Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Куда ушли русские Волхвы? Загадочная Марья-Маревна (2 статьи)

Куда ушли русские Волхвы?
Похожее изображение
Тайные знания и умения волхвов были притягательны, но страх перед их могущественной силой всегда был сильнее. Чур меня, чур! — истово крестились на Руси только при упоминании о чародеях, но в повседневной жизни все же прибегали к их услугам. Так кем были эти «не боящиеся могучих владык» люди? Почему даже после Крещения Руси волхвы-чародеи продолжали оказывать немалое влияние на умы не только простого народа, но и великих государей?

Против мага нет приёма
По мнению известного учёного-историка 19-го века профессора Забелина, во времена язычества магия и чародейство являлись для славян обычным делом. В старинной былине о Вольге Всеславьевиче отец отдал молодого Вольгу в учение к волхвам, где тот приобрёл умение оборачиваться буйным туром, а в случае надобности — и горностаем, и волком, и соколом. В повседневной жизни жрецы-язычники знали множество погодных примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз.
Влияние волхвов на народ было настолько сильным, что долгое время сохранялось и при христианстве. Так, волхвы продолжали существовать в русских городах и сёлах и после Крещения Руси. В XI-XII вв. на Руси периодически вспыхивали восстания под предводительством волхвов. В «Повести временных лет» под 1071 годом следует рассказ о выступлениях волхвов в Киеве, Новгороде и Суздальской земле, в частности в Белозерье.
Высшие представители православного духовенства употребляли все средства, чтобы изничтожить в народе доверие к колдунам.
Уже в Церковном уставе святого Владимира положено наказание волхвам и чародеям — сожжение, которое подтверждено и уставом князя Всеволода, княжившего в Новгороде с 1117 по 1132 год. Новгородская летопись от 1227 года сохранила известие о сожжении четырёх волхвов.
В 1410 году митрополит Фотий в послании к новгородцам сурово пенял им за веру в волхвов и занятия волхованием. Позже, в царской окружной грамоте 1648 года, и даже в знаменитой книге «Домострой», авторство которой некоторые историки приписывают царю Алексею Михайловичу, истинным христианам строго воспрещалось всякое общение с волхвами. Значит, спустя пятьсот лет после Крещения Руси, волхвы продолжали чародействовать.
Весьма показательно дело 1625 года по обвинению некоего Якова, переселившегося в Москву из Верхотурья, который прибег к помощи известного волхва по прозванию Козьи Ноги. Он уговорил кудесника извести своего врага купца Степанова. Властям донёс о сговоре узнавший об этом иностранец Ларионов.
Получив зелье, Яков дал его купцу, который впал в оцепенение. Когда по доносу Ларионова Якова подняли на дыбу, он признался во всём. Потянули к ответу и волхва Козьи Ноги. Перед угрозой пытки железом колдун приготовил новое зелье, которое дали больному, и тот ожил. Из страха перед волхвом его всего лишь выслали из города, зато Якова пороли кнутом и сослали на север, а доносчика Ларионова били батогами, «чтобы впредь неповадно было».
Вера в колдовство и чародейство была у русских монархов настолько сильна, что защита от тёмных происков даже специально оговаривалась в крестоцеловальных записях на верность царям Василию Шуйскому и Михаилу Фёдоровичу Романову.
Ушли, не прощаясь
При царе Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим, созданный им самим Тайный политический сыск уже был на должной высоте для того времени. Когда невесту царя, красавицу Ефимию Всеволожскую, извели из зависти, то дело вели с пристрастием и сумели выявить виновного: им оказался чародей крестьянского происхождения Михаил Иванов. Знаменательно, что за «порчу» государевой невесты Мишка должен был лишиться головы, но его не обезглавили, а отправили под крепкой стражей в Кириллов монастырь. Не стерпев на дыбе, Иванов назвал заказчиков зелья, а хитрый Алексей Тишайший получил убийственный компромат на некоторые боярские роды. И, как знать, не пользовался ли он впоследствии тайно чародейскими зельями волхва в собственных интересах? В хрониках середины XVII века отыщется немало случаев неожиданных смертей близких к трону людей.
Петровские реформы буквально перевернули все вверх дном в России, но страх перед колдунами оказался живуч. В воинском уставе 1716 года, правленном лично Петром I, прямо сказано: «Если кто из воинов будет чернокнижник, заговорщик ружья и богохульный чародей, то наказывать его шпицрутенами и заключением в железах или сожжением».
Правда, к чести Петра и российского правительства, преследования волхвов вскоре совершенно прекратились, страх перед ними исчез. Со временем он уступил место праздному любопытству просвещённой публики и прозаическим бытовым нуждам низших сословий.
Вместе с волхвами исчезли и их знания. Практически все записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неведомой. Археологи изредка находят лишь разрозненные фрагменты надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды.
via
Источник http://taynikrus.ru/zagadki-istorii/kuda-ushli-russkie-volxvy/  
                                                                                                                                                                          Загадочная Марья-Маревна
Загадочная Марья-Маревна
Одним из божеств женского пола, почитаемых древними русичами, была дочь Сварога и Лады, Мара – богиня смерти. Её называли также Мораной или Мореной. Как известно, обряды и ритуалы язычников тесно связаны с определенными «переломными» периодами года.
Ведь в те суровые времена жизнь людей напрямую зависела от будущего урожая, и люди старались умилостивить богов, выпросить у них благоприятные погодные условия для своих посевов и богатый приплод домашней скотины. Богиня Морена отождествлялась со всеобщим умиранием в природе, которое наступает с приходом зимы, а также являлась воплощением человеческих судеб.

С именем Мары связано много священных ритуалов. Например, древнейший ритуальный праздник, Ивана Купала, дожил и до наших времён, и, как и на Масленицу, в этот день было принято сжигать чучело, олицетворявшее Морену. А когда-то давно, ранней весной, (1 марта), женщины вооруженные метлами выгоняли со своих огородов опостылевшую Мару, владычицу зимы, тем самым «выметая» и стужу.

Изображали Мару-Морану по-разному. То она представала в облике юной красавицы, то скрывалась под личиной косматой малопривлекательной старухи. Интересно, что в ранних версиях русских сказок Василиса Прекрасная, за которой так настойчиво ухаживал Кащей, и Марья-Моревна, любимая Ивана-Царевича, и есть та самая неумолимая и коварная Мара, в существовании которой были уверены наши предки.

Похожих на Мару божеств и персонажей можно встретить в мифах и других народов. В кельтских преданиях, например, звучит имя богини Морриган, которая забирает души убитых воинов с поля брани и к тому же обладает способностью превращаться в ворону. А в легендах о короле Артуре фигурирует не слишком добрая фея Моргана, его сводная сестра, которая была далеко недоброжелательно настроена к молодому королю. Тем не менее, именно Моргана вместе с королевой Потерянных Земель и с королевой Северных штормов (опять ассоциации с зимой) увезли умирающего Артура на черном корабле на остров Авалон.

А в некоторых версиях легенд указывается на то, что Моргана является даже и самой правительницей Авалона.
Опять-таки, если провести аналогию между древнеславянскими верованиями о Маре и легендой о короле Артуре, то можно обратить внимание на то, что на Руси отмечался день Морены, он же Навий день. Припомним, что для наших предков Навь была страной мертвых, а леди Моргана из кельтских легенд увозит смертельно раненого короля на мрачном корабле на таинственный Авалон.

Теперь вернемся к славянским легендам. Знаменитый остров Буян, неизменно возникавший во множестве древних русских сказок, являлся недоступным простым людям местом, и служил местом хранения ценных кладов.

Здесь, на Буяне, по представлениям славян, и находится тот самый «пуп земли» — Алатырь-камень, из-под которого выходят все реки и начинаются все дороги. К тому же этот камень совмещал и другие функции, это был и трон, и алтарь верховных богов. Именно на Алатырской горе, согласно древним сказаниям, Кащей Бессмертный и Морена распяли Дажьбога, который влюбился в коварную прелестницу и некоторое время жил с ней в законном браке.
Бог смерти по имени Мара, но уже в мужском обличье, присутствует и в древнейшей из мировых религий – буддизме. Согласно буддийским текстам, Будда в ночь своего просветления победил Мару, который старался испугать его страшными духами зла. Однако Гаутама попросту не заметил ни этих страшных существ, ни дочерей Мары, представших в облике прекрасных обольстительниц. Не сумев испугать или искусить Будду, Мара отступился и признал своё поражение.

Таким образом можно заметить, что в эпосах самых разных народов встречаются божества, подобные Маре, и нередко с созвучными именами. В пантеоне богов, на Мару-Морану была возложена одна из главных ролей – прекращение жизненного цикла. Но, несмотря на такую мрачную роль, Морена являлась предвестницей очередного НАЧАЛА, которое неизбежно должно было возродиться.
Источник:
http://secrets-world.com     https://salik.biz/articles/41544-zagadochnaja-marja-marevna.html
Tags: загадки истории, искусство и культура, история, люди и этносы, мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments