Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Художник Саверий Сорин. Женский потрет.

ВЫДАЮЩИЙСЯ ПОРТРЕТИСТ СОРИН САВЕЛИЙ / SORINE SAVELY (РОССИЯ-ФРАНЦИЯ-США, 1878-1953). ЧАСТЬ 1 - ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ



С. Сорин любил красивых женщин и восхищался ими, некрасивым сочувствовал и искренне хотел, чтобы современники и потомки увидели их лучшие черты. Поэтому женщины получались у него особенно изящными, привлекательными, нежными или решительными, сияющими или грустными, достойными сочувствия и любви.

_____________________________________

Его знали в Европе и Америке, а он до последнего дня своей жизни за рубежом мечтал об известности в России. Перед смертью завещал отправить на Родину 30 портретов деятелей русского искусства, исполненных им в 20-40-е годы, надеясь, что их примут и полюбят. Вдова художника Анна Степановна Сорина смогла выполнить волю мужа лишь через 20 лет после его кончины, когда рухнул "железный занавес".

Княжна Мери. МарияПрокофьевна Эристова-Ширвашидзе-Чачба — 1920 г. фрагмент. Princess Mary Eristavi (588x700, 418Kb)
Портрет княжны Мэри. Мария Прокофьевна Эристави-Ширвашидзе, одна из самых

красивых женщин XX века (фрагмент), 1920

Ф. Лист - Грезы Любви


Я голоса её не слышал,
И имени её не знал...
...Она была в злофейном крэпе...
...В её глазах грустили степи...
Когда она из церкви вышла
И вздрогнула - я застонал
Но голоса её не слышал,
Но имени её не знал.

Игорь Северянин, 1912
- Портрет балерины Тамары Карсавиной, 1915 (картон, пастель,  карандаш) (551x691, 243Kb)
Портрет балерины Тамары Карсавиной, 1915 (картон пастель, карандаш)


Художника Савелия Сорина называли «трижды прославленным». В самом деле, сначала он прославился как портретист на родине, в России. Потом, когда ему после Октябрьского переворота пришлось эмигрировать во Францию, он и там добился большого успеха и прославился. Наконец, спасаясь от фашистского нападения, он переехал в США, где его причислили к «Галерее величайших художников Америки».

Он был живописцем и графиком, писал портреты и пейзажи, рисовал книжные иллюстрации, прославился как портретист.

Между тем, судьба, казалось бы, не готовила ему ничего хорошего...

Автопортрет бум.смеш. техн. 55х49 1936г. ГТГ — копия (394x394, 55Kb)Автопортрет, 1936 (бум. смешанная техника)




Portret-Very-Tishhenko1918bum.akv.tsv.kar. Вера Тищенко (632x655, 383Kb)
Портрет актрисы Веры Тищенко


Савелий родился в 1878 году в многодетной семье нищего провинциального еврея-портного в заштатном городке Полоцке в Белоруссии. Фанатики-хасиды, они постоянно молились и соблюдали многочисленные религиозные правила и запреты. Мальчик, не ходивший в школу, находил единственную радость в рисовании, но и это ему строго запрещалось. После очередной ссоры с отцом шестнадцатилетний юноша ушел из дома.


Froiline Bova 1925 портрет грузинской принцессы. Portrait of Madame Vava (633x672, 366Kb)
Портрет грузинской принцессы, 1925


Два года он бродяжничал, перебиваясь случайными заработками. Узнав, что в Одессе есть рисовальная школа, Савелий отправился туда и устроился работать в пекарне: хлеб ему был обеспечен. Он снял угол и начал учиться сразу в двух школах, в общеобразовательной и в рисовальной. Его педагогом и наставником был замечательный художник Кирияк Костанди.


33-Portret-neizvestnoj-pod-derevyami-1911-h.m.-temperagrafitguash136x106-GRM (600x579, 373Kb)
Портрет девушки под деревьями (фрагмент), 1911 (темпера, графит, гуашь)


Он быстро приобрел популярность и заказчиков, желающих иметь портрет, написанный Савелием Сориным. И хотя в то время в России и в Европе работало много талантливых художников, к его мольберту выстроилась очередь желающих портретироваться.


1 (1) (586x700, 97Kb)
Портрет балерины Ольги Спесивцевой, 1917 (бум. акварель, белила, сангина, пастель)


В чем же секрет успеха этого художника? Казалось бы, портрет, совсем не простой жанр, он не должен походить на фотографию и запечатлевать только внешний вид человека. От него ждут «отражение души портретируемого в душе художника». Вот здесь-то и важно, какова же душа самого портретиста, как он изобразит на полотне позирующего ему человека?


Портрет В.К.Сомовой 1936 ГРМ (635x644, 309Kb)
Портрет В.К. Сомовой, 1936


А это в немалой степени зависит от того, как художник относится к людям, какие черты личности считает важными, а какие – второстепенными. Важно и то, какой он видит судьбу портрета в жизни человека. Ведь, по словам самого С.Сорина, «человек умрет, а портрет останется», и именно по нему будут судить о человеке.


Портрет Вивьен Ли (Portrait of Vivien Leigh), 1930-е_ х.,м. (635x623, 113Kb)
Портрет киноактрисы Вивьен Ли, 1930-е, (холст масло)


Суровое детство, бесприютная юность и природная наблюдательность развили у Савелия Сорина тонкую душевную восприимчивость. Богатый жизненный опыт помогал ему быстро распознавать сущность человека, пришедшего к нему позировать, и запечатлевать на портрете его внутренний мир. Не последнюю роль сыграли и мощный природный талант, и колоссальная работоспособность, и упорство.


0_108997_f8f8515a_orig (546x700, 153Kb)
Портрет княгини Оболенской (Элис Мюриэль Астор-Оболенская), 1920-е


Благодаря всем этим качествам Савелий Сорин занял достойное место среди ведущих портретистов первой половины ХХ века. И главное – он сумел создать свой неповторимый художественный метод. Он написал около тысячи портретов. Участвовал более, чем в сорока международных выставках.


- Princess Serge Obolensky Дама с терьером (569x700, 411Kb)
Портрет дамы с терьером


Работы С.Сорина хранятся в музеях Парижа, Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Монако, Сан-Франциско, Питсбурга, Лос-Анжелеса, Мемфиса, Санта-Барбары, Москвы, Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Таганрога, Арзамаса, Пскова, Ярославля, Севастополя, Одессы, Красноярска, Тбилиси, Донецка, Луганска, Днепропетровска и др. музеях и частных коллекциях.


- Казачка 1937h.m. (630x693, 435Kb)
Казачка, 1937 (холст масло)

1948_Портрет княгини Ирины Оболенской (Portrait of Princess Irina Obolensky) (554x681, 137Kb)
Портрет княгини Ирины Оболенской, 1948 (бум. на холсте акварель, карандаш)

76.1-Knyaginya-CHolokaeva-Melita-CHolokashvili-1927g.-tempera-na-kartone. А это лицо другой княжны – Мелиты Чолокашвили (399x469, 172Kb)Портрет княгини Мелиты Чолокашвили (фрагмент), 1927 Только у немногих художников имеется такая сильная связь между тем, что он представляет себе, и его рукой, держащей карандаш или кисть, что стоит ему только подумать, например, что это лицо счастливого человека, как из под его руки на бумаге появляется не только очень похожее лицо, но еще и каждому видно, что оно излучает счастье. Большинство из таких — одаренных — художников даже не знает, как это у них получается. Вот, что значит - «от бога».


2.Портрет Дженис Феррара Риган (Portrait of Janice Ferrar Regan), 1928 (бумага, смешанная техника) (614x700, 370Kb)
Портрет Дженис Феррара Риган, 1928 (бум. смешанная техника)

Элегантная дама в костюме казака с охотничьим соколом, 1930 (бумага на холсте, акварель и карандаш) (619x700, 390Kb)
Элегантная дама в костюме казака с охотничьим соколом, 1930 (бум. на холсте акварель, карандаш)

Он научился видеть и изображать не только мельчайшие мимические черты на лице модели, но именно те черты, которые характеризуют его представление о психологической сущности модели. Главное внимание он обращал на лицо, позу и иногда руки портретируемого, и прежде всего, на глаза: «Глаза – зеркало души». 4.-Grafinya-Olga-Orlova1917g (400x456, 168Kb)Портрет графини Ольги Орловой (фрагмент), 1917


Портрет Мелиты Чолокашвили, 1927 (картон, темпера) (535x700, 363Kb)
Портрет княгини Мелиты Чолокашвили, 1927 (картон темпера)

Графиня Элиза Дадиани (555x677, 419Kb)
Портрет княжны Элисо Дадиани, 1919 (бум. акварель, карандаш)

Портрет миссис Розы Курт Штерн, 1941 (бум. акварель, чернила, цв. карандаш, мелки) (403x527, 160Kb)Портрет миссис Розы Курт Штерн, 1941 (бум. акварель, чернила, цв. карандаш, мелки)

Сорину удавалось так много показать в своих работах, что зрители долго не могли оторваться от того или иного его портрета? Они говорили, что, глядя на него, можно, по меньшей мере, написать роман.

Для такой филигранной работы кисть часто оказывалась не самым удобным инструментом, поэтому наряду с ней художник использовал карандаши – графитный, угольный и цветные, пастель вместе с тушью, акварелью и гуашью.

Даже для портретов в полный рост в натуральную величину он брал не холст, а бумагу, наклеенную на холст: так было легче изображать мелкие детали.


16447 (554x681, 134Kb)
Графиня Ольга Орлова, одна из самых богатых женщин царской России, 1917 (бум. на коленкоре гр. карандаш, сангина, белила, акварель)

93537995_sorine005ANNA_PAVLOVA (633x484, 90Kb)
Портрет Анны Павловой в роли Сильфиды, 1920-е

Художник, создавая портрет и проникая в чужую душу, вкладывал в это так много своей души, что расстаться с ними он не мог и возил их повсюду с собой. Но в конце жизни он все -таки закончил их и в завещании просил отправить эти портреты моделям или в те места, где он начинал над ними работать. Портрет А. Ахматовой-1913 бум., кар., черная акварель (2) (400x400, 65Kb)Портрет А. Ахматовой, 1913 (бум. карандаш, черная акварель)


Анна Павлова (616x700, 375Kb)
Портрет Анны Павловой в роли Сильфиды, 1920-е (фрагмент)

Портрет балерины Немчиновой 1943 бум. на х.акв.,бел.,лак,гр.карандаш ГРМ (фрагмент) (545x700, 321Kb)
Портрет балерины Немчиновой, 1943 (бум. на холсте акв., бел., лак, гр.кар.)

1951_Портрет Марины Шаляпиной (Portrait of Marina Chaliapina)_83 х 68_бумага, акварель поверх карандаша_Частное собрание (419x419, 154Kb)Портрет Марины Шаляпиной, дочери Федора Шаляпина (фрагмент), 1951 (бумага, акварель поверх карандаша)

Все отмечали в портретах С. Сорина поразительное сходство с моделью, но сходство это не фотографическое, а романтическое. Этот закрытый, угрюмый и очень одинокий человек, битый жизнью и унижаемый, особенно в молодые годы, всегда оставался романтиком.

Отсюда желание помогать тем, кто нуждается в помощи, независимо от того, родственник ли, друг ли этот человек или нет. Отсюда и непрерывающаяся связь с мачехой-родиной.


Волжская женщина с кувшином 1920-е 55’88×43’18см бум. на х. смеш. техн. (630x700, 558Kb)
Волжская женщина с кувшином, 1920-е (бум. на холсте смешанная техника)

Her Majesty Queen Consort Elizabeth Bowes-Lyon (595x700, 433Kb)
Портрет королевы Елизаветы Боуз-Лион (тогда - принцесса Йоркская), мать ныне царствующей королевы Великобритании Елизаветы II, 1923 (бум. акварель)

- Принцесса Елизавета — сейчас королева Великобритании 1948 бум. акв. (581x700, 402Kb)
Принцесса Елизавета - ныне королева Великобритании, 1948 (бум. акв.)

