Любовники самого жестокого наркома Сталина
Мы как-то вспоминали длинный перечень любовниц жены Ежова - Гени Фейгенберг. По одной из версий именно за это безжалостный Сталинский нарком и поспособствовал ее гибели. Гораздо менее известны факты похождений самого Ежова.
Между тем, до определенного времени отец репрессий 1937-38 годов ничем особо примечательным не отличался. Как говорится, ничего не предвещало и вдруг...
Дорога в наркомы
Если поднять анкеты Ежова за разные годы - удивляешься. То он плоть от плоти рабочего люда, сын литейщика из Питера. То польского крестьянина, то и вовсе литвин.
Неудивительно, ведь по одной из версий был будущий нарком сыном царского жандарма. Признаваться в таком в революционные времена как-то невместно. Языками, кстати, и польским и литовским владел отлично.
Какое-то время жил на семейные деньги в прусском Тильзите. По версии более поздней анкеты - в это время он трудился учеником слесаря в Питере. Где правда, уже не разобраться.
В 1915 году Ежова призвали в армию. Но болезнь и низкий рост (всего 150 см.) быстро привели к переводу в тыл. Работал писарем, в бой с винтовкой наперевес не ходил.
Дальше вступление в партию и целая череда мелких должностей. Дорос до замнаркома земледелия. Понятно, что в праве и следствии будущий нарком внутренних дел не разбирался совершенно.
Зато исполнителен, умеет заводить связи, беспощаден к оппозиции. Вскоре Ежов уже руководит планово-торгово-финансовым отделом при ЦК. И тут взошла звезда нового наркома.
Организатор репрессий
Когда арестовали Ягоду, Ежова перебросили в НКВД как непричастного и точно не замешанного в заговорах. Но вышло еще хуже, чем было.
Исполнительный, безжалостный и негодный, по мнению того же разведчика Судоплатова, специалист развернулся вовсю. Многие перегибы 1937-38 годов связаны именно с этими чертами "ежового наркома".
Полумер для него не существовало. В крайкомы пошли разнарядки на аресты. Маховик репрессий было уже не остановить. Мело как настоящих врагов Родины, так и людей не сильно причастных.
Через год Берии придется пересматривать дела таких будущих героев как генералов Горбатова и Рокоссовского, конструкторов Туполева, Королева и многих других. Для Ежова существовали только "объекты чистки", а не люди.
Любовные похождения
После ареста Ежов даст подробные показания не только по перегибам в НКВД, но и по своему моральному облику. Семейка была и правда примечательная,
Супруга наркома Геня Соломоновна Фейгенберг очень любила писателей. Очень. В списке ее побед Исаак Бабель, Михаил Кольцов (Фридлянд), Шолохов и Эзейнштейн. Не пропустила она и арктического путешественника Отто Шмидта. Известны ее отношения с зампредом Госбанка Аркусом.
В 1938 году начались аресты в Союзе писателей. Многие друзья Гени оказываются под обвинением в шпионаже, сотрудничестве с троцкистами и зарубежными разведками. Появляются материалы и на саму Геню.
По официальной версии жена Ежова совершает самоубийство передозировкой фенобарбитала. По неофициальной - ее устранил сам нарком, чтобы снять себя компрометирующие обвинения. На похороны жены Ежов не пришел.
Сам нарком после ареста показал, что жена его не слишком интересовала. Дело в том, что Ежов и сам имел многочисленные связи... тоже с людьми искусства.
Среди любовников железного наркома - директор МХАТА Яков Боярский (Шимшелевич), видный партиец Шая Голощекин, который жестоко раскулачивал Казахстан, начальник военторга Ленинградского военного округа Владимир Константинов и несколько других.
Приговоры и расстрелы
Судьба многих друзей "семьи" Ежовых незавидна. Большая часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу, в 1940-41 годах. И вовсе не за любовные похождения.
Под прикрытием любовных встреч ковался очередной троцкистский заговор. В задачах были военный переворот на седьмое ноября, убийство партийных лидеров, захват власти.
Известны воспоминания Симонова о том, как Фадеев просил не наказывать писателя Фридлянда (Кольцова). В ответ Сталин приказал выдать руководителю Союза писателей следственное дело.
Ознакомившись с материалами, Фадеев пришел в ужас. Картина заговора была как на ладони. Многочисленные доказательства и факты невозможно было трактовать иначе.
В 1940 году Ежова расстреляли за участие в заговоре. Любопытно, что на волне горбачевских реабилитаций в оправдании "невинной жертвы" Ежова отказали!
В определении Военной коллегии Верховного суда 1988 года указано, что Ежов виновен в ликвидации неугодных ему лично граждан, в том числе своей жены. Что Ежов вел тайные переговоры по разрушению дружественных связей СССР с другими странами, в частности готовил военный конфликт с Японией. Что подверг не всегда обоснованным репрессиям около полутора миллионов человек.
И это в 1988 году, когда реабилитировали всех "жертв сталинского террора"! Пачками! Не глядя!
Нужно помнить, что' в распоряжении Военной коллегии были материалы следственных дел Ежова и его подельников. Дел, которые засекречены до сих пор. И вот такое решение - отказ в реабилитации. О многом говорит. https://zen.yandex.ru/media/mem/liubovniki-samogo-jestokogo-narkoma-stalina-5b8d3a19fd3cf000aae723f1