?

Log in

No account? Create an account

История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Previous Entry Share Next Entry
Надя Айзнер. А еще здесь люди живут
2013.Апрель.
bolivar_s wrote in hist_etnol
А еще здесь люди живут - relevant
Жители Иерусалима хотят покоя, парков и плюрализма. Photo by Miriam Alster/Flash90
Надя Айзнер. А еще здесь люди живут
Вчера (14.05.2018) от контрастов в новостях можно было немного сойти с ума: в Газе более полусотни убитых, тысячи раненых и к сожалению, ожидается продолжение в связи с днем «Нагба». С другой стороны, в Иерусалиме банкеты по случаю переезда сюда американского посольства. С третьей — в Тель-Авиве празднуют нашу победу на Евровидении. Сегодня, видимо, нас ожидает не менее «интересный» день, судя по тому, что по улицам Иерусалима патрулируют более 3000 полицейских. Но жителям Иерусалима не привыкать: у нас что ни день, то драма.
А еще здесь люди живут - relevantПриготовления к палестинским демонстрациям против переноса посольства. Photo by Flash90
Город у нас такой. Мало того, что столица Израиля, мало того, что он «как бы объединен», но как бы и вовсе нет, мало того, что он — наиболее «удобное» для террора место потому, что соприкосновение палестинцев и евреев здесь максимальное… Так еще вся страна, да что там страна, весь мир накладывает на Иерусалим свою идеологическую или теологическую  адженду. Религиозные евреи спят и видят Третий Храм, мусульмане — Эль-Акцу, евангелисты поют о своем, другие конфессии христианства  тоже в долгу не остаются. Сторонники Элиора Азарии маршируют по главной улице, борьба реформистов за Стену Плача — у нас же, борьба ультраортодоксов против мобилизации — тоже наша, а правительство так просто считает город площадкой для проведения своей идеологической стратегии, совершенно не считаясь с тем фактом, что тут еще и люди живут (к примеру, новое шоссе, которое явно должно подготовить обстановку к аннексии и присоединению Гуш Эцион к Иерусалиму, провели прямо у людей, так сказать, на голове. То есть в метре от дома, невзирая…) В рамках всего этого, перенос посольства США — исторический, на деле, момент — воспринимается жителями, как правило, с усталым равнодушием, а иногда и раздражением, ибо и перекрытые дороги, и пробки, и, в особенности,  опять обостренная ситуация в восточной части города, как бы это сказать поделикатней… Уже немного достали.
А еще здесь люди живут - relevantДемонстрация протеста напротив нового посольства США. Photo by Miriam Alster/Flash90
Чем же живут иерусалимцы, в промежутке между интифадами, а иногда и параллельно им?
Вспоминая известное высказывание про «дураки и дороги», можно сказать, что по мнению местных жителей, в Иерусалиме четыре проблемы: безопасность, точнее, ее отсутствие, пробки (вкупе с постоянно перекрытыми основными шоссе, потому что — то День Иерусалима, то Трамп, то демонстрации, то еще что-то), конфликт светско-религиозный, который приводит к побегу нерелигиозных жителей из города, и муниципалитет, мало делающий для благоустройства районов и благосостояния жителей.
Интифада ножей и ножниц
В последней «вялотекущей» интифаде одиночек больше всего пострадали жители Иудеи, Самарии и Иерусалима. Только вот в отличие от Иудеи и Самарии, жители Иерусалима далеко не всегда идеологически «подписались» на активное участие в палестино-израильском конфликте. Часть из них вообще левые, извините. Постоянный страх во время банального передвижения по улицам очень сильно влияет на людей, даже на иерусалимцев, которые ко всему уже привыкли. Поэтому когда заявление Трампа привело к ожесточенным демонстрациям — и их еще более жесткому разгону, многие горожане от всей души рекомендовали господину Дональду Фредовичу пожить в Иерусалиме без охраны, походить на рынок, в каньон, поездить в городском трамвае, погулять по Старому городу и прочие, извините за каламбур, острые ощущения. Такой экзестенциальный экспириенс, считают тут, мог бы пойти Трампу на пользу. Впрочем, не трампом единым — ведь и наши политики периодически, скажем, стремятся подняться на Храмовую гору, потому что как известно, она в наших руках, так почему бы и не угодить религиозному электорату. Затем политик радостно едет домой, а ловить камни остаются, правильно, опять рядовые горожане.
А еще здесь люди живут - relevantСтивен Манчин и Иванка Трамп открывают посольство СШа в Иерусалиме . Photo by Yonatan Sindel/Flash90
Ни проехать, ни пройти
Для примера возьмем такой район Иерусалима, как Хар-Хома, официально называемый еще «Хомат Шмуэль». Хар-Хома был основан по политическим соображениям: чтобы стать буфером между деревнями Ум-Туба и Цур-Бахер и окраинами Бейт-Лехема (Вифлеем). По сути, это район пограничный, если бы между Израилем и палестинцами была нормальная граница. Из окон района лучше виден Бейт-Лехем, чем непосредственно Иерусалим.
Но когда район планировали, как видно, позабыли, что там должны жить настоящие, реальные люди, которые ездят утром на работу вне своего спального района. Иначе непонятно, как можно было спланировать район, в котором уже сегодня проживают около 30 тысяч человек, с одним-единственным узким въездом. Он же — выезд. Если вы живете в Хар-Хома, пробка в 7 утра начинается непосредственно около вашего подъезда, и так оно продолжается часа полтора-два. Что такое, вы страдаете? Неудобно? Тратите время, бензин и нервы? Ну и что же. Зато Бейт-Лехем никогда не соединится с Ум-Туба, ура нам. А жители — это статисты.
А еще здесь люди живут - relevantГород-пробка. Photo by FLASH90
Столица трех религий, особенно одной
Тут, наверное, я вас удивлю. В Иерусалиме — самое большое количество либеральных религиозных в Израиле, самое большое количество «феминистических» синагог, лучше всего представлены реформистское и консервативное движения, и наибольшее стремление к добрососедству между умеренными религиозными и светскими. По сути, если вам дорог иудаизм в его гуманистической и плюралистической ипостаси, вы будете лучше всего чувствовать себя в 4-5 старых иерусалимских районах, сосредоточенных на Юге города: между Катамонами и Арноной. Это привлекает сюда молодежь и семьи, которые находятся где-то на «спектре» между светскими и религиозными, а также представителей общины религиозных ЛГБТ. Проблема в том, что недвижимость в этих районах невероятно дорогая, и аренда тоже, совершенно непропорционально ни к качеству квартир, ни к общей благоустроенности. В результате, все же происходит постепенная, но непрестанная эмиграция светских жителей. Сегодня лишь 21% жителей города старше 20 лет являются светскими. Изменения в демографии грозят городу еще большим обнищанием, так как наиболее обеспеченные жители города, те, кто платит больше «арноны» — именно светские.
А еще здесь люди живут - relevantСоюз либерально-религиозных и светских особенно крепок на Юге города. Фото: Нетанель Тевель

Недостижимая мечта — детская площадка рядом с домом
Несмотря на то, что в Иерусалиме в среднем почти 4 ребенка в семье (за счет высокой рождаемости в ультрарелигиозных и арабских районах), детские площадки и парки тут буквально наперечет. То, что в других городах само собой разумеется, в Иерусалиме — постоянная тема для борьбы гражданского общества, представленного десятками организаций и движений, таких, как «Ерушалмим», «Иторерут» («пробуждение») и др. К примеру, именно борьба местных жителей привела в последнее десятилетие к созданию и благоустройству двух прекрасных новых парков: Парк А-Месила («Парк старой колеи») и Эмек А-Цваим («Олений парк»). Недвижимость в городе стоит как на Манхэттене, так что на застройку отдается каждый клочок земли, причем строят в основном «квартиры для богатых» -элитные 4-5-6 комнатные дуплексы и аппартаменты с садом. Купить их, конечно же, могут только очень обеспеченные люди, в основном иностранного происхождения. А молодой специалист, отучившийся в Иерусалиме и захотевший остаться здесь и после учебы — не только не может ничего купить и даже снять, не только затрудняется найти работу (несмотря на низкие данные по количеству безработных, хороших вакансий в Иерусалиме очень мало и на все огромный конкурс), но даже если ему посчастливилось найти и квартиру, и работу — не факт, что в его районе есть элементарные условия для нормальной жизни молодых семей. Особенно плохо дело с благоустройством в ультрарелигиозных районах, где на каждые металлические дряхлые качели усаживаются десять детей, потому что альтернативы — ноль. Надо отметить, что в последнее десятилетие дело обстоит чуть лучше, но до нормализации нам еще очень далеко, а ведь существуют и проекты, ставящие под угрозу даже уже построенные парки. Тот  же Парк А-Месила — его судьба на данный момент неясна, так как по его территории, несмотря на яростные протесты жителей района, собираются провести новую линию трамвая.
А еще здесь люди живут - relevantЛюбимый парк, соединяющий 8 районов, под угрозой. Фото Йоси Замир /Flash 90
Конечно, житель Ришон ле-Циона всегда может сказать, что проблемы иерусалимцев его не касаются, что все мы свободные люди и можем выбирать, где жить. В ответ на это можно привести два аргумента: во-первых, все же большинство граждан Израиля не хотели бы, чтобы в их столице жили одни ультраортодоксы разных конфессий, а все к тому идет. Интерес любого израильтянина — это плюралистичная, разнообразная, безопасная столица, привлекающая множество туристов и международные фестивали и мероприятия. А это попросту невозможно обеспечить без достаточного количества производительных и позитивных сил в городе, в том числе секулярных. Во-вторых, Иерусалим это такой «трейлер» Израиля — все, что происходит у нас, со временем перебирается и в другие районы страны. Вспомните битвы за субботу в Иерусалиме в 90-х и посмотрите на Ашдод сегодня — один к одному. Так что, заметьте, — то, что происходит в Иерусалиме, касается всех.    https://relevantinfo.co.il/residents-of-jerusalem/