Portret-zhenshhiny-s-vyazanem-1934-g.- — копия (529x700, 153Kb)
Портрет женщины с вязаньем, 1934

Portret-kinoaktrisy-Natalii-Kovnko-1923-h.m. (584x700, 438Kb)
Портрет актрисы немого кино Наталии Кованько, 1923 (холст масло)

- Портрет Т. Карсавиной в балете «Сильфиды» 1915г. х.м. (598x690, 406Kb)
Тамара Карсавина в балете "Сильфида", 1915 (холст масло)

0_d7076_8bb4a60b_XXL (598x698, 298Kb)
Двойной женский портрет, 1911

Портрет Н.А. Орловой - Великой княжны Надежды Петровны, 1917 (бумага, карандаш, цветные мелки) (508x700, 243Kb)
Портрет Н.П. Орловой - Великой княжны Надежды Петровны, 1917 (бум. карандаш, цв. мелки)

Портрет Джанет Сэндфорд (584x700, 459Kb)
Портрет Джанет Сэндфорд

Margaret Dorothy Kahn. Маргарет – Дороти Кон, и она младшая дочь американского  миллиардера Отто Г. Кона (579x700, 421Kb)
Портрет Маргарет - Дороти Кон, младшей дочери американского миллиардера Отто Г.Кона

96493771_large__01A_Sorina (520x667, 296Kb)
Портрет жены художника - А.С.Сориной, 1943 (бум. смешанная техника)

Портрет балерины Ирины Бароновой 1939 (586x700, 426Kb)
Портрет балерины Ирины Бароновой, 1939

Девушка в голубом - Портрет Александры Ламздорф-Галаган (Швецовой), 1930 (595x700, 508Kb)
Девушка в голубом - Портрет Александры Ламздорф-Галаган (Швецовой), 1930

Portret-zhenshhiny-s-rozoj, 1910-h.m. (452x700, 83Kb)
Портрет женщины с розами, 1910 (масло холст)

96494938_large_0_84815_96cc537a_XXXL (532x700, 182Kb)
Портрет балерины Наталии Красовской, 1934 (бум. на холсте акв., бел., цв. карандаш)

да1 (564x542, 168Kb)
Девушка с зеркалом. Портрет балетной артистки Алисии Никитиной (фрагмент)

Портрет герцогини Бедфордской - Марии Рассел, 1932 (бум. на холсте акварель, цв.карандаш). (523x675, 227Kb)
Портрет герцогини Бедфордской - Марии Рассел, 1932 (бум. на холсте акварель, цв.карандаш)

Портрет молодой дамы из семьи Меллон, 1927 (бум. карандаш. пастель, акварель) (559x700, 112Kb)
Портрет молодой дамы из семьи Меллон, 1927 (бум. карандаш. пастель, акварель)




http://www.russianartsalon.com/SORIN-PORTRAITS.htm
http://artru.info/il/ar/18719/
http://vechnost7.blogspot.ru/2016/03/savely-abramo...in-1878-1953.html?view=classic
http://artforspb.ru/
https://americangallery.wordpress.com/2013/06/15/savely-sorine-1878-1953
/    http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post392845279/

Tags: искусство и культура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • (без темы)

    ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНООГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ДВУХ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВОЙНА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО МОЗГА, С ПОЗИЦИЙ ВНУТРЕННИХ…

  • (без темы)

    СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС: КОМПЬЮТЕРНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО И ЕГО ПРИРОДА В УСЛОВИЯХ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ. לֹא, תִּגְנֹבוּ;…

  • Михаэль Дорфман. Евреи и не евреи

    ЕВРЕИ И НЕ ЕВРЕИ Михаэль ДОРФМАН Прекрасный американско-еврейский писатель, профессор-политолог Йельского и Колумбийского университетов Лео…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments