то время поверил в Бога, стал надевать тфилин и соблюдать кашрут. Правда, Эрен остудил мой пыл, заметив, что даже если гора Синай и в самом деле существует, это еще не доказательство существования Бога. Тем не менее, он тем же летом приехал в Израиль, и мы вместе с ним отправились на Ар-Карком. Конечно, не будь с нами книги профессора Анати, мы были бы там просто слепыми. Но с книгой мы без труда опознали древние жертвенники и другие описанные профессором памятники. Хочу заметить, что вопрос о том, является ли Ар-Карком горой Синай, упирается в вопрос о том, а был ли вообще исход евреев из Египта. Многие историки это отрицают. По их мнению, Тора в ее нынешнем виде была записана не ранее 8 века до н.э. Анати считает, что запись Торы была сделана в тот самый период, которым ее датируют историки-максималисты, то есть 3200 лет назад. Но при этом, по его версии, сам исход евреев произошел на тысячу лет раньше, когда на Среднем и Ближнем Востоке происходили важнейшие геополитические потрясения. И это по-настоящему революционная мысль!

Обосновывая свою гипотезу, профессор Анати обращает внимание на арабское название горы Карком – Джабль-Айдит (Праздничная гора или Гора свидетельства) и на то, что окружающий ландшафт позволяет выстроить вокруг этой горы огромное множество народа. Дальше он напоминает, что, согласно Торе, гора Синай находилась в 11 днях ходьбы от Кадеш-Барнеа, где у ведомых Моисеем евреев закончилась вода. Но от Ар-Карком до Кадеш-Барнеа есть 10 колодцев, каждый из которых находится примерно на расстоянии одного дня пешего перехода. Поэтому, считает Анати, неудивительно, что в течение 10 дней перехода вода у евреев была, а на 11-й день она закончилась!

На множестве наскальных рисунков, обнаруженных Анати на горе Карком, изображены горные козлы — один из символов древнего семитского бога Луны Сина. Отсюда, продолжает Анати, и пошло название горы — Синай. Здесь же следует искать объяснение той роли, которую играли козлы в системе еврейского жертвоприношения, использования козлиных шкур при строительстве Переносного Храма, а также истории с грехом золотого тельца. По этим наскальным рисункам, утверждает Анати, можно проследить, как медленно, в течение многих лет, у древних евреев выкристаллизовывалась идея монотеизма.

Изображение на одном из камней по форме удивительно напоминает Скрижали Завета, вдобавок рисунок этот разделен на 10 частей. Есть здесь и поставленные в два ряда 12 жертвенников, невольно вызывающие ассоциации с 12 коленами, каждое из которых приносило свои дары Всевышнему. Словом, ассоциаций и в самом деле очень много, но все они… совершенно не убеждают историков в том, что профессор Анати прав.

— Нет сомнения, что профессор Анати обнаружил на горе Карком важнейший исторический памятник древности, место, где какие-то семитские племена оправляли свои религиозные культы, — сказал в одном из своих интервью известный историк, профессор Тель-авивского университета Исраэль Финкельштейн. — Но таких объектов в Негеве и на Синайском полуострове немало. Все это нельзя считать доказательством, что Ар-Карком и есть гора Синай. Скажу больше: у нас сегодня практически нет возможности достоверно установить, где именно находилась гора Синай, если она в самом деле существовала. Разве что мы найдем в каком-то месте древнюю надпись "Это — гора Синай!".

Схожего мнения придерживаются и многие другие историки. Они считают, что описанные в ТАНАХе события действительно происходили. Гора Карком, по их мнению, была местом языческих культов древних идумеев или моавитян — родственных евреям народов, но все же не евреев.

Однако Иммануэль Анати и его последователи настаивают на своей точке зрения. В 2013 году Дрор Амирам и Эрен Барнеа даже провели в Мицпе-Рамоне научную конференцию "Ар-Карком — это гора Синай". Придет время, убеждены они, и мир признает их правоту.

Итак, перед нами еще одна интересная научная гипотеза, которая должна вызвать интерес к горе Карком как у ученых, так и у широкой публики. Верна она или нет, пока утверждать нельзя, и неизвестно, когда эта версия будет либо доказана, либо опровергнута. Одно несомненно: гора Карком лежала на пути выходящих из Египта евреев, а значит, так или иначе является частью нашей истории.

"Новости недели"            http://isrageo.com/2015/04/05/sinai093/      

                                                             

Tags: альтернативная история, евреи и Израиль, история, мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments