Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Беляны - гигантские деревянные корабли, ходившие по Волге в 19 веке

Беляны - гигантские деревянные корабли, ходившие по Волге в 19 веке
Беляны - гигантские деревянные корабли, ходившие по Волге в 19 векеБеляны — уникальные суда 19 века
Как известно, голь на выдумки хитра. Русские издавна славились смекалкой и трудолюбием, поэтому неудивительно, что в 19 веке им удалось изобрести беляны — уникальные суда, которые ходили по Волге и Каме и своими размерами могли посоперничать с океанскими лайнерами!

Беляны — гордость Волги и Ветлуги
Беляны плавали исключительно в одном направлении – с верховья до низовья рек и не заходили дальше Астрахани. Эти суда имели внушительные размеры: некоторые достигали в длину 120 м, в ширину – 30 м, а высота борта была около 6 м. «Обслуживали» беляну от 15 до 35 человек, хотя иногда число рабочих доходило до 60-80 (изредка на судах работали семьями, и женщины сплавлялись на белянах наравне с мужчинами).


Некоторые беляны достигали 120 м в длину.

Необычные суда для сплава древесины
Беляны выглядели громоздкими, но на самом деле были очень маневренными. Управлялись они при помощи руля и огромного лота, из-за чего судно двигалось по реке вперед кормой, а не носом.

Строительство белян.

Казенки — домики для команды.

На белянах работали и мужчины, и женщины.

Строительство белян
Использовались беляны для сплава древесины. Свое название получили благодаря тому, что их корпус, сложенный из бревен, лишенных коры, был былого цвета. Одно судно можно было сложить из 200 еловых брусьев (ими выкладывалось дно) и 250 сосновых (служили для бортов), палуба настилалась из теса или из пиленых досок. Суда изначально строились без единого гвоздя, и их никогда не смолили, поскольку предназначены они были лишь для одной навигации. Прибыв в пункт назначения, судно разбиралось до основания, владельцы белян продавали все – от бревен до пенек, рогожи, канатов, крепежей. На корме беляны устанавливались две избушки для команды, называемые «казенками», их также продавали на суше как готовые дома.
Использовались беляны для сплава древесины. Свое название получили благодаря тому, что их корпус, сложенный из бревен, лишенных коры, был былого цвета. Одно судно можно было сложить из 200 еловых брусьев (ими выкладывалось дно) и 250 сосновых (служили для бортов), палуба настилалась из теса или из пиленых досок. Суда изначально строились без единого гвоздя, и их никогда не смолили, поскольку предназначены они были лишь для одной навигации. Прибыв в пункт назначения, судно разбиралось до основания, владельцы белян продавали все – от бревен до пенек, рогожи, канатов, крепежей. На корме беляны устанавливались две избушки для команды, называемые «казенками», их также продавали на суше как готовые дома.

Рабочие укладывают бревна.
Несмотря на то, что век белян был недолог, хозяева прикладывали немало усилий для их украшения: на палубе крепились государственные, торговые или куческие флаги, напоминавшие паруса. Особо уделяли внимание лоцманской будке, она зачастую была резная и окрашенная золотой краской.

Больше всего белян строилось в середине 19 века, когда массово появились пароходы (в российском флоте их насчитывалось 500), работавшие в то время на дровах. С переходом на нефть спрос на дрова снизился, однако беляны продолжали ходить в Поволжье до конца века.



Источник:
https://cont.ws
Источник: https://salik.biz/articles/44774-beljany-gigantskie-derevjannye-korabli-hodivshie-po-volge-v-19-veke.html
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы, наука и техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments