
Господь Бог - чернокожий? Почему бы и нет? Морган Фримен сыграл роль Бога в комедии "Брюс Всемогущий". Фото: Википедия
Давид Эйдельман. Геи, цветные, аутисты и дамы-начальницы.
Недавно в чешском еженедельнике «Reflex», который публикует статьи, посвященные политическим новостям и стилю жизни, появилась статья Вилиама Бухерта «Proč musí být v každém seriálu černoch, homosexuál, autista nebo narkoman?» (полный перевод на ИноСМИ).
Бухерт возмущается: почему в каждом американском, британском, французском, австралийском, скандинавском сериале должны появляться чернокожие, геи, аутисты, да и наркоманы? Почему сериалы буквально напичканы представителями меньшинств самого разного сорта? Неужели подавляющая часть западного общества уже вымерла?
Бухерт подсчитывает: количество цветных в американских сериалах непропорционально их количеству в обществе. Сегодня население Соединенных Штатов составляет 327 миллионов человек. Из них около 77% белых (к ним относятся и испанцы, и латиноамериканцы), 13% чернокожих, почти 6% азиатов и, к примеру, 1,3% потомков коренных индейцев и жителей Аляски. А если верить сериалам, то различные расы в США представлены одинаково.
Есть сериальные проекты, где почти все персонажи — чернокожие (афроамериканцев по рекламным и финансовым соображениям привлекают целенаправленно для их собственной аудитории). Но невозможно представить себе американский сериал, в котором были бы представители только белой расы. Это считается неприличным, некорректным, недопустимым.
«В одном современном австралийском сериале, например, китаец любит индуску, что, по статистике, одна из наиболее редких любовных комбинаций антиподов, но телеэкран и монитор снесет все» — пишет Вилиам Бухерт. Его возмущает, что Запад играется в политкорректность, отдаваясь этой игре полностью.
Искусство не отражает действительность. В сериалах было достигнуто равноправие полов, а в жизни нет. Поэтому в сериалах, в отличие от жизни, все заходит так далеко, что многие телетворения буквально кишат женщинами, возглавляющими группы детективов.
Много ли женщин, которые на самом деле, в реальной действительности, руководят детективными группами? Нет. Это совсем нетипично. Но изображать в сериале мужчину во главе группы сыскарей… Это скучно, приземлённо и неполиткорректно. Куда интересней поставить во главе группы миниатюрную красотку с пистолетом, который размерами превосходит ее саму. И эта девушка с легкостью налету сбивает с ног верзилу, который ростом в два раза выше её, а весом раза в четыре тяжелее.
Вместо художественного осмысление нашей жизни, зрителя куда-то ведут. Куда? В какой дивный новый мир?
«Изменения, которые приведут нас к другому миру и жизни, происходят постепенно, и рая для нас в конце этого пути не будет» — говорит Вилиам Бухерт.
К сказанному им можно добавить множество жалоб, которые постоянно встречаются в социальных сетях. Например, на то, что почти нет шансов на то, что персонаж гомосексуал окажется отрицательным. Или крики о том, что слишком часто в кино и сериалах элитные адвокатские конторы возглавляют женщины-афроамериканки. Или о том, что историческому герою в фильме об античности или средневековьи напрасно приделывают лучшего друга -чернокожего.

И нельзя сказать, что эти крики совсем необоснованны. Подобно тому, как нигилисты появились в российской общественной жизни после публикации романа Тургенева «Отцы и дети» и выхода статьи о нем Писарева, современное искусство не только отражает, но и программирует жизнь. Оно создает этику постмодернистского общества, парадоксальным образом укрепляя его единство за счет защиты меньшинств, которые составляют его множественность.
Отношения к группам программируется. Программируется постепенно. Для предотвращения дискриминационного отношения к афроамериканцам в американском кинематографе появились чернокожие начальники задолго до того, как эти начальники появились в реальности. Тоже с чернокожими аналитиками. Цветными бизнесменами. Тоже с чернокожими святыми, апостолами, ангелами и… даже Господом Богом — см. фильм «Брюс Всемогущий», «Эван Всемогущий» и т.д. Причем первоначально на роль Бога в фильме «Брюс Всемогущий» планировался Роберт Де Ниро, но в итоге её исполнил Морган Фримен.
В результате в США появился чернокожий президент с мусульманским именем Барак Хуссейн Обама. И ничего. Мир не перевернулся. Небеса на землю не упали.
Политическая корректность во многом базируется на лингвистической гипотезе Сепира-Уорфа о зависимости типа мышления и поведения от языка. Понимая, что определенные слова и словесные конструкции, отзываются определенным поведением людей, последователи гипотезы пришли к выводу, что человек, который с детства именует инвалида «человеком, с ограниченными физическими возможностями» будет относиться к инвалидам несколько иначе, чем тот, кто говорит «калека».
Исходя из понимания лингвистического детерминизма, который обнаружился в работах Сепира и Уорфа, теоретики политкорректности пришли к выводу, что можно путем установления специальных норм речевого этикета, работать над созданием единого коммуникационного пространства и программировать толерантное поведение. Поведение всех участников политической коммуникации. И не только лингвистическое.
Трудно ожидать толерантного отношения к сексуальным меньшинствам от человека, который с детства знает, что вся эта группа людей определяется словом «пидары».
Если вместо «ниггер» человек будет говорить «афроамериканец», то у него изменится и отношение к чернокожим.
Гипотеза стала одним из главных фундаментов доктрины политической корректности, предлагающей нахождение нейтральных или даже эмоционально положительных заменителей обидных и табуированных выражений, которые задевают чувства и достоинства индивидуума, ущемляют его человеческие права привычной языковой бестактностью и/или прямолинейностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса, внешнего вида и т. п.
А дальше появилась уверенность, что если в кино будет женщина-начальница, то больше женщин на руководящих постах будет и в действительности. Что если в сериале появится хороший чернокожий ученый, то студентам будет легче принять чернокожего преподавателя. И больше чернокожих выберут академическую карьеру.
Зритель подсознательно всегда пытается ассоциировать себя с главным героем. А значит, например, что зритель гетеросексуальной ориентации хотя бы на момент посмотрит на мир глазами гея или лесбиянки. И отношение его к ЛГБТ изменится.
Возникло предположение, что если показывать в фильмах и сериалах великих людей, которые имели трудности в процессе обучения, но многого добились, то изменится отношение к людям, которые страдают дислексией, дисграфией, аутизмом и пр.
И эта стратегия дает свои результаты. https://relevantinfo.co.il/television_series/