Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Мастер жанровой и портретной живописи Павел Андреевич Федотов

Цитата сообщения loreleya-46Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Календарь дат / мастер жанровой и портретной живописи Павел Андреевич Федотов

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Pavel_fedotov_1815_1852.jpg

(4.07.1815–26.11.1852)

прожил классические тридцать семь.

Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память необычайная, и начальство могло быть смущено только тем, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да вдобавок в карикатурном виде

Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге (с 1834 года), Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/Fedotov%2C_self-portrait_%281840s%2C_GRM%29.jpg

Федотов посвящает рисованию все время, свободное от обязанностей офицера, посещая вольноприходящим классы петербургской Академии художеств. Ровно через десять лет службы, оставив колебания, длившиеся без малого четыре года, он вышел в отставку, решив целиком посвятить себя художественной деятельности. Жизненный путь его оборвался в 1852 году. Таким образом, как профессиональный художник Федотов работал всего восемь лет.

жанровая сцена   Реализм 1848

Государственная Третьяковская галерея, Москва

в 1848 году на выставке в Петербургской Академии художеств появились три первых его картины, среди них – ставшее впоследствии самым популярным из его произведений Сватовство майора. Неизвестный прежде художник вдруг сделался знаменит.

В «Сватовстве майора» изображено явление майора-дворянина в купеческий дом для смотрин, то есть первого знакомства с невестой. Очевидно, в последний момент невеста догадывается, что применительно к данному событию она слишком нескромно одета, по глупости доверившись модному журнальчику.

Композиционная ирония этой картины в том, что мы видим развернутым, как на сцене, то, что на самом деле происходит за кулисами грядущего события: майор еще не вступил в залу. Федотов остроумно сопоставляет две сцены, где герои пока еще пребывают вне поля зрения друг друга. Поэтому легко представить ситуацию, когда майор войдет в комнату, и сцена в мгновение ока переменится, герои приобретут чинную важность, и от этого все станет фальшивым.

Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. Разбивка офицерской палатки во время осенних маневров

Техника: бумага, акварель, гр.карандаш, лак
Размеры: 30,3 х 35 см

реализм батальный жанр

Его опыты в области батальной живописи – это акварели, изображающие сцены военного быта

Разборчивая невеста

1847 реализм  жанровое

В автобиографии Федотов отмечает, что он получил титул народного бытописателя от Ивана Крылова и как будто после этого напутствия взялся за сочинение живописных произведений. В картине Разборчивая невеста (1847) Федотов создает своего рода иллюстрацию к одноименной басне Крылова.

В" Завтраке  аристократа "

жанровое,реализм

вещи представляют не свое бытовое назначение, а образ «красивой жизни», это назначение дискредитирующей: на стул нельзя присесть – на нем демонстрируются афиши модных ресторанов; кусочки резаной бумаги на ковре рядом с корзиной показывают, что корзина в виде узкогорлого сосуда не может быть использована по назначению. Она здесь, чтобы демонстрировать  благородный вкус хозяина. Но мы видим надкушенную краюху черного хлеба, эту-то «накладку» и пытается закрыть хозяин от входящего гостя.

По блеску исполнительского мастерства «Завтрак» превосходит все прежние живописные произведения Федотова – ни одно из них не являло столь изысканного цветового ансамбля и такого фактурного многообразия. Точность перспективных ракурсов (в позе привставшего с кресла хозяина и встрепенувшегося, повернутого в глубину пуделя), характеристика разнообразных фактурных качеств вещей (сквозистого, ворсистого, мягкого, твердого, блестящего, матового и т. д.) – мастерство решения этих задач сопоставимо с лучшими образцами мировой живописи. Степень композиционной и живописной изощренности для художника, всего лишь три года назад обратившегося к живописи, невероятна.

Вдовушка

реализм жанровое

В картине Вдовушка (в разных ее вариантах) впервые у Федотова появилось то, что в литературном произведении именуется «лирический герой», другое «я» художника, исчезла дистанция между художником и изображаемым миром, и, соответственно, полностью изменилась живописная стилистика. В соотношении «фигура – окружение» перевешивает окружение. Короткая догорающая свеча освещает фуражку покойного мужа-офицера, изображенного на портрете,  видны бирки с печатями на посуде, стуле, дверях: имущество описано и вдовушка должна покинуть этот дом. Изображается не событие, происшествие, а состояние…

Портрет Н.П. Жданович за  фортепиано (1849).

В картине Анкор, еще анкор! (1851–1852)

временные границы растворяются мотивом действия – прыжками мечущейся туда-сюда собаки. Ситуация утекающего бесцельно времени сформулирована в названии, где русское «еще» обрамлено французским «анкор», означающим то же самое «еще». Понукания обезумевшего от скуки обитателя избы заставляют несчастного пуделя бесконечно прыгать через протянутый чубук

.

Офицер и денщик

1850

жанровое  .реализм

В написанной ранее картине Офицер и денщик (1850) – похожая обстановка – топчан, стол, свеча, гитара; та же «колористическая интрига» – интерьер в рефлексах красной скатерти, освещаемой свечой. Наконец, идентичная тема – досужее времяпрепровождение в игре с домашним животным

Игроки

1852 реализм ,жанровое

Апофеозом метафорической поэтики Федотова стало его последнее произведение Игроки (1851–1852), где очевидно – не человек играет картой, а карта человеком, превращая лицо в олицетворение карточного случая, то есть в мистическую фигуру. В полотне «Игроки» невозможно узнать руку, сотворившую «Сватовство майора», хотя эти картины разделяют неполные четыре года. Эволюция столь стремительная – явление уникальное. В «Игроках» – не просто другая манера, но противоположный строй миросозерцания. В виду такой метаморфозы трагическая развязка федотовской биографии – смерть в лечебнице для душевнобольных – воспринимается как нечто предопределенное сверхинтенсивной деятельностью творческого интеллекта.

«Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик

1848

Портрет Софьи Николаевны Федоровой

Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью. В больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе  Федотов и умер 14 ноября

Был похоронен на Смоленском православном кладбище

В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

http://www.m-necropol.ru/fedotov-pa1.jpg

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments