Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Как выглядела София Палеолог на самом деле? Зачем Палеологи породнились с Рюриковичами? (2 статьи)

Как выглядела София Палеолог на самом деле?

Внешность великой княгини московской Софии Фоминичны (при рождении – Зои) Палеолог современники описывали как весьма привлекательную. На это имелось много причин. Ни один крестьянин, купец или придворный не смел даже заикнуться, что супруга московского князя не хороша собой. Красота и обаяние царственных женщин всегда сильно преувеличивались. И эта традиция была обычной как для России, так и для зарубежья.

Дворцовые обычаи

Люди, умело льстившие княгиням и княжнам, были обласканы их вниманием и добивались высокого положения в обществе. По этой причине льстецов при дворе всегда было в избытке. К тому же царственные дамы с высоты своего величия казались простым смертным очень привлекательными. Красоту московской княгини Софии Фоминичны воспевали многие придворные летописцы. Ей льстили все: бояре, послы и пр.

В то же время сохранились описания княгини в ранней юности. По происхождению она была гречанкой, темноволосой и кареглазой. Глаза поражали блеском и особой живостью, что очень украшало юную Софию. Молочно-белая кожа придавала ее облику аристократическое благородство. Наследница Палеологов была невысока ростом. В те времена в Европе в моде были худые девушки. София не соответствовала этому канону красоты, но лицом была очень даже хороша. Это отмечали многие.

Да и на Руси красивыми считались пышнотелые девицы. Когда Ивану III по европейским традициям прислали портрет будущей невесты, она ему сразу же понравилась. После такого заочного знакомства решение о браке было закреплено и невесту тут же вызвали в Московию.

Отблеск величия

София Палеолог была наследной византийской принцессой очень благородного рода. Несмотря на упадок Византии, девушка воспитывалась в небывалой роскоши. София с двумя младшими братьями рано осиротела. Еще в младенчестве они были перевезены в Рим. Опекуном детей стал кардинал Виссарион Никейский. Младшие Палеологи получили блестящее образование и соответствующее высокому происхождению содержание.

Когда Софию сосватали за русского князя и она приехала на свою новую родину, девушка была несколько разочарована царившей при дворе скромностью. Здесь не было всего того, что окружало ее в Риме: не было так много золота и драгоценностей на стенах, не было расписанных лучшими живописцами потолков и изысканных античных скульптур. При этом новая московская княгиня почувствовала, что Русь ждет великое будущее. Она смогла полюбить эту страну.

София Фоминична ввела в обычай беспримерную дворцовую роскошь. С ее появления двор князя преобразился. Да и сама молодая княгиня всегда выступала перед придворными богато разодетой в парчу и жемчуга. Все эти украшения, а также горделивая стать и величественные манеры Софии придавали ей еще больше блеска в глазах придворных. Постепенно все это перенял и ее супруг. Двор московских князей, до этого не пленявший изысканностью, буквально расцвел.

Отблеск мудрости

Уже в наше время по форме черепа княгини было реконструирована ее внешность (какой княгиня была уже в зрелом возрасте). Перед учеными предстала самая обычная женщина с несколько грубоватыми чертами лица. Никакой особой прелести, неземной красоты или пленительного женственного очарования в ее облике не было. Пропорции вполне гармоничны, но лицо слегка одутловато, а овал лица оплывший.

Практически единственным украшением являются умные глаза образованной и умудренной опытом женщины. За этот острый ум простой народ считал великую княгиню Софию ведьмой, что можно считать практически комплиментом. Ведьмами в то время называли исключительно независимых и очень умных женщин. София Палеолог привезла с собой в качестве приданого, помимо прочего, и огромную коллекцию книг. Впоследствии она легла в основу знаменитой библиотеки Ивана Грозного.

В то же время нельзя сказать, что княгиня была дурна собой. В браке с Иваном III у нее родилось – по разным источникам – 7 или 9 детей. Это может быть вполне достаточным доказательством того, что супруг считал Софию Фоминичну вполне привлекательной женщиной. Конечно, после стольких родов да еще и при обильном московском столе к старости княгиня сильно располнела. Но даже это не умаляло ее достоинств как перед супругом, так и перед простым народом.    http://russian7.ru/post/kak-vyglyadela-sofiya-paleolog-na-samom/                            

Зачем Палеологи породнились с Рюриковичами?

Понятие «Третий Рим» еще во времена Рюриковичей легло в основу российской государственности. Вместе с ним на Русь пришел двуглавый орел, а Москва стала преемницей Царьграда.

Раскол

В 1438-1439 годах на Ферраро-Флорентийском соборе рассматривались насущные проблемы, являвшиеся камнем преткновения для Западной и Восточной Христианских Церквей. По итогам собора Константинопольские патриархи пошли на ряд уступок папству, что вызвало негодование в среде русского православия.

Последствия «измены» греков не заставили себя долго ждать. В 1441 году по распоряжению Василия II митрополит Исидор, представлявший на соборе Москву, был смещен со своего поста, а на его место избран русский по происхождению святитель Иона. Назначение нового митрополита не было согласовано ни с Константинополем, ни с Киевом.

Священник Семеон Суздалец, оставивший воспоминания о судьбоносных событиях, противопоставляя Василия II «алчным грекам», называл Великого князя «поборником православия» и возносил его на уровень Константина Великого и Владимира Святого.

В ожидании перемен

Неудивительно, что падение в 1453 году Константинополя на Руси трактовали как божью кару за предательство веры. В русском обществе понимали, что Православная Церковь не может оставаться без единого духовного центра: этот факт и порождал брожение мыслей о возможной преемственности между Константинополем и Москвой.

1492 год по православному календарю завершал 7000-летний период, ведущий свое начало от Сотворения мира. О серьезности отношения Церкви к этой дате говорил хотя бы тот факт, что на ней заканчивался цикл пасхалий. На Руси ждали перемен.

В том же 1492 году мы впервые встречаемся с зафиксированной на бумаге мыслью о русской преемственности Византии. Митрополит Зосима в предисловии к «Изложению Пасхалии» на начало наступающего восьмого тысячелетия недвусмысленно высказывался, что Иван III является новым Константином, а Москва новым Константинополем.

Мысли митрополита не были досужими помыслами, а подкреплялись вескими аргументами, в том числе браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора Константина XI Софьи Палеолог. Союз, освященный в 1472 году, закрепил династическое преемство между Палеологами и Рюриковичами.

Дальновидный старец

В более явной форме идея «Москва – Третий Рим» усматривается в письме псковского старца Филофея, адресованного великокняжескому дьяку Мисюрю Мунехину (1523 или 1524 год). Знаменитые слова инока: «два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать» были высказаны в контексте полемики об еретических учениях и относятся без сомнения к Москве.

Но высказывания старца лишены оценок политической роли Русского государства в новых условиях – содержание послания в первую очередь наполнено эсхатологическим и духовным смыслом.

Позднее Ивану Грозному Филофей озвучивал мысль об ответственности, которая возлагается на него, как на государя христианского мира: «Видиши ли, избранниче Божии, яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо единаго царя Иоанна Васильевича государя нашего царство благодатию Христовою стоит».

Возвышение

Русское государство не только на словах, но и на деле доказывает свои претензии на то, чтобы именоваться Новым Константинополем. Как символ христианской империи Россия перенимает у Византии двуглавого орла, который позднее становится государственным гербом. В 1485-1515 годах именно по византийским образцам приглашенные итальянские архитекторы перестраивают Московский Кремль.

Москва, ощущающая себя преемницей Царьграда, в стремлении объединить духовную и светскую власть в 1547 году венчает Ивана Грозного на царство. По мнению историка В. О. Ключевского желание укрепления власти исходит от молодого правителя.

Это было не только торжеством самодержавия, но и, по словам митрополита Макария, укреплением православной веры. Однако, по мнению исследователей, Русь не столько подражала Византии, где было место ересям и смуте, сколько идеализировала создаваемую монархическую власть.

В Уложенной грамоте Поместного собора скрепленной печатью Константинопольского патриарха есть следующие слова: «Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».


Tags: биографии, история, люди и этносы
Subscribe

  • Михаэль Дорфман. Евреи и не евреи

    ЕВРЕИ И НЕ ЕВРЕИ Михаэль ДОРФМАН Прекрасный американско-еврейский писатель, профессор-политолог Йельского и Колумбийского университетов Лео…

  • Как в Израиле отменяли идиш

    Как в Израиле отменяли идиш На одном из спектаклей театра «Идишпиль» В воскресенье, 18-го июля 1948 года редактор…

  • Гевалт, Либерман идет!

    10.03 10:06 MIGnews.com Гевалт, Либерман идет! Для того, чтобы понять, что думают ультраортодоксы о простых смертных, не надо слушать их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments