Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Художник Пимен Никитич Орлов (Russian, 1812–1863)

Цитата сообщения Alexandra-Victoria

Pimen Nikitich Orlov (Russian, 1812–1863)...Портретно-Жанровое

Pimen Nikitich Orlov (Russian, 1812–1863)



Автопортрет, 1851, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Орло́в Пи́мен Ники́тич — (1812, хутор Мало-Фощеватый, Воронежская губерния — 24 сентября [6 октября] 1865, Рим, Папская область) — русский художник.

Пимен Орлов родился на хуторе Мало-Хвощеватый Острогожского уезда Воронежской губернии в семье мельника. С раннего детства у мальчика обнаружились незаурядные способности и любовь к рисованию. Родители, однако, желали, чтобы сын продолжил семейное дело и не разделяли увлечение своего ребенка, к тому же из-за бедности крестьянская семья и не могла позволить сыну серьёзно учиться живописи.

Portrait of Natalie Baggavut (?). On a balcony with view on Mount Vesuvius, 1845 (аукцион)
Наталья Николаевна Демидова (1819—1876), жена Карла Яковлевича Багговута, незаконная дочь Н. Н. Демидова.

Однако юный Пимен твердо решил посвятить свою жизнь изобразительному искусству. В подростковом возрасте он уходит из дома и поступает в ученики к странствующему маляру. Малярами в то время называли не только тех, кто красит дома, стены и заборы, но и художников-самоучек, не имевших никакого специального образования. Многие маляры ходили из селения в селение, предлагая свои услуги как по простой покраске полов, стен, заборов и т. п. так и по художественному оформлению вывесок, афиш, рекламных плакатов и т. п. Опытные маляры часто получали заказы по росписи сельских храмов, декоративной росписи стен комнат помещичьих усадеб и помещений в общественных зданиях. Писали они и картины по заказам провинциальных помещиков и других состоятельных людей.


Софья Николаевна Карамзина (1802-1856), фрейлина, дочь Н.М.Карамзина.

Переходя вместе с маляром из селения в селение и принимая участие в исполнении заказов, Пимен постепенно осваивает азы живописи. Желая совершенствоваться в мастерстве, Орлов сменил несколько учителей, пока не стал получать собственных заказов на иконы в церквах и на портреты от окрестных помещиков.


Софья Васильевна Орлова-Денисова, жена В.П. Толстого, 1835, Государственный Эрмитаж

Случай однажды свел его с местным предводителем дворянства Гладким, который, ознакомившись с искусством Пимена Никитича, счел не бесполезным отправить его в Санкт-Петербург для определения в Императорскую Академию художеств, куда, после долгих усилий, Орлов и поступает в 1834 году.


PORTRAIT OF AN OFFICER SAID TO BE IVAN BALASHOV, 1839 (аукцион)

В течение следующих трех лет Пимен Орлов учится в Академии в портретном классе К. П. Брюллова. Выбор жанрового направления был не случаен. Карл Брюллов в середине XIX века считался ведущим российским портретистом, картины его высоко ценились, число желающих заказать у него портретное изображение было велико.


Grand Duchess Anna Pavlovna

Многие живописцы подражали художественной манере Брюллова. Орлов же, не имея серьёзной материальной поддержки со стороны, в студенческие годы вынужден был зарабатывать на жизнь собственным творчеством и портреты в стиле Брюллова позволили Пимену Никитичу иметь достаточно средств к существованию. Из работ студенческой поры наиболее удачными являются портреты Олениной и полковника князя Голицына.


А. А. Окулова (1794-1861)-гувернантка вел. кн. Ольги Николаевны, камер-фрейлина. 1837, Эрмитаж

Постоянная работа над портретами способствовала значительному росту мастерства художника — в 1836 году Орлову была присуждена серебряная медаль 2-й степени.

В 1837 году Пимен Никитич заканчивает обучение в Академии с серебряной медалью первой степени, полученной им за портреты с натуры князя Голицына, госпожи Тимофеевой и девицы Эссен и званием свободного художника.


Портрет Марии Аркадьевны Бек. 1839, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1841 году при содействии Общества поощрения художников и лично конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича, Орлов получил возможность отправиться в Италию. Пимен Никитич поселяется в Риме, где достаточно быстро завоевывает известность своими картинами, выполненным в традиционном итальянском варианте бытового классицизма с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки. Наличие постоянных заказов от местных жителей было очень важно для художника, так как для него это по-прежнему был основной и, пожалуй, единственный регулярный источник дохода


CHILDREN AT PRAYER (аукцион)

Только в 1848 году Пимену Никитичу удалось прислать в Санкт-Петербург картину «Девушка, моющая белье», за которую ему, по ходатайству Академии, обратившей внимание императора Николая I на то, что Пимен Никитич хочет себя посвятить исторической живописи, была назначена на год пенсия в 300 руб.


Девушка-итальянка, полощущая белье. 1848, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.

В 1849 году всем пенсионерам, а в том числе и Орлову, было велено вернуться в Россию, однако Орлов сумел убедить правительство разрешить продолжить ему оставаться в Италии в связи с болезнью глаз и необходимостью окончить заказанные ему картины, уже начатые им.


Сцена из римского карнавала. 1859, Государственный Русский музей С.-Петербург

Октябрьский праздник в Риме. 1851, Государственная Третьяковская галерея, Москва

A Safe Arrival on Shore (аукцион)

Орлов останется в Италии ещё на 16 лет. За это время он напишет множество мастерски выполненных картин: «Октябрь месяц в Риме» (в двух редакциях: «Итальянское Утро» и «Сцена из римского карнавала»); «Девушка, прогуливающаяся по Porte d’Anzio»; «Обет Мадонне», «Возвращение с жнитвы» и «Ave Maria», портреты великой княгини Ольги Николаевны, госпожи Третьяковой и др. Большинство своих полотен Орлов выставлял в Риме и был довольно известен итальянской публике. Местные критики очень тепло отзывались о его работах. Часть своих картин художник отсылал в Россию и на основании их, равно, как и на основании отзывов из Рима, получил в 1857 году звание академика портретной живописи.


Н. В. Гоголь в группе русских художников в Риме: Среди изображённых — архитекторы Фёдор Эппингер, Карл Бейне, Павел Нотбек, Ипполит Монигетти, скульпторы Пётр Ставассер, Николай Рамазанов, Михаил Шурупов, живописцы Пимен Орлов, Аполлон Мокрицкий, Михаил Михайлов, Василий Штернберг.

На Родину художник так и не вернулся — он умер в Риме 24 сентября (6 октября) 1865 года. Захоронение П. Н. Орлова на римском кладбище Тестаччо до настоящего времени не сохранилось, — прах перенесен в общую могилу у Аврелиевой стены; № 131; МК.

Художественное наследие П. Н. Орлова

Картины Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи.


Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир, художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Соловово, 1847, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Большинство произведений Пимена Никитича осталось в Италии и находится в частных собраниях западноевропейских коллекционеров. Однако и в России они пользовались спросом — картины «Молодая римлянка у фонтана», «Итальянское утро» были куплены императором Николаем I, «Раскаяние бандита» приобрел для своей коллекции собиратель Шулепников.


"Портрет А.В.Третьякова" 1851, Государственная Третьяковская галерея

В настоящее время картины Орлова представлены во многих музеях России и стран СНГ — Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее, Закарпатском областном художественном музее имени Й. Бокшая (Украина) и другие.



Несколько работ художника были проданы на аукционах, в том числе 2 картины ниже '(2) PORTRAIT OF AN ITALIAN SHEPHERD BOY WITH A FLUTE AND A SHEPHERD GIRL WITH A...' приобретены на Sotheby's London 'Important Russian Art' в 2013 за $298,463.


(2) PORTRAIT OF AN ITALIAN SHEPHERD BOY WITH A FLUTE AND A SHEPHERD GIRL WITH A..., 1846


Портрет итальянской девочки-пастушки с бубном


Портрет итальянского мальчика-пастуха с флейтой

Портрет Ивана Александровича Балашова

Итальянка с цветами. 1853 Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Девушка с веером (портрет Домники Ивановны Щулепниковой)

Графиня Наталья Павловна Панина

Портрет неизвестного из рода Строгановых

Портрет неизвестного

Портрет молодой итальянки

А.И.Лорис-Меликов с женой и итальянским мальчиком

Пифферари. Калабрийские пастухи, играющие на волынках. 1846, Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова


Портрет княгини З.А. Волконской (1789 – 1862)

Портрет Евдокии Петровны Соколовой

Соллогуб Софья Михайловна, ур. Виельгорская (1820-1878)

Неаполитанка. 1939, Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко

Lina Gagarina

Портрет Карла фон Кубе с собакой

Наталья Владимировна Оболенская (1820-1895), дочь В.П.Мезенцева (1779-1833) и внучки Суворова, графини В.Н.Зубовой(1800-1863); супруга внука поэта Ю.А. Нелединского-Мелецкого, князя Сергея Александровича Оболенского (1819-1882), принявшего имя Оболенского-Нелединского-Мелецкого.

Бибиков Сергей Дмитриевич (1828 - не ранее 1855), сын Дмитрия Гавриловича и Софьи Сергеевны Бибиковых. (Русский музей)

Портрет Пушкина

Напутствие великого князя Михаила Тверского. 1847, Тверская областная картинная галерея

Убийство Михаила Тверского

Убийство Михаила Тверского (деталь)

Tags: искусство и культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments