Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Цари в Спарте

Цари в Спарте.
В древней Спарте был не один царь, а два. Они правили одновременно и принадлежали к двум разным династиям. Согласно греческой мифологии, два спартанских царских рода были родственны друг другу и оба происходили от Геракла. Одна из двух царских династий Спарты считалась старшей, вторая – младшей. Младшая линия царей, по преданию, происходила от Эврипонта, сына Гераклида Прокла, а старшая – от Агиса, сына Эврисфена, который являлся потомком сына Геракла, Гилла.
Отношения между двумя династиями спартанских царей не всегда были дружественными. По смутным, полулегендарным сведениям, на заре истории Спарты старшая династия Агиадов (Агидов) претендовала главенствовать над младшей (Эврипонтидами, Проклидами) и поставить её в подчинённое положение. Возмущённые Эврипонтиды восстали против Агиадов и получили поддержку от части дорийской аристократии.


Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей - в правом нижнем углу

Многие ученые полагают, что действительного родства между династиями спартанских царей не было. Агиады, скорее всего, являлись старинным ахейским родом, который жил на Пелопоннесе ещё до дорийского вторжения. После долгой борьбы с дорийцами Эврипонтидами туземные вожди Агиады примирились с ними под условием разделить царскую власть. Имена родственников-Гераклидов, которых легенда называет предками двух царских родов, видимо, были выдуманы позже с целью объяснить, почему в Спарте не один царь, а два. Борьба двух династий ослабила царскую власть и возвысила правительственное значение аристократии; таково было всегда влияние подобных междоусобий.
По реформам Ликурга цари Спарты утратили прежнее свое полновластие. Но они сохранили почетное положение, и власть их оставалась очень велика, пока важнейшие правительственные права не были переданы эфорам. А после того народ продолжал оказывать царям привычное уважение, но их сан доставлял им больше почета, чем действительного государственного влияния.

Руины театра в древней Спарте

В героический век спартанский царь – «пастырь людей» – был в мирное время правителем и судьею, а на войне – главнокомандующим; кроме того, он был религиозным главою общины, её верховным жрецом. Военные и религиозные права царей гомеровского времени остались за спартанскими царями и после введения законов Ликурга. В этих двух отношениях спартанский царь был слабее монархов других греческих областей лишь потому, что он был не один, разделял свою власть с товарищем.
Спартанские цари считались потомками великого национального героя Геракла; потому народ смотрел на них с религиозным уважением. Они были верховными жрецами; все жертвы, приносимые от имени государства, совершались ими или под их руководством. Цари получали за это части жертвенных животных, получали от государства ячмень и вино. Они были главными жрецами двух важных культов: Зевса Урания (Небесного) и Зевса Лакедемонского. Цари заведовали сношениями спартанского государства с Дельфийским оракулом. По ведению дел с этим оракулом у каждого царя были два помощника, называвшиеся пифийцами; они вместе с царями составляли коллегию хранителей изречений Дельфийского оракула.

Спартанский шлем
Жрецами могли быть только люди, не имеющие никаких физических недостатков. Спартанские цари были жрецами, и физические недостатки лишали кандидата на монархический сан права получить царский сан. По жреческому характеру царей и по происхождению их от Геракла, им оказывались высокие почести и при жизни, и по кончине. Цари Спарты были распорядителями на всех общественных жертвоприношениях, председателями на всех праздниках и играх. За общественными обедами они получали двойные порции. Все кроме эфоров должны были вставать перед царем. Когда умирал царь, все население спартанского государства должно было совершать обряды траура. По всему государству рассылались конные вестники объявлять о смерти царя. По городу Спарте ходили плакальщицы, пели причитанья и били в медные тазы; и мужчины, и женщины надевали траурную одежду. На похороны собирались в Спарту все граждане, приходили из всех местностей Лаконии депутации периэков и илотов; все должны были выражать печаль стонами и другими знаками скорби. После погребения царя на десять дней прекращались все занятия общественными делами.
На войне спартанские цари были главнокомандующими и имели право казнить смертью. Полемархи и другие военачальники составляли их военный совет. Спартанский царь в походе имел отряд телохранителей, состоявший из ста храбрых, отборных молодых людей. Содержание царям и их свите в походе давало государство. Из военной добычи они получали значительную долю. Правительственная и судебная власть царей Спарты была ограничена; именно эти права их и были предметом надзора эфоров, насколько не были прямо отняты у них и переданы эфорам. Но цари принимали и отправляли послов; низшие административные начальники назначались ими и подчинялись им. По некоторым судебным делам спартанские цари оставались верховными судьями; в частности, по всем делам о наследстве и о семейных правах.
После спартанских завоеваний на Пелопоннесе царям, вероятно, достались обширные земли; но если это было так, то позже большая их часть перешла в собственность государства. Впрочем, у царей оставались значительные родовые имения и большие доходы. В их пользование были предоставлены участки государственных земель; эти владения возделывались илотами. Во многих местностях спартанской области (Лаконики) периэки платили подать царям.
В Спарте был царский дом, большой, но старый и простой; он содержался на счета государства; у каждого ли из двух царей был такой дом, или оба они жили в одном, остается для нас неясно. Цари имели военную свиту; она называлась фрура. На войне, шатер царя стоял среди шатров фруры; в Спарте цари жили окруженные жилищами фруры. Наследовал царю тот его сын, который был старшим из родившихся после получения им царского сана. Наследовать престол мог только сын спартанки, вступать в брак с иностранкой было царю запрещено. Если у спартанского царя не было сыновей или были только такие, которые не могли занять престол, то наследовал ближайший родственник. Если сын царя наследовал отцу, будучи еще несовершеннолетним, ближайший родственник правил до его совершеннолетия.
источник

https://cont.ws/@sugochka/869558
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Софья Рон-Мория: Без помех

    Софья Рон-Мория: Без помех Кречневский хасидизм, маленькая группа, стоит несколько особняком и представителей в списке ЯТ не имеет. И…

  • Человековыжималка и общаг (4 статьи)

    Израиль - это государство-человековыжималка, построенная на выжимании своих граждан, вычерпывании их Автор - Слава Рябцев. Ни для кого не…

  • Три исповеди

    Автор - Александр Петренёв О том что люди живут в Израиле тяжело, однако - они всё равно фанатики. Автор - Александр Петренёв. Вчера только…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments