Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Игорь Левитас. Легенды и мифы Др. Греции и Рима. Часть 8. Арес и Дионис

Оригинал взят у 2nikgar2 в Легенды и мифы Др.Греции и Рима.Часть 8.Арес и Дионис
Наши беседы об изображении древнегреческих и древнеримских богов в живописи мы заканчиваем разговором о двух богах, находящимися на противоположных концах человеческих деяний. Речь идет о Аресе - боге войны и Дионисе - боге виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Впереди у нас беседы о героях и эпосах древней Греции и отображение их в живописи.
Но, вот тут я хотел сделать маленькую оговорку. Как все вы уже обратили внимание, я ничего не рассказываю о самих картинах. Я не делаю это сознательно - просто у меня на это не хватает ни времени,ни сил. Однако были совершенно справедливсе просьбы рассказать о картинах. Поэтому обращаюсь с просьбой - помогите. Помогите сделать наши встречи еще интереснее.Начните делать сообщению по отдельным картинам этого направления в живописи. Можно по одной картине, можно сравнить две-три картины, моно взять картины на эту тему одного художника - вариантов масса. Я уверен - будет интересно. Очень на вас надеюсь.
Ну а теперь, как гласит француская поговорка - revenons a nos moutons,(вернемся к нашим баранам). Пардон, к нашим богам. Хотя один из них - Арес своей агрессивностью и упертостью в желании разрушать и убивать превосходил всех баранов.Поэтому даже его отец - Зевс, ненавидел его.
Атрибуты: копье, горящий факел.
Животные: собаки.
Птица: коршун.
Особо интересных историй за Аресом не числилось, ибо кроме войны, его почти ничего не интересовало.Он с утра до ночи носился со сражения на сражения в сопровождении своих детей: Фобоса (страха), Деймоса (ужаса) и Энио- богини неистовой войны. В свободное же от войн время он отличался на других фронтах - любовных. Будучи мужем самой прекрасной женщины - Афродиты, которую он отбил у Гефеста, он при этом имел кучу любовниц.Вот, сейчас дамы скажут - все мужики такие. А я вам отвечу - уже тогда женщины млели от военных.

Ганс Фома "Марс" Конец 19 века.


Михаэль Сверст "Марс" 1652г.


Жак-Луи Давид "Марс, Венера и три грации" 1824г.


Паоло Веронезе "Марс и Венера" 1570г.


Паоло Веронезе "Марс и Венера"


Карло Сарачени "Марс и Венера" 1600г.


Николя Пуссен "Марс и Венера"


Жозеф-Бенуа Суве "Бой Марса с Миневрой"


Жак-Луи Давид "Бой Ареса с Афиной" 1771г.


Пьеро де Козимо "Венера, Марс и Амур" 1505г.

Дети Ареса тоже все были воинственными и агрессивными, за что многие из них поплатились жизнью.
Например Диомед, царь бистонов.У него были лошади, которых он кормил человеческим мясом. Когда Геракл, исполняя волю богов, пишел за этоми кобылицами, Диомед вступил с ним в бой, который , естественно, проиграл и Геракл скормил его лошадям.

Гюстав Моро. "Диомед, пожираемый своими конями" 1865 г.

Другой сын Ареса дракон, рожденный от эринии Тильфосы, был убит героем Кадмом, о чем мы уже говорили.Зубы побеждённого им чудовища Кадм посадил в землю и из них выросли воины, которые состояли в его охране.

Франческо Дзуккарелли "Кадм убивает дракона" 1765 г.

Пентесилея, дочь Ареса и царицы амазонок Отреры, унаследовала у матери трон. Была убита Ахиилом под стенами Трои, что не помешало герою влюбится в нее.

Неизвестный художник 15-16 веков. "Пентесилея"


Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн "Пентесилея и Ахилл" 1823г.

Еще один сын Ареса - Мелеандр, погиб по вине собственной матери - Алфеи, практически она его убила. После рождения Мелеагра Алфее было предсказано, что ее сын умрет, как только догорит полено в очаге; Алфея немедленно выхватила полено и спрятала в сундук. После похода на "Арго" Мелеандр предложил своим товарищам-аргонавтам поучаствовать в охоте на чудовищного вепря, который опустошал его страну. Вмести с ними в охоте принимали участие и родственники Мелеандра, и, самое главное, охотница Аталанта, с которой у Мелеагра завязался роман. После тяжелой облавы, Аталанте удалось поразить его стрелой, а затем обессиленного вепря добил своим копьём Мелеагр. В ходе возникшего спора из-за шкуры зверя, которую должен был получить наиболее отличившийся, Мелеагр присудил трофей Аталанте, но у девушки отнял его Плексипп, дядя Мелеагра по матери. Взбешенный Мелеагр убил Плексиппа, и двух его братьев.В свою очередь Алфея, разгневавшись из-за гибели братьев, бросила полено в огонь и умертвила сына; но затем, в раскаянии, повесилась, а сестры Мелеагра, оплакивавшие брата, были превращены Артемидой в цесарок.

Якоб Йорданс "Мелеагр и Аталанта" первая половина 17 века.


Абрахам Янсенс "Мелеагр и Аталанта" 1625г.


Франсуа Буше "Смерть Мелеагра" 1727г.

О двух сыновьян Ареса надо сказать отдельно. Собственно они сыновья не Ареса, а Марса, италийской ипостаси Ареса. Это Ромул и Рем основатели Рима. Матерью их была весталка, дочь Нумитора, потомка Энея( о котором мы говорили в связи с Афродитой) - Рея Сильвия.

Питер Пауль Рубенс "Марс и Рея Сильвия"
Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена борозда, обозначившая границу города.

Питер Пауль Рубенс «Ромул, Рем и волчица», 1616 г. (Справа пастух, нашедший детей, слева Рея Сильвия и речной бог Тиберин)


Никола Миньард "Пастух приносит домой Ромула и Рема" 1654г.

Теперь переходим к о второму герою нашей беседы - к Дионису. Я специально поставил рассказ о нем вторым - хочется завершить наш разговор на жизнерадостниой ноте. Хотя Дионис и бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, мы его воспринимаем немного и как бога веселья. Особенно, если мы говорим о его римской ипостаси - о Бахусе, имене, которое стало нарицательным.
Атрибуты:
Вакхеи - ветви на мистериях.
Небрида -шкура молодого оленя.
Тирс - деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, сделан из стебля гигантского фенхеля, увенчанный шишкой пинии(италянской сосны).

Леонардо да Винчи "Бахус" 1515г.


Гвидо Рени "Пьющий Бахус" 1623г.


Джованни Франческо Романелли Середина 17 века.


Караваджо "Вакх"


Диего Веласкес "Триумф Бахуса". Середина 17 века.


Якоб Йорданс "Триумф Бахуса" 1645г.

Но несмотря на веселость, страсть к неистовым танцам, захватывающей музыке и неумеренному пьянству, надо признать, что детство у Диониса было трудным. Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид странницы внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся и Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил.Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес к нимфам. Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща. Короче, "по приютам скитался". Хотя и пережил много приключений в жизни, своего отражения его дела в работах живописцев не нашли. Их Дионис интересовал больше всего как пьяница и гуляка. Постоянное окружение Диониса-Бахуса - вакханки, они же менады, они же бассариды, они же фиады, они же мималлоны.Из мужчин его сопровождали сатиры и корибанты(куреты)мифические предшественники жрецов, исполнявшие ритуальные танцы.
Вот несколько изображений вакханок или точнее, как их представляли художники в различные годы. Подозреваю, что каждый писал женщину своей мечты, ибо что может быть лучше красивой, веселой, беззаботной девушки...

Аннибале Карраччи 1590г. (деталь)


Геррард де Лересс Конец 17 века.


Бернард Роде 1785г.


Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен 1785г.


Жан-Симон Бертельми "Вакханка играющая на кимбалах" конец 18 века.


Марк Габриэль Шарль Глейр Середина 19 века


Густав Курбе 1847г.


Виктор Мейреллис 1858г.


Джон Кольер 1889г.


Дьюла Бенцур Конец 19 века.

А вот их общее веселье - вакханалия.

Таддео Цуккари 1551г.


Николя Пуссен 1625г.


Жак Бланшар 1636г.


Якоб ван Лоо 1653 г.


Михаэль Уасс 1719г.


Ловис Коринт 1898г.

А вот и спутники Диониса - сатиры.

"Сатир и менада" Помпейская фреска.


Доссо Досси "Нимфа и Сатир" 1513г.


Йохан Лисс "Сатир у крестьянина" 1619 г.


Якоб Йорданс "Сатир и крестьянин" перв.половина 17 века


Джованни Бенедетто Кастильоне "Вакханка и Сатир" Середина 17 века.


Карл Брюллов "Диана, Эндимион и Сатир" 1849г.


Адольф Вильям Бугро «Нимфы и Сатир», (1873).

Дионису присуще было и благородство, например в случае с Ариадной, дочерью критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

Тициан "Бахус и Ариадна" 1523г.

Итак, мы закончили первую часть наших бесед о персонажах древнегреческой и древнеримской мифологии в живописи. Следущая часть будет посвящена героям. Как видите, я иду по книге Н.Куна. Хотелось бы услышать ваши замечания и пожелания, которые, несомненно, у вас возникали. И еще раз - обратите ваше внимание на мою просьбу в начале этого сообщения.
Tags: искусство и культура, мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments