Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Нидерландский живописец Бартоломеус ван дер Гельст (1613-1670) (Часть 1)

Цитата сообщения Булгакова_Татьяна

НИДЕРЛАНДСКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА

Нидерландский живописец Бартоломеус ван дер Гельст

(1613-1670)

Часть 1

Женский портрет

Портрет Якобуса, торговца оружием в Амстердаме и Дордрехте

Семейство Репмакеров

Женский портрет

Молодой человек в одежде военного

Семейный портрет

Портрет принцессы Марии Стюарт, вдовы Уильяма II, принца Оранского

Портрет джентльмена, сидящего перед балюстрадой, на фоне пейзажа с загородным домом и далекого вида Гарлема

Портрет женщины с ребёнком, возможно, Маргареты Клоук и Питера Хулфта

Портрет  Софии, жены Бальтазара Койманса

Автопортрет

Портрет Абрахама дель-Корта и его супруги Марии де Каерсгитер

Гертруида Дуббельде, жена адмирал-лейтенанта Эйрта ван Неса

Портрет мужчины в чёрном с перчаткой в руке

Ян Хинлоплен со своей второй женой Люсией Виббранц

Портрет дамы в чёрном атласе с веером

Мужской потрет

Семейный портрет

Портрет дамы

Портрет Джоана Хуйдекопера

Представление новобрачной                                                                                                  Бартоломеус ван дер Гельст или Хелст, нидерл. Bartholomeus van der Helst; ок. 1613, Харлем16 декабря 1670, Амстердам) — нидерландский живописец и гравёр, известен как портретист.

Биография

Гельст, сын трактирщика, родился в Харлеме. В связи с женитьбой перебрался в 1636 году в Амстердам, прожил там всю жизнь и никогда не выезжал из Голландии. Возможно, живописи учился ещё в Харлеме, но неизвестно, кто преподал ему первые уроки (биографических данных о Гельсте вообще крайне мало). Считается, что в Амстердаме Гельст учился у крупного художника начала XVII века Николаса Элиаса Пикеноя. Достоверно неизвестно, учился ли он у Рембрандта, жившего в Амстердаме в одно время с ним, но Гельст усвоил некоторые приёмы портретного стиля Рембрандта, а также Халса.

1637 годом датируется первая известная картина Гельста — портрет четырёх членов попечительского совета Валлонского приюта. Стилистически картина близка произведениям Элиаса. К Гельсту быстро пришла слава, у него появились ответственные заказы. Основными его клиентами стали представители городской верхушки, основными сюжетами — празднества стрелков, присуждение призов, фигуры управителей и попечителей богоугодных заведений, синдиков городских корпораций. В 1642 г. художник написал портрет бургомистра Андриса Бикера с женой и сыном.


В 1654 году Гельст стал одним из основателей гильдии св. Луки. Окружённый почётом, ни в чём не нуждаясь, художник до конца жизни жил в Амстердаме и занимался образованием своего сына, Лодевейка ван дер Гельста, который, впрочем, оказался довольно посредственным живописцем. Среди других его учеников также не нашлось таких, которые заслужили бы внимание потомства.Ко времени переселения Гельста в Амстердам Рембрандт был в зените славы. Однако всё большую популярность завоёвывал изящный стиль ван Дейка, и одним из представителей этого стиля, желая угодить общественным вкусам, стал Гельст. В течение 1640-х гг. художник сделался ведущим портретистом Амстердама и затмил даже Рембрандта. Проработанные в деталях, утончённые портреты Гельста, которые к тому же слегка приукрашивали портретируемых, нравились публике больше, чем поздние работы Рембрандта, становившиеся всё более серьёзными, отмеченными глубоким самоанализом. При этом Гельст относился к числу тех живописцев, которые умели угождать требованиям высокопоставленных заказчиков, оставаясь на позициях реалистического искусства. Живописная техника его была отточенной и виртуозной: он умел в совершенстве воспроизводить материальную достоверность вещи, непринуждённость позы и жеста модели.Шестью годами спустя создан шедевр Гельста — огромный групповой портрет «Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора». В этом полотне талант автора ярко проявился в создании гармоничной многофигурной композиции, при этом все изображённые персонажи индивидуальны и легко узнаваемы. Эта картина находится в Амстердаме там же, где и знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта, так что посетители могут проводить непосредственно сравнение между обоими художниками по их произведениям. Долгое время это полотно считалось равным «Ночному дозору». Джошуа Рейнольдс, посетивший Амстердам в 1781 г., сравнивал эту картину со всеми виденными им ранее портретами и нашёл в ней наивысшее воплощение всех тех качеств, которые должны быть присущи идеальному портрету. Стоит заметить, что, хотя слава Гельста зиждется в первую очередь на портретах, он создавал ещё и картины исторической, библейской и мифологической тематики.

При жизни влияние Гельста (а точнее — его стиля) на других художников было значительным. Такие ученики Рембрандта, как Фердинанд Боль и Говерт Флинк, ради этой модной в то время манеры живописи отошли от стиля своего наставника. Величие Гельста как живописца признавалось и следующем столетии. До сих пор он занимает в голландской школе высокое место; по точности портретов и удачному подбору колорита его ставят непосредственно после ван Дейка. Но в целом художнику всегда не хватало глубины и значительности в передаче человеческого образа. Именно это не позволило его произведениям стать рядом с портретами Рембрандта и Халса, хотя большинство современников считало, что Гельст превосходит их обоих. К известным произведениям Гельста относятся «Портрет проповедника», «Семья Репмакер», «Три арбалетчика», «Портрет молодой принцессы и её кормилицы», «Портрет Паулюса Поттера», «Портрет художника Флинка», «Представление новобрачной родителям новобрачного», «Новый рынок в Амстердаме» (последняя картина по содержанию необычна для художника, так как в ней играют главную роль съестные. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82,_%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%83%D1%81_%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B5%D1%80

Tags: искусство и культура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments