
«Идите в бан!» Как устроена «система подавления» в Facebook
На прошлой неделе мне позвонили в редакцию и предложили написать статью о странных, мягко говоря, действиях руководства Фейсбук. О том, почему эта сеть проводит крайне агрессивную политику против тех пользователей, которые осмеливаются критиковать израильский филиал Фейсбука. И хотя эта тема мне знакома, я попросил некоторое время на то, чтобы проверить факты.
Мне часто рассказывают о том, что Фейсбук одних пользователей «банит» (отключает) на некоторое время, а другим удаляет аккаунты, и все это по самым незначительным поводам. Каким образом выносятся решения — скрыто от глаз пользователей.
Сайт Mako рассказывал, что в какой-то момент администрация Фейсбука начала без предупреждения удалять сообщения, в которых встречалось слово «негр», даже самые невинные, например, рецепт торта «Негритенок».
Вскоре мне пришлось с этим столкнуться. В 2016 году, когда в июле месяце Нетаниягу посещал Уганду, я написал небольшую пародию на его речь. Нетаниягу в своей речи не раз и не два вспоминал своего брата Йони, погибшего на земле Уганды во время выполнения операции «Энтеббе» (спасение захваченного самолета с израильскими заложниками).
Речь Нетаниягу, в моем представлении, должны была начинаться так:
«Президент Уганды, президент Кении, президент Замбии, президент Чехии, президент Габона; моя дорогая супруга… Дорогие негритята!..»
За этот пост меня забанили на Фейсбуке. Как мне сообщили – «я нарушил правила сообщества».
Удивительно то, что с момента публикации поста успело пройти 350 дней!
Я зарегистрирован в Фейсбуке практически с момента появления этой социальной сети, и уже думал, что меня сложно удивить действиями администрации. Однако практика показала, что я ошибался.
В последнее время отношения между администрацией Фейсбука и его израильскими пользователями ухудшились до крайности. Еще в конце 2016 года обозреватель по вопросам технологий Авив Мизрахи с сайта «Мако» опубликовал статью под названием: «День, когда вы не сможете ни с кем говорить». Мизрахи рассказывал, как в течение одного дня он получил целых три уведомления от администрации Фейсбука о том, что его посты, якобы, нарушали «правила пользования сообществом».
Такие же сообщения получал журналист Дор Цах, который также осмелился критиковать политику администрации Фейсбука на сайте «Мако».
Журналист Нимрод Цук, разместивший у себя на странице статус, критикующий администрацию «Фейсбука», через короткое время с изумлением обнаружил, что его пост удален.
Сотрудник сайта «Валла» Давид Вертхайм рассказал, что был забанен за пост, опубликованный тремя годами ранее! Ссылка на сайт News1 была заблокирована и удалена как спам.
(Добавим, что подобные явления происходят не только в ивритском, но и в кириллическом секторе Фейсбука. Один из сотрудников нашего портала был забанен на неделю за употребление аббревиатуры «ж/д» — железнодорожник. Администрация увидела в этих буквах оскорбительное для евреев слово. В другом случае ссылка на обычный аналитический сайт, популярный в Европе, была отмечена как спам. Как всегда, администрация Фейсбука не пожелала вступать в дискуссию или как-то объяснить свои действия, – прим. «Деталей»).
Такая политика уже стала традиционной для Фейсбука. В этой социальной сети уже невозможно публиковать ссылки на израильский сайт «Мазвела» («Свалка»), поскольку он неоднократно критиковал Фейсбук. Дошло до того, что владалец сайта, Дори бен Исраэль, подал на Фейсбук в суд, а журналист Шарон Шпорер писал:
«Положение очень серьезное. Это настоящая угроза для израильской демократии».
Впрочем, в последнее время кампания протеста против действий администрации Фейсбука набирает обороты.
В израильском отделении компании Фейсбук работают 450 человек. Оно разделено на 2 подразделения. Первое — промышленное. В нем около 200 человек занимаются, в основном, разработкой программных продуктов для этой социальной сети. Директором этого подразделения является Джоуи Шимхон.
Второй отдел занимается рекламой и контентом. Можно предположить, что все цензурные функции осуществляются именно здесь. В этом отделе работают порядка 250 сотрудников. Им руководит Ади Софер-Тани. Из описания можно понять, что эти подразделения совершенно равноправны. Для примера, точно так же в израильском филиале «Майкрософта» работают два подразделения, примерно с теми же функциями.
Когда пользователи «Майкрософта» имеют какую-то проблему с продуктами компании, они обращаются в отдел в Раанане. Если у вас есть проблема с контентом в Фейсбуке, то вы обращаетесь в отдел, возглавляемый Софер-Тани.

Жаловаться в Дублин бесполезно. Там не понимают иврита, и даже если письмо дойдет до начальства, в поданной ему переведенной записке вместо слова «куши» будет фигурировать запретное слово «негр».
Таким образом, решение об окончательно блокировки пользователей может быть принято только людьми, которые не сидят в Израиле и не работают в израильском секторе Фейсбука. Но поскольку там не знают иврита, то на практике все решения о блокировке принимаются в Израиле. Трудно поверить, что эти люди сознательно подливают масла в огонь…
Израиль — страна небольшая. Еще более узок круг людей, работающих в хай-теке. Все вопросы администрирования контента находятся в руках Ади Софер-Тани, которая также подписывается как «главный исполнительный директор Фейсбука в Израиле».
Во всем мире офисы Фейсбука являются как бы «герметически запечатаны». Такова политика этой социальной сети: ее офисы и сотрудники недоступны ни для посетителей, ни даже для СМИ. Однако в Израиле такое отношение вступает в противоречие общей открытости. К сожалению, им не удалось найти золотую середину между полной прозрачностью и абсолютной замкнутостью (как, скажем, это сделал израильский филиал компании Google).
Кроме того, видно, что компания проводит политику, направленную на зажим критики израильского руководства Фейсбука. Здесь просто следят за контентом и занимаются цензурой, не вступая ни в какие переговоры.
Впрочем, давайте поймем — Фейсбук не должен вам ничего. Эта социальная сеть бесплатна, она зарабатывает только на публикации рекламы. Вам не нравится ее политика? Можете удалить свой аккаунт, и продолжить общаться с друзьями по телефону и электронной почте. А для тех, кто не может расстаться с социальными сетями, существует еще и «Живой Журнал».
Фейсбук отвечает только перед:
- Государствами, на территории которых работают филиалы (они обязаны соблюдать их законы)
- Своими акционерами, которые приобрели акции «Фейсбука» на американской фондовой бирже.
Нельзя сказать, что Фейсбук не заинтересован в своих пользователях. Без нас этой социальной сети бы просто не было. Сегодня считается, что Фейсбук имеет два миллиарда пользователей, и капитализация компании оценивается в 450 миллиарда долларов.
(Можно предположить, что число реальных пользователей несколько преувеличено. Часть аккаунтов Фейсбука — это «боты», распространяющие рекламные сообщения. Некоторые пользователи из-за агрессивной политики Фейсбука имеют по 2-3 аккаунта — когда их «банят» на одном, они переходят на другой. Иные люди скончались, но их аккаунты не стирают родственники из сентиментальных побуждений, а может, просто не имеют к ним доступа. Думается, в реальности число пользователей Фейсбука не превышает миллиарда, — прим. «Деталей»).
Так что, хотя Фейсбук не заинтересован в каждом отдельном пользователе, нельзя сказать, что он может обойтись без подписчиков вообще. Мы рекламодатели, и мы же — целевая аудитория рекламных посланий. Но и мы вложили немало труда в то, чтобы наши аккаунты читали. Закрывая аккаунт навсегда, на неделю или на месяц, Фейсбук вредит нашим связям с нашими читателями. Такое отношение подобные тем, которые существуют в тоталитарных государствах, сдерживает прогресс и поддерживает монополию, что, в свою очередь, наносит ущерб техническому развитию.
Приведем примеры. Скажем, известно, что Microsoft вложил миллиарды долларов в движок, который мог бы конкурировать с Google. Бесполезно — Google сегодня является монополистом на рынке поисковых систем. В свою очередь Google инвестировал миллиарды, пытаясь разработать социальную сеть, которая бы конкурировала с Facebook, и тоже пока безуспешно — Фейсбук остается почти полным монополистом сферы социальных сетей.

После всех моих неприятностей я понял, что Фейсбук следит за каждым из вас. Он знает, что вы пишете — это понятно. благодаря геопозиционированию он знает где вы находитесь. Он даже может следить за тем, что вы пишете на других сайтах.
Когда я пользуюсь аккаунтом на Фейсбуке, то всегда говорю себе:
— Это не моя страница. Эта страница принадлежит Фейсбуку, который в настоящий момент позволяет мне ею пользоваться. Я помню, что это право могут отнять у меня в любой момент.
Юваль Дрор, «ХаАрец«. Фото: Philippe Wojazer, Reuters http://detaly.co.il/idite-v-ban-tak-ustroena-sistema-podavleniya-v-facebook/