Бронеавтомобили в кавалерии
Поддерживали ли в годы Первой мировой броневики кавалерию? О взаимодействии двух мобильных родов войск, с упором на применение французских броневиков, - эта статья.
К началу войны во Франции не было ни одного бронеавтомобиля: те несколько штук, коими она располагала, находились в Марокко.
Германская же армия с первых дней войны была снабжена боевыми автомобилями (вначале даже незащищенными броней), которые обычно придавались разведывательным отрядам. Они шли в авангарде германских колонн во время вторжения в Бельгию, а позже и во Францию (на севере). Мы писали о германских броневиках (см. Упущенные возможности. Бронеавтомобили Германии в Первую мировую войну).
Боевое крещение германских броневиков произошло в Верхнем Эльзасе в 1914 г. и принесло благоприятный результат.
Броневзвод № 1 участвовал в операциях в Румынии в 1916 г. Взаимодействуя с кавалерией, в обстановке маневренной войны он проявил свои лучшие качества, особенно отличившись в Кронштадской операции (09. – 10. 1916 г.) и в Трансильванских Альпах.
Бельгийцы к этому же времени также обладали бронеавтомобилями – и тоже в небольшом количестве.

К началу войны во Франции не было ни одного бронеавтомобиля: те несколько штук, коими она располагала, находились в Марокко.
Германская же армия с первых дней войны была снабжена боевыми автомобилями (вначале даже незащищенными броней), которые обычно придавались разведывательным отрядам. Они шли в авангарде германских колонн во время вторжения в Бельгию, а позже и во Францию (на севере). Мы писали о германских броневиках (см. Упущенные возможности. Бронеавтомобили Германии в Первую мировую войну).
Боевое крещение германских броневиков произошло в Верхнем Эльзасе в 1914 г. и принесло благоприятный результат.
Броневзвод № 1 участвовал в операциях в Румынии в 1916 г. Взаимодействуя с кавалерией, в обстановке маневренной войны он проявил свои лучшие качества, особенно отличившись в Кронштадской операции (09. – 10. 1916 г.) и в Трансильванских Альпах.
Бельгийцы к этому же времени также обладали бронеавтомобилями – и тоже в небольшом количестве.


Польза и необходимость автомобилей, вооруженных пулеметами, стала очевидна и французам - с первых же дней войны. И уже в начале августа 1914 г. кавалерийский корпус Сорде реквизировал в Седане легковые и грузовые автомобили, снабдил их вооружением и специально подобранным личным составом и сформировал два отделения - предназначенные для применения в усиленных разведках, а также для связи и сопровождения автомобильных обозов.
В начале сентября 1914 г. к корпусу Сорде был придан один бронеавтомобиль, который и погиб в первом же бою - на Муне. В этом же бою, на левом фланге армии, машины рассеяли, нанося противнику большие потери, германскую пехоту, шедшую густыми массами в атаку на Нантейль-ле-Годуин. В конце того же месяца командующий 2-й армией снабдил кавалерийский корпус Конно группой бронеавтомобилей, вооруженных пулеметами и пушками (обслуживавшихся матросами). В день прибытия эта группа приняла участие в бою у Арраса, где сбила с позиции германских стрелков - чем содействовала продвижению французской спешившейся кавалерии. Немного спустя другая автоброневая группа была придана кавалерийскому корпусу Митра - и применена на Изере, а затем у Ньюпора: пушечные автомобили (37-мм орудие) были поставлены в засаду, выжидая подходящего случая – который представился и был удачно использован лейтенантом Тирнон.


Наконец, 8-го сентября 1915 г. автоброневые группы были распределены между кавалерийскими корпусами.
С января 1916 г. до ноября 1918 г. бронеавтомобили распределялись французами отчасти между кавалерийскими корпусами, а отчасти между кавалерийскими дивизиями. К моменту перемирия каждому кавалерийскому корпусу и кавалерийской дивизии было придано по 2 автоброневые группы.
Первые бронеавтомобили 1914 года (значительная часть которых после Первой мировой оказалась в Марокко и Леванте) были оснащены вертикальной броней из специальной стали толщиной 5,5 мм - предохраняющей от обычных германских пуль на дистанции 100 метров. Треть бронеавтомобилей была вооружена 37-мм скорострельными пушками - для уничтожения германских пулеметных автомобилей, а остальные пулеметами Сен-Этьена. Шасси - легковых автомобилей Пежо и Рено, не обладающие требуемой грузоподъемностью, но все же, благодаря их замечательной конструкции, довольно удачных. В дальнейшем бронеавтомобили были снабжены задним рулевым управлением. По мере увеличения числа групп и потребности в бронемашинах, появилась необходимость в создании броневика специального типа. Начатые в 1917 году попытки привели к появлению машин типа Ларфевр, затем к забронированию американского грузовика Уайт.

В 1916 г. броневтомобили были переданы в ведение кавалерии - и центральное руководство ими перешло в Версаль. Оно было объединено с 27-м и 32-м драгунскими депо, которым затем группы были приданы и в административном отношении.

