Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

«Нетовцы» и другие cамые радикальные старообрядцы. Как жилось русским сектантам в Уругвае (2 статьи)

«Нетовцы» и другие cамые радикальные старообрядцы

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит:  «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников.  Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру,  участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.   http://russian7.ru/post/netovcy-i-drugie-camye-radikalnye-s/


Колония «Новый Израиль»: как жилось русским сектантам в Уругвае

Вначале XIX в России образовалось движение ортодоксальных духовных христиан, которое называлась «Старый Израиль». Количество «староизроильтян» доходило до 500 тысяч человек. Они считали себя избранным народом, имели мягкие запреты на постничество и принимали институт брака. В 1981 году 22-летний мещанин из воронежской губернии Василий Семенович Лубков объявляет себя «живым богом» и «царем 21-го века», он реорганизует старое движение и образовывает секту под названием «Новый Израиль».

«Новоизраильтяне» были уверены, что их спаситель способен излечить человека или навести на него порчу. Своих приближенных «мессия» называл апостолами, призывал отказаться от православия, крещения и молитвы перед иконой. Для спокойной жизни и служению Богу, Лубков решает перевести свой «народ» на новое место. С Канадой и США у лубковцев не вышло, а Уругвай, нуждавшийся в рабочих руках, согласился принять русских переселенцев.

Прибытие на «землю обетованную»

В мае 1913 года 300 семей «новоизраильтян» во главе с Лубковым прибыли в Уругвай. После трехмесячного карантина и бумажного оформления, русских переселенцев на двух пароходах перевезли на арендованные для них земли в 300 километрах от столицы Монтевидо. Назвали колонию Сан-Хавьер в честь погибшего сына хозяина, арендованного русскими участка, и в ней проживало 2 тысячи человек.

На новое место жительства сектанты прибыли в июле, разгар зимы, в Южном полушарии. Постоянно лил холодный дождь, русские жили в землянках и тростниковых хижинах, питались лепешками из кукурузной муки. Многие страдали от укусов малярийных комаров. Жизнь в уругвайской глуши и незнание переселенцами языка позволило Лубкову установить над колонией тотальный контроль. «Мессия» ввел круговую ответственность, а несогласных выселял за пределы общины.

Жизнь колонии Сан-Хавьер

«Лубковцы» занимались сельским хозяйством и жили тем, что заработают своими руками. За полевыми работами сектанты не забывали в праздничные и воскресные дни собираться на проповеди своего «царя-мессии» и его «апостолов». Женщины колонии носили платки, а всем ее обитателям запрещалось упоминать имя «дьявол», считалось, что так человек призывает его.

Местные жители долго смеялись и говорили, что сумасшедшие русские засадили свои поля цветами. На самом деле это был подсолнечник, не знакомый уругвайцам. Постепенно благосостояние общины росло – покупалась скотина, техника, строились крепкие дома, развивалась инфраструктура колонии.

«Новоизраильтяне» после Гражданской войны в России

К победе большевиков «лубковцы» отнеслись по-разному. Часть радовались свержению православия, кто-то видел в коммунистах новую угрозу, а многим было все равно. В 1926 году в общине произошел раскол. Большинство переселенце не принимали власти своего «царя» и вышли из под его контроля. В этом же году Василий Лубков собирает особо верных приверженцев и возвращается в СССР.

Оказывается, уругвайские власти завели на главу «новоизраильтян» уголовное дело за домогательства.

К 1930 году поселение уже не напоминала секту. Многие русские выучили испанский язык, воспитывали детей в светской манере и стали прихожанами Русской православной церкви за рубежом.

Переселенцы в период «Холодной войны»

В 1961 году, когда Хрущев объявил о массовой репатриации русских, часть жителей Сан-Хавьера вернулись на Родину, где их поселили на Юге России. Те, кто остался в Уругвае оказались под прессом захвативших страну военных. В каждом колонисте власть видела скрытого коммуниста и агента КГБ. Разговаривать на русском стало опасно, поэтому все поселенцы перешли на испанский язык.

Особенно тяжело стало после 1973 года, с установлением в Уругвае военной диктатуры. В Сан-Хавьере сжигались русские книги, был закрыт культурный центр, происходили репрессии против местного населения. В 1984 году военные арестовали и до смерти запытали русского сельского врача Владимира Рослика.

Судьба Василия Лубкова

Оказавшись в СССР Лубков, его апостолы и ближайшие соратники осели в Ростовской области в селе Красный Октябрь на берегах реки Маныч. С 1933 по 1938 года лубквоцы, как сектанты подверглись репрессиям, однако следы их деятельности прослеживались вплоть до середины 50-годов ХХ века. Как сложилась жизнь самого «царя» и «мессии» не известно.

http://russian7.ru/post/koloniya-novyy-izrail-kak-zhilos-ru/
Tags: история, люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments