Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Рудольф Кастнер признан спасителем евреев

Рудольф Кастнер признан спасителем евреев

Рудольф Кастнер признан спасителем евреевВ этом году в рамках мероприятий, посвященных Дню Катастрофы и героизма, выпавшему на 16 апреля, произошло событие, на которое сразу не обратили внимание, а написали о нем в прессе только сегодня. Была открыта мемориальная доска у дома, в котором жил и рядом с которым был убит Рудольф Кастнер.

Вот эта доска:

Рудольф Кастнер признан спасителем евреев
На доске написано:
"В этом доме жил и здесь был убит доктор Исраэль Режё (Рудольф) Кастнер, один из величайших деятелей, спасавших евреев в период Холокоста. Исраэль Кастнер был сионистским активистом, действовавшим вместе с членами Сионистского комитета спасения в Будапеште с целью спасения многих евреев. "Поезд спасения", лагерь Штрассхоф, помощь молодежному подполью, тайная переправка, скрытное проживание и фальсификация документов спасли многие тысячи людей, переживших лагеря.
Он репатриировался с женой и дочерью в 1947 году. Судебный процесс по делу о клевете вызвал многочисленные отклики.

Исраэль Кастнер был застрелен на этом месте евреями и умер 15 марта 1957 года. Спустя некоторое время Верховный суд реабилитировал его.

Благодарные люди, помнящие о нем, выжившие в Холокосте и их потомки собираются здесь каждый год в День памяти Холокоста и героизма, чтобы рассказать о нем и вспомнить этого человека и его друзей, благодаря находчивости и храбрости которых были спасены многие жизни".


Про Кастнера можно прочитать на русском языке по этой и этой ссылкам. Результат деятельности Кастнера - выжили 1686 пассажиров "поезда спасения". В обмен на согласие нацистов их выпустить Кастнер пообещал оставшимся, что их не тронут, и призвал выполнять все распоряжения нацистов. В результате 400 тысяч венгерских евреев организованно погрузились на поезда, следующие в Освенцим, где стали последней крупной партией жертв Холокоста, которым не удалось его пережить.

Сторонники позиции Кастнера утверждают, что Рудольф Кастнер, много общавшийся в процессе своей работы с Эйхманом и другими видными нацистскими специалистами по еврейскому вопросу, все же убедил Гиммлера прекратить в конце войны отправку евреев в газовые камеры, в результате чего узникам лагерей, не умершим от голода и болезней, удалось дожить до падения нацистского режима. Однако доказательств того, что это решение было принято именно под воздействием аргументов Кастнера, а не вследствие изменившихся обстоятельств и в рамках сепаратных переговоров нацистов с западными союзниками, о которых повествует, в частности, культовый советский сериал "17 мгновений весны", нет.

Основной лоббисткой кампании за признание Кастнера "еврейским праведником народов мира" является его внучка Мерав Михаэли, депутат Кнессета от "Сионистского лагеря". Она анонсировала в своем Фейсбуке мероприятие памяти дедушки:

Кастнер заплатил жизнью за политическое подстрекательство извратившее историю спасения им евреев. Но он был не один. Многие другие сотрудничали с ним. Многие евреи, пережившие Холокост, сами занимались спасением евреев, и эта их деятельность до сих пор нуждается в признании.

Государству Израиль пора признать своих собственных спасителей евреев. Это тоже было частью Холокоста. Когда нация их признает (героями), мы будем знать, что и мы успешно возрождаемся".


Не знаю, возрождаемся мы или нет, но что-то в обществе меняется, и процесс очевиден. В первые годы существования Израиля никому не пришло бы в голову героизировать Кастнера. Тогда в ЦАХАЛе раздавали бойцам с целью повышения мотивации книгу Александра Бека "Волоколамское шоссе" на иврите, а слово "капо" было оскорбительным. Это при том, что и тогда прекрасно понимали сложность ситуации евреев, оказавшихся под властью нацистов, и то, что тот, кто там не был, не имеет права осуждать тех, кто там был, что бы они не делали. Однако от этого понимания до героизации коллаборационистов - дистанция огромного масштаба.

В современном Израиле, где весь политический истэблишмент гордо игнорирует парад победы в Москве, а "политические беженцы от путинского режима" ходят под портретами Бандеры и перепощивают в социальных сетях вот такую наглядную агитацию, героизация Кастнера вполне закономерна. Непонятно другое - почему только его одного.

Давно пора реабилитировать и героизировать, например, Хаима Румковского, главу юденрата Лодзинского гетто, поставленного руководить 300 тысячами согнанных туда евреев. Он называл гетто своим маленьким царством (майне клейне мелихе), выпускал там свою валюту - "румковки", выполнял все распоряжения гитлеровцев, а промышленные предприятия гетто ударно работали на Рейх. В гетто висели плакаты "Кто работает, тот живет". Румковский верил, что таким образом он сможет спасти от 80 до 100 тысяч "полезных" евреев, и сдавал в Гестапо выявленных юденполицаями подпольщиков. Когда нацисты потребовали передать им детей для отправки в газовые камеры, Румковский выступил перед жителями гетто со знаменитой речью "Отдайте мне ваших детей".

Не в силу неправильной позиции, а только из-за конкретных исторических обстоятельств Румковскому не удалось стать таким же спасителем евреев, каким стал Кастнер. В августе 1944 года нацисты решили уничтожить гетто Лодзи - последнее в Польше. Румковскому и его семье выделили в знак особого уважения особый вагон в поезде, едущем в Освенцим. Уже в лагере товарищи по гетто, наконец осознавшие, куда и зачем их привезли, забили Хаима Румковского насмерть деревянными тапками в раздевалке "душевой", и он так и не дошел до газовой камеры.

Несмотря на такой конец Лодзинского гетто, 10 тысячам его жителей удалось пережить нацистские лагеря - это меньше, чем цифра, на которую рассчитывал Румковский, но больше, чем в любом другом польском городе.

За Румковским выстраивается длинная очередь из десятков тысяч простых юденполицаев, тоже надеющихся на посмертное признание их заслуг в спасении евреев. Все они спасали себя и свои семьи, заталкивая других евреев в вагоны поездов, едущих в лагеря смерти. Не у всех получилось спастись таким образом, но многим удалось. Похоже, что в заочном споре между Варшавским и Лодзинском гетто у нас в итоге победила Лодзь.
Tags: евреи и Израиль, история, современность и политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments