Календарь дат / мастер жанровой и портретной живописи Павел Андреевич Федотов
(4.07.1815–26.11.1852)
прожил классические тридцать семь.
Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память необычайная, и начальство могло быть смущено только тем, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да вдобавок в карикатурном виде
Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге (с 1834 года), Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры.
Федотов посвящает рисованию все время, свободное от обязанностей офицера, посещая вольноприходящим классы петербургской Академии художеств. Ровно через десять лет службы, оставив колебания, длившиеся без малого четыре года, он вышел в отставку, решив целиком посвятить себя художественной деятельности. Жизненный путь его оборвался в 1852 году. Таким образом, как профессиональный художник Федотов работал всего восемь лет.
жанровая сцена Реализм 1848
Государственная Третьяковская галерея, Москва
в 1848 году на выставке в Петербургской Академии художеств появились три первых его картины, среди них – ставшее впоследствии самым популярным из его произведений Сватовство майора. Неизвестный прежде художник вдруг сделался знаменит.
В «Сватовстве майора» изображено явление майора-дворянина в купеческий дом для смотрин, то есть первого знакомства с невестой. Очевидно, в последний момент невеста догадывается, что применительно к данному событию она слишком нескромно одета, по глупости доверившись модному журнальчику.
Композиционная ирония этой картины в том, что мы видим развернутым, как на сцене, то, что на самом деле происходит за кулисами грядущего события: майор еще не вступил в залу. Федотов остроумно сопоставляет две сцены, где герои пока еще пребывают вне поля зрения друг друга. Поэтому легко представить ситуацию, когда майор войдет в комнату, и сцена в мгновение ока переменится, герои приобретут чинную важность, и от этого все станет фальшивым.
Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. Разбивка офицерской палатки во время осенних маневров
Техника: бумага, акварель, гр.карандаш, лак
Размеры: 30,3 х 35 см
реализм батальный жанр
Его опыты в области батальной живописи – это акварели, изображающие сцены военного быта
Разборчивая невеста
1847 реализм жанровое
В автобиографии Федотов отмечает, что он получил титул народного бытописателя от Ивана Крылова и как будто после этого напутствия взялся за сочинение живописных произведений. В картине Разборчивая невеста (1847) Федотов создает своего рода иллюстрацию к одноименной басне Крылова.
В" Завтраке аристократа "
жанровое,реализм
вещи представляют не свое бытовое назначение, а образ «красивой жизни», это назначение дискредитирующей: на стул нельзя присесть – на нем демонстрируются афиши модных ресторанов; кусочки резаной бумаги на ковре рядом с корзиной показывают, что корзина в виде узкогорлого сосуда не может быть использована по назначению. Она здесь, чтобы демонстрировать благородный вкус хозяина. Но мы видим надкушенную краюху черного хлеба, эту-то «накладку» и пытается закрыть хозяин от входящего гостя.
По блеску исполнительского мастерства «Завтрак» превосходит все прежние живописные произведения Федотова – ни одно из них не являло столь изысканного цветового ансамбля и такого фактурного многообразия. Точность перспективных ракурсов (в позе привставшего с кресла хозяина и встрепенувшегося, повернутого в глубину пуделя), характеристика разнообразных фактурных качеств вещей (сквозистого, ворсистого, мягкого, твердого, блестящего, матового и т. д.) – мастерство решения этих задач сопоставимо с лучшими образцами мировой живописи. Степень композиционной и живописной изощренности для художника, всего лишь три года назад обратившегося к живописи, невероятна.
Вдовушка
реализм жанровое
В картине Вдовушка (в разных ее вариантах) впервые у Федотова появилось то, что в литературном произведении именуется «лирический герой», другое «я» художника, исчезла дистанция между художником и изображаемым миром, и, соответственно, полностью изменилась живописная стилистика. В соотношении «фигура – окружение» перевешивает окружение. Короткая догорающая свеча освещает фуражку покойного мужа-офицера, изображенного на портрете, видны бирки с печатями на посуде, стуле, дверях: имущество описано и вдовушка должна покинуть этот дом. Изображается не событие, происшествие, а состояние…
Портрет Н.П. Жданович за фортепиано (1849).
В картине Анкор, еще анкор! (1851–1852)
временные границы растворяются мотивом действия – прыжками мечущейся туда-сюда собаки. Ситуация утекающего бесцельно времени сформулирована в названии, где русское «еще» обрамлено французским «анкор», означающим то же самое «еще». Понукания обезумевшего от скуки обитателя избы заставляют несчастного пуделя бесконечно прыгать через протянутый чубук
.
Офицер и денщик
1850
жанровое .реализм
В написанной ранее картине Офицер и денщик (1850) – похожая обстановка – топчан, стол, свеча, гитара; та же «колористическая интрига» – интерьер в рефлексах красной скатерти, освещаемой свечой. Наконец, идентичная тема – досужее времяпрепровождение в игре с домашним животным
Игроки
1852 реализм ,жанровое
Апофеозом метафорической поэтики Федотова стало его последнее произведение Игроки (1851–1852), где очевидно – не человек играет картой, а карта человеком, превращая лицо в олицетворение карточного случая, то есть в мистическую фигуру. В полотне «Игроки» невозможно узнать руку, сотворившую «Сватовство майора», хотя эти картины разделяют неполные четыре года. Эволюция столь стремительная – явление уникальное. В «Игроках» – не просто другая манера, но противоположный строй миросозерцания. В виду такой метаморфозы трагическая развязка федотовской биографии – смерть в лечебнице для душевнобольных – воспринимается как нечто предопределенное сверхинтенсивной деятельностью творческого интеллекта.
«Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик
1848
Портрет Софьи Николаевны Федоровой
Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью. В больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе Федотов и умер 14 ноября
Был похоронен на Смоленском православном кладбище
В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.