Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Пред Образом Мадонны..... Художник Fra Filippo Lippi

Цитата сообщения красавицу_видеть_хотите

Пред Образом Мадонны..... Художник Fra Filippo Lippi

1- Filippo Lippi - фрагмент (350x497, 71Kb)

"Знающий целое может знать и его часть, но знающий часть еще не знает целого.
Мог бы Фидий, увидавший львиный коготь, узнать, что он - львиный, если бы никогда не видал льва целиком?"
(Лукиан - Греческий писатель-сатирик)

Стою пред образом Мадонны:
Его писал Монах святой,
Старинный мастер, не ученый;
Видна в нем робость, стиль сухой;

Но робость кисти лишь сугубит
Величье Девы: так она
Вам сострадает, так вас любит,
Такою благостью полна,

Что веришь, как гласит преданье,
Перед художником святым сиянье
Сама Пречистая в сиянье
Являлась,видима лишь им...

Измучен подвигом духовным,
Постом суровым изнурен,
Не раз на помосте церковном
Был поднят иноками он, -

И, призван к жизни их мольбами,
Еще глаза открыть боясь,
Он братью раздвигал руками
И шел к холсту, душой молясь.

Брался за кисть, и в умиленье
Он кистью то изображал,
Что от небесного виденья
В воспоминаньи сохранял, -

И слезы тихи катились
Вдоль бледных щек...И, страх тая,
Монахи вкруг него молились
И плакали - как плачу я...
Аполлон Майков. 1859, Флоренция

1- Filippo Lippi - художник=1 (350x528, 83Kb)

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469) - флорентийский живописец, один из самых заметных мастеров раннего итальянского Возрождения. Один из самых жизнелюбивых художников своего времени. О его веселых похождениях ходили легенды.


"Редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам".

Это утверждение, имевшее в виду талант Филиппо Липпи, в 16 веке приписывают Козимо де Медичи Старшему, меценату и преданному почитателю Фра Филиппо, заказчику многих его произведений. Фра Филиппо родился около 1406 года и уже пятнадцати лет вступил в орден кармелитских монахов, хотя по всем данным своей натуры, склонной к мирским благам, расточительности и любовным авантюрам, мало годился для монашеского сана.

1- Filippo Lippi - фра-т (700x477, 107Kb)И тут у меня ступор.... то ли рассказывать пробиографию художника, который в своих чувственных мадоннах изображал (как считают многие исследователи) своих возлюбленных, а позже и жену, которую выкрал с женского монастыря. Будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой. Он соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. На тот момент художнику было около пятидесяти лет.

Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Он возвратился обратно в Прато, где по особому указу Папы Филиппо снял монашеский обет и законно вступил в брак. От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными. Мы не увидим у него Мадонну как мать человека, который должен своей смертью искупить грехи человеческие. Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку.

1- Filippo Lippi - художник= (350x379, 67Kb)

То ли писать про его роль в живописи..... о его выдающихся творениях современники отзывались, как о гармоничных, привлекательных образах, вознося мастера за несравненную способность передавать чувства персонажей и атмосферу сцены.


"За высокие качества его ценили настолько, что многое предосудительное в его жизни было покрыто тем уровнем, которого достигла его доблесть".

Филиппо Липпи, освоив повествовательный жанр, соединил его с религиозным сюжетом, и это светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в его работах. Обаятельный мастер многих работ, он сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь. И даже великий Микеланджело "не только постоянно прославлял его, но и подражал ему во многих вещах".

Madonna in the Forest. 1460 г. Государственный музей Берлин

Adoration of the Child with Saints галерея Уффици Флоренция

Лишь в последнее время исследователи творчества мастера приходят к мнению, что его произведения искусства были достойными шедеврами того времени, и являлись по сути своеобразными "предшественниками" грядущей великой эпохи Леонардо. Филиппо же стал первопроходцем на еще непроторенных дорогах светского искусства, до него никем не исследованных.

Мадонна с младенцем Utah Museum of Fine Arts

Не стоит забывать и о некоторых деталях, предопределивших последующий взлет эпохи - эпохи, ставшей классическим идеалом для последующих поколений. Здесь можно назвать изображения мужчины и женщины в одном портрете, наполненные воздухом пейзажи и реальная обстановка, впервые изображенные в работах именно Филиппо Липпи. Все это явилось неоценимым вкладом в сокровищницу мирового искусства.

Мадонна из Тарквинии, написанная в 1437 г. (Рим, палаццо Барберини)

В Эрмитаже хранится картина Филиппо Липпи "Видение блаженного Августина". Сюжет ее заимствован из старой легенды и рассказывает о том, как святому Августину в видении явился Христос в виде мальчика, который переливал воды моря в ямку, выкопанную на берегу. Невозможность вместить море в эту ямку означало здесь бессилие человека, пытающегося проникнуть в тайны религии. Несмотря на то, что сюжет картины проникнут духом уходящей эпохи, фра Филиппо и здесь проявил себя как человек нового времени. Это особенно чувствуется в пейзаже, который для тех лет представлял собой новую область живописи. Перед зрителем развертывается уходящая вдаль панорама холмов, чувствуется их объем и рельеф, переданный контрастами тени и света. Использование светотени и перспективы в живописи принадлежит к числу важнейших завоеваний искусства Возрождения.

Видение Блаженного Августина.Государственный Эрмитаж

Бюст Филиппо Липпи, находящийся над его гробницей в соборе в Прато
выполненный его сыном, Филиппино Липпо
Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок. Тот же Вазари предполагал, что Филиппо был отравлен родственниками Лукреции. Тем не менее, когда Козимо захотел забрать останки художника, дабы захоронить их на родине, во Флоренции, жители Сполето воспротивились и упросили оставить его прах у себя в городе.

Изображения кликабельны

Tags: искусство и культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments