Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Женщины в основе раскола

Женщины в основе раскола


07.09.2015

Девочки, накладывающие тфилин, женщины-раввины, смешанные песнопения и танцы в синагоге, к которым порой присоединяются христиане. Наиболее богатое и влиятельное в США направление иудаизма, называемое модерн-ортодокс, переживает глубокий кризис. Раскол между либералами и консерваторами настолько велик, что современная ортодоксия в США грозит расколоться на мелкие и маловлиятельные группы.

Это уже стало традицией. Ежегодно в январе, в День Мартина Лютера Кинга, чернокожий хор баптистской церкви во главе с пастором Роджером Хамбриком, состоящий из мужчин и женщин, дает концерт в еврейском ортодоксальном Институте Ривердейла в Бронксе. Несколько лет назад хор начал выступать в институте без перегородки, разделяющей его на мужскую и женскую половины, как это принято в ортодоксальной синагоге. В ходе концерта к баптистскому коллективу присоединяется детский еврейский хор из соседних школ, в котором мальчики и девочки также стоят и поют все вместе. В январе 2015 года символическое значение совместного концерта возросло: в Нью-Йорке произошли беспорядки на расовой почве, вызванные тем, что чернокожий убил двух полицейских в Бруклине, после чего сам застрелился. Евреи, придерживающиеся либеральных взглядов, тогда выступали за то, чтобы полицейские, окружившие чернокожего после преступления и тем самым, вероятно, вынудившие его совершить самоубийство, были арестованы. В акции протеста приняли участие даже несколько раввинов, которые были задержаны полицией. В состоявшемся вскоре после тех событий концерте приняли участие более 200 ортодоксальных евреев, исполнивших вместе с черным баптистским хором символическую композицию We Shall Overcome («Мы возьмем вверх»).

Хотя организаторы называют свое мероприятие концертом, а не молитвой, именно такие мероприятия провоцируют разлом между различными течениями современной ортодоксии. Традиционалисты не приемлют смешения мужского и женского коллективов внутри синагоги, женского пения и самого присутствия в доме молитвы христианского духовенства. Либералы же рассматривают совместное выступление иудеев и чернокожих христиан как выполнение пророчества Исайи: «Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов».

Институт Ривердейла, известный также как The Bayit, имеет репутацию центрального учреждения либерального крыла традиционного иудаизма, получившего название «открытая ортодоксия». Это течение, желая соответствовать духу времени, зачастую переходит рамки галахических законов. Еще в 80-х годах прошлого века стали появляться ортодоксальные учреждения, где женщины, вопреки сложившейся до этого времени традиции, получили возможность изучать Талмуд и еврейское религиозное право. Сегодня подобные учебные заведения уже не редкость как в США, так и в Израиле, но тогда они произвели своеобразную революцию в ортодоксальном мире.

Перед началом совместного концерта к собравшимся всегда обращается руководство синагоги. Первой выступает Сара Гурвиц, занимающая в иерархии The Bayit второе место. Сара Гурвиц называет себя «первой женщиной, получившей сан ортодоксального раввина». Она выполняет обязанности, которые в ортодоксальном сообществе всегда считались мужской прерогативой: руководит общиной соблюдающих евреев и выносит раввинские постановления. Она также называет себя «раба» (женская форма от «раввин»). После нее появились и другие ортодоксальные женщины, сдавшие экзамены на раввинскую смиху, но они предпочитают не называть себя раба, чтобы их не приняли за реформисток.

Вопрос о рукоположении женщин в раввины поставил современную ортодоксию в США на грань раскола. В настоящее время в этом течении выделяются два лагеря. Оплотом противников такого решения стал знаменитый Yeshiva University, основанный более века назад. Им противостоят либералы, группирующиеся как раз вокруг Института Ривердейла и других подобных учреждений.

«Открытая ортодоксия», зародившаяся 40 лет назад, сегодня превратилась во влиятельное направление с солидной экономической базой. У ее приверженцев есть свои иешивы для женщин (Yeshivat Maharat и Chovevei Torah), синагоги, школы, раввинская ассоциация, предлагающая альтернативу давно существующему ортодоксальному Раввинскому совету Америки. Недавно появился базирующийся в Нью-Йорке Международный раввинский суд, занимающийся, в первую очередь, вопросом разводов для женщин, чьи мужья куда-либо исчезли или просто отказываются дать своим половинам разводное письмо.

В настоящее время противоречия между двумя направлениями современной ортодоксии дошли до критической стадии и угрожают вылиться в официальный «развод». Конфликт усугубился в начале 2014 года, когда двум ученицам школы, принадлежащей течению «открытой ортодоксии», разрешили накладывать тфилин во время молитвы. Ведущий историк американского еврейства Джонатан Сарна из Университета Брандейса полагает, что раскол современной ортодоксии неизбежен: «Если у одного течения появились два вида учебных заведений и разные молитвенники, то “развод”, очевидно, не за горами».

Стоит понимать, что современная ортодоксия – сравнительно немногочисленное, но очень влиятельное течение, занимающее в американском иудаизме центральное положение между ультраортодоксами, с одной стороны, и реформистами и консерваторами – с другой. Современная ортодоксия отличается заметным плюрализмом взглядов среди своих приверженцев. К этому течению принадлежат как и ортодоксальные раввины, отличающиеся от ультраортодоксальных лишь тем, что стремятся дать своим детям современную светское образование и профессию, так и убежденные либералы. Хотя число современных ортодоксов сравнительно невысоко, они – самая состоятельная и образованная еврейская группа в США. Приверженцы этого течения активно представлены в американском истеблишменте. Достаточно вспомнить бывшего сенатора и кандидата в вице-президенты Джо Либермана и нынешнего министра финансов Джека Лью. Если это течение расколется на несколько либеральных и консервативных групп, то уровень его влиятельности неизбежно упадет.



Материал подготовил Роберт Берг

http://www.jewish.ru/theme/world/2015/09/news994330638.php                                                      

Ривка, которая не поклонилась, или освящение имени Всевышнего

Ривка, которая не поклонилась, или освящение имени Всевышнего
Небольшой инцидент с израильским участием произошел три дня назад в Ватикане. Он, однако, удостоился внимания прессы, прежде всего ортодоксальной, как в Израиле, так и в диаспоре.

Фотография дня - Ривка отказалась поклониться

Президент Израиля Реувен Ривлин совершал визит к Папе Римскому Франциску в Рим. Его сопровождала личный секретарь Ривка - ортодоксальная еврейская женщина. Когда люди приветствуют Папу, они обычно пожимают ему руку и кланяются. Но когда Ривка повернулась, чтобы поприветствовать Папу, она объяснила ему, что руководствуясь религиозными соображениями, она не может пожать ему руку и не может поклониться, потому что на Папе надет крест. Тогда Папа закрыл крест рукой и поклонился ей.

Источник.

Ривка, которая не поклонилась, или освящение имени Всевышнего
Римский Папа закрыл свой крест рукой и поклонился, демонстрируя свое уважение к ее вере.

Ривка Равиц - замечательная женщина. Посмотрите видео, чтобы больше узнать про нее.


Ривке Равиц 39 лет, она мать 11 детей, имеет степени по компьютерным наукам и политике.
Источник.
Впоследствии выяснилось, впрочем, что "героическая история ортодоксальной женщины в президентской свите, отказавшейся кланяться Папе, слегка раздута". Ривка Равиц на самом деле поклонилась Папе за секунду до того, как был сделан снимок.

Ривка Равиц - невестка раввина Авраама Равица, много лет проработавшего депутатом Кнессета. Она не пожимает руки дипломатам-мужчинам, потому что соблюдает правила Галахи.

"Все дипломаты знают об этом", - объяснил источник. "Рукопожатие заменяется небольшим поклоном. Папа узнал об этом от своих помощников. Президент сказал ему, кто она, объяснил, что она дочь выдающегося раввина, и она поклонилась, как всегда делает в таких случаях.

Неправда, что Папа закрыл крест рукой или извинился. В его поступке нет ничего связанного с отношениями между иудаизмом и христианством. Папа ничего не сказал, и он всем одинаково откланялся во время приема".
Источник.
Некоторые ортодоксальные СМИ охарактеризовали поступок Ривки Равиц как "освящение имени Всевышнего". Это достаточно странно, потому что так характеризуют поступок еврея, павшего за Веру. Например, в Римской Империи еврея могли скормить львам за отказ поклониться языческим идолам, во время Крестовых походов - утопить за отказ принять христианство и так далее. Ривка Равиц не только не пострадала таким образом, но и сохранила свою должность и источник дохода, а ее авторитет в обществе заметно укрепился.

Ривку Равиц сравнивают также с Мордехаем, отказавшимся кланяться главному министру Персии Аману - героем Свитка Эсфири. Мордехай подставил ради своей гордыни всех евреев Персии под возможный геноцид, и неизвестно, как повернулись бы там события, если бы царь Ахашверош выбрал в качестве любимой жены не Эсфирь, а любую другую красивую девушку. Однако еврейская традиция отказывается задавать подобные вопросы. Впрочем, сейчас и это нерелевантно. Римский Папа, духовный глава полутора миллиардов католиков мира - просвещенный человек, и он очень уважает евреев.
Tags: аналитика и публицистика, евреи и Израиль, современность и политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments