Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной.Девушки в Красной Армии, которых боялись немцы

Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной

Помните забавную и по-советски тёплую музыкальную комедию 1981-го года «Берегите женщин»? В центре сюжета картины сплочённый женский коллектив, пробившийся не только на флот, но даже выбивший себе старенький буксир «Циклон» и взявший круговую оборону от всех попыток выбить их из морской профессии. Но мало кто знает, что чисто женский экипаж служил ещё во время Великой Отечественной войны в составе Волжской военной флотилии.

А началось всё с боевой, как говорится, пробивной девушки Антонины Куприяновой. Тоня до войны проживала в Саратове в большой семье. Когда грянула война, все три брата Куприяновы ушли на фронт. Тоня с матушкой осталась ждать вестей в родном городе. Вскоре пришла первая похоронка. После первой невосполнимой потери последовала и вторая. А вскоре пришла похоронка и на третьего, последнего Куприянова.

Тоня приняла решение занять место братьев в строю. Естественно, мать взмолилась не оставлять её, так как более в этом мире у неё никого не осталось. Некогда большая семья была вырвана из жизни войной. Но Антонина была непреклонна.
Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной
Антонина Куприянова в центре

В мае 1943-го года Антонину Куприянову направили служить в сформированную в октябре 1941 года Волжскую военную флотилию. История трагедии семьи Куприяновых тайной не была, поэтому отправили Антонину служить вестовой, тогда эта должность считалась достаточно спокойной и безопасной, насколько это вообще возможно.

В то же самое время фронт стал неуклонно двигаться на запад. Но, несмотря на это, работы Волжской военной флотилии хватало, а вот чего не хватало, так это тральщиков и экипажей. Люфтваффе, чтобы остановить какие-либо речные коммуникации по Волге, завалили русскую реку электромагнитными и акустическими донными минами от самой Самары чуть ли не до Астрахани. Объяснять, насколько важна водная артерия Волги для транспортировки продовольствия, оборудования и сырья, думаю, не стоит. Более того, даже после отступления немцев, их авиация регулярно совершала попытки блокировать судоходство по Волге минированием реки.

Понимала всю сложность положения и Антонина Куприянова, учитывая её должность и вольные и невольные знакомства в различных подразделениях флотилии. Правда, осознать это было не сложно, так как на Волге начали взрываться суда, наскочившие на немецкие мины. Одним из таких судов была нефтеналивная баржа. Если обладаете воображением, можете себе представить, что означает взрыв речной баржи, наполненной нефтью под завязку. Нефтью, которая как воздух необходима для воюющей державы. И это ещё не учитывая, что судоходство было парализовано самой затонувшей баржей на фарватере и гигантским пожаром.

Так как Антонина обладала, как говорится, организаторским талантом и умела расположить к себе товарищей, она решила сколотить полноценную корабельную команду. Многие девушки, с которыми познакомилась Тоня, уже проходили службу на кораблях флотилии или же были достаточно компетентны, чтобы заступить на вахту.

В то время Антонина Куприянова уже была в звании старшины 2 статьи (по-армейски – младший сержант). Используя весь свой боевой дух и обаяние Тоня направилась не к кому-нибудь, а сразу к контр-адмиралу Юрию Алексеевичу Пантелееву – командующему Волжской флотилией с весны 1943-го года. Естественно, Пантелеев несколько оторопел от такой просьбы. Во-первых, хоть женщины в армии и на флоте вовсе не экзотика, но полностью женский экипаж, да ещё и тральщика – это, как минимум, непривычно. Во-вторых, были у контр-адмирала и сомнения в профпригодности такого экипажа, у которого просто не было совместного опыта разминирования водных путей. Но офицеры флотилии, которые хорошо знали как саму Куприянову, так и девушек её команды, убедили контр-адмирала в том, что девушки достаточно крепкие специалисты и справятся с речным тралением.

Газоход

Пантелеев дал добро. Но судов, как и экипажей, тоже не хватало. Поэтому девушкам достался мобилизованный речной газогенераторный буксир, как их называли, газоход Г-12, который находился в плачевном состоянии и требовал срочного ремонта, хотя старым он не являлся, т.к. был построен в 1937 году. Вообще, сами газогенераторные буксиры появились в нашем флоте не от хорошей жизни. Страна Советов остро нуждалась в речных судах, нуждалась в путях коммуникаций, но современного топлива на все задачи не хватало. Поэтому советские инженеры (Московская судостроительная верфь и Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта) сконструировали газогенераторную установку, которая будет в достаточной степени генерировать силовой газ.

Газогенераторы установили на речные суда. Им для питания требовались дрова и вода. Ну, с водой всё понятно – бери не хочу. По поводу дров оказалось немногим сложнее. Так, практически на всём протяжении многих рек располагались лесопилки или лесозаготовительные пункты, у которых недостатка в древесных отходах не было. Мощность таких двигателей газогенераторных установок достигала 120 л.с. Их в изобилии начали ставить на речные буксиры, начиная с 1932-34 годов, а также конструировали различные модификации увеличенной мощности.

Именно такое судно и получили девушки. И оно требовало не только ремонта, но и переоборудования в тральщик. Экипаж Куприяновой: моторист Агния Шабалина, механик Евдокия Пархачева, рулевой Тамара Лекалина, пулемётчица Вера Чапова, матрос Вера Ухлова и минёр Анна Тарасова. При этом «ветеранами» буксира были Евдокия и Агния, именно они работали на нём ещё до мобилизации судна и знали свой газоход, как пять пальцев. Девушки принялись за работу с неподдельным энтузиазмом. То ли девчата раскусили адмиральскую хитрость затянуть начало тральных работ, пока Волгу не почистят мужчины, и девушкам не придётся рисковать, то ли это вообще характерно для того поколения наших соотечественников, а может и то, и другое.

Мобилизованный газогенераторный буксир Г-21

Так или иначе, но тральщик оснастили пулемётом ДШК на тумбе и тралами. Некогда буксирный газоход под номером 12 стал катерным тральщиком Т-611, войдя в 6-й дивизион тральщиков 2-й бригады траления Волжской флотилии под командованием капитан-лейтенанта Олега Селянкина. Как раз он после войны будет вспоминать один из самых конфузных моментов своей боевой службы. Тогда молодого ещё Селянкина только назначали командиром дивизиона. По молодецкой порывистости Олег решил проверить вверенный ему дивизион боевой тревогой без предупреждения на каждом тральщике. Оказавшись на борту Т-611 перед самым рассветом, Олег вломился в кубрик и скомандовал тревогу. Как только на ошалевшего комдива высыпался полуодетый девичий экипаж, его и след простыл.


Олег Селянкин

Т-611 был примерно 21,7 м длиной, 4,4 м шириной, с осадкой на корму 0,56 м, а на нос и вовсе 0,14 м. Корпус был древесным, что делало его менее заметным для магнитных мин. Однако Т-611 как и все газоходы, кроме очевидной экономии топлива, отличался неуклюжестью, низкими маневренностью и скоростью. Но служба его началась.

Своеобразное «боевое крещение» Т-611 и его экипаж получили не на тралении, а во время тушения пожара на очередной подорвавшейся на мине топливной барже. А вот первое траление могло стать и последним. Тральщик базировался в селе Горный Балыклей, который стоит на месте впадения реки Голая в Волгу, а участок траления девушки получили между селением Быковы Хутора (ныне рабочий посёлок Быково) и селом Луговая Пролейка. Специфика их работы заключалась в том, чтобы, взяв на буксир трал-баржу, таскать этот груз, на который среагирует мина. Гитлеровцы свои мины всячески модифицировали, дабы усложнить расчистку фарватеров. К одной из таких хитростей, к примеру, относился прибор кратности. Можно было пройти по участку с трал-баржей дважды, а мина среагирует лишь на четвёртый или даже шестнадцатый раз, что порой создавало иллюзию безопасных речных вод.

31 июля 1943 года женская команда Т-611 весь белый день таскала трал-баржу по участку Волги. Уже вечерело, пора было возвращаться на базу. Но Антонина решила сделать ещё один рейс. Грянул взрыв такой силы, а главное так близко, что не только разворотил баржу, которая в секунду ушла под воду, но и здорово тряхнул сам тральщик. Казалось, что мирный газоход с деревянным корпусом мигом развалится на части.

Кое-где сквозь доски обшивки хлынула забортная вода. Девчата, вместо ожидаемой некоторыми паники, кинулись откачивать воду помпой и вёдрами, одновременно с этим занимаясь поисками пробоин. Вскоре стало ясно, что мелкие щели ещё полбеды, а вот заглохший двигатель и машинное отделение, где воды уже было по пояс – это проблема первой степени. К тому же тральщик речным течение начинало крутить и сносить.
Наконец, Куприянова и Пархачёва нашли самую крупную пробоину именно в машинном отделении. После того как заделали дыру в корпусе и выкачали воду, механик и моторист принялись за двигатель, который предательски не желал работать, хлебнув забортной водички. Захлёбываясь, чихая, издавая самые пугающие механика звуки, двигатель наконец начал набирать обороты, медленно разогреваясь. На реке к тому времени стояла глубокая ночь.

На рассвете потрёпанный Т-611 медленно приковылял на базу. Тральщик встречали криками «ура», экипажи дивизиона высыпали на берег, даже командование встречало газоход. Только потом девушки узнали, что спасательный катер, высланный после взрыва и долгого отсутствия тральщика, нашёл лишь обломки трал-баржи. Ведь Т-611 просто снесло течением. Товарищи по оружию резонно решили, что газоход подорвался и затонул, а искать обломки ночью на реке бессмысленно. Попросту говоря, сослуживцы готовились к поминкам, посему и встреча вышла пышная и искренне радостная.

Вскоре после этого события, доказавшего боеспособность женского экипажа в борьбе с минами, Т-611 решили перевести из 2 бригады ВВФ в бригаду 1-ю, базировавшуюся в Сарепте, ниже по течению Волги. Олег Селянкин (кавалер двух Орденов Красной Звезды и Ордена Красного Знамени), ставший после войны видным литератором, вспоминал, что девчат провожали почти всем дивизионом под вой сирен. Девушки, не привыкшие стоять шеренгой по стойке «смирно», сначала потешно сгрудились у рубки, а когда начали терять из виду провожающих товарищей, перебежали на корму и отчаянно махали на прощанье беретами.

Траление с помощью трал-баржи

В составе 1 бригады траления ВВФ женский экипаж Т-611 сумел вытралить ещё 2 мины. Кто-то, верно, будет разочарован? Всего три мины за карьеру? Во-первых, всего на Волге действовали около 200 тральщиков. Во-вторых, мин немцы высыпали около 750, часть из которых, пускай и небольшая, была уничтожена войсками с берега. В-третьих, немцы были асами минного дела, а электромагнитных тралов для их смертоносных игрушек у советского флота на тот момент фактически не было. Если же убрать детали, трал-баржа была плавучим набитым металлоломом ведром, провоцирующим магнитные мины. Т.е. траление представляло собой бег по лезвию.

Приказом командующего ВВФ контр-адмирала Юрия Пантелеева от 4 октября 1943 года старшина 2-й статьи Антонина Куприянова была награждена медалью «За боевые заслуги». По воспоминаниям Пантелеева, в итоге весь экипаж был награждён правительственными наградами.

В апреле 1944 года тральщик Т-611 был разоружён. Его вернули на Вятку – Вятскому речному пароходству. Экипаж, естественно, был расформирован. Боевые подруги разъехались. Тоня обосновалась в Ульяновске. После войны, судя по фотографиям, подруги иногда встречались.

Так закончилась эпопея единственного в истории полностью женского экипажа боевого корабля, пускай и мобилизованного из мирного газохода.





Автор:




Восточный ветер    https://topwar.ru/143355-edinstvennyy-zhenskiy-tralschik-velikoy-otechestvennoy.html                                                                                                                                       



Девушки в Красной Армии, которых боялись немецкие оккупанты

В годы Великой Отечественной войны в боях за освобождение своей страны и Европы от фашистских оккупантов отличились не только мужчины. Немалый вклад в общее дело Победы внесли и прекрасные защитницы Родины - девушки, наравне с мужчинами сражавшиеся в небе и на земле. Вопреки устоявшимся стереотипам девушки были не только санитарками или связистками. Они командовали танками, были снайперами, летчицами, служили артиллеристами.

«Ночные ведьмы»

Надежда Попова - заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.

Герой Советского Союза Надежда Васильевна Попова родилась 17 декабря 1921 года в Орловской области. После окончания школы она вступила в аэроклуб, а после осталась учиться в нем на инструктора. Затем, закончив Херсонскую авиационную школу ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), поступила в Донецкое военное авиационное училище.

В начале войны Надежду вместе со всем училищем эвакуировали в Узбекистан. Оттуда Попова писала рапорты с просьбой отправить ее на передовую. На фронт она попала в 1942 году, ее определили в женскую авиачасть под командованием Героя советского Союза Марии Расковой. В составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка Попова вылетала на бомбардировщике По-2 на разведку и многочисленные боевые задания в Ростовской области, районах Северного Кавказа, Кубани, Украины, Беларуси и Польши. Мастерски уходящих от прожекторов и зениток девушек, пилотирующих бомбардировщики, немцы прозвали «ночными ведьмами».

Надежда Попова совершила 852 боевых вылета. В 1945 году ей присвоили звание Героя Советского союза. Скончалась Надежда Васильевна в Москве в 2013 году.

Раиса Аронова, старший летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознаменного полка, еще одна представительница «Ночных ведьм».

Родилась в 1920 году в Саратове, окончила школу и отучилась в аэроклубе. Поступив в 1940 году в Московский авиационный институт, уже на следующий год Раиса влилась в ряды Советской армии, попутно доучиваясь в военной школе летчиков города Энгельса.

В составе 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии Раиса Ермолаевна сражалась с противником на территории Украины, Беларуси, Северного Кавказа, Польши и Германии. Всего совершила 941 боевой вылет, за что награждена множеством медалей, орденом Ленина и званием Героя Советского Союза. В 1985 году Раиса Аронова скончалась в Москве.

«Леди Смерть»

Людмила Михайловна Павличенко признана самой успешной женщиной-снайпером в мировой истории. На счету «Леди Смерть», как прозвали ее американские журналисты, 309 уничтоженных солдат и офицеров врага.

Родившаяся в украинском городе Белая Церковь Людмила Павличенко ушла на фронт в первые дни войны. Закончив курсы снайперов, девушка попала в 25-ю им. В.И. Чапаева ордена Ленина стрелковую дивизию РККА, обороняла Одессу и Севастополь.

Большую часть зарубок на прикладе своей снайперской винтовки Людмила поставила в первые месяцы войны - 179 немецких и румынских солдат пали от ее прицельного огня под Одессой. К середине 1942 года их было уже 309.

Получив в 1942 году ранение, Павличенко была эвакуирована с передовой, а после была направлена в США в составе делегации советской молодежи, где она познакомилась с Элеонорой Рузвельт.

К сожалению, несмотря на боевые победы на фронте, у самой известной девушки-снайпера не сложилось жизнь на фронте личном. Своего жениха, младшего лейтенанта Киценко, с которым она служили в одной стрелковой роте и вместе с которым выходили на боевые задания, Людмила вынесла с поля боя на собственных плечах. Напарник был смертельно ранен вражеским минометным огнем.

Герой Советского Союза Людмила Михайловна Павличенко скончалась в 1974 году в Москве.

Экипаж машины боевой

Единственная женщина, занимавшая должность заместителя командира танкового батальона, Александра Григорьевна Самусенко начала свою службу в РККА еще в 1935 году.

Родившаяся в 1922 году в белорусской деревне Кирово девушка прошла две войны: Советско-финскую и Великую Отечественную. Попав в 1941 году на фронт пехотинцем, Александра поступила и успешно окончила танковое училище.

Александра Самусенко сражалась на Брянском, Западном и Воронежском фронтах. Участвовала в Курской битве, дослужилась до звания гвардии капитана, в составе 1-й гвардейской танковой бригады принимала участие в Львоско-Сандомирской операции, в ходе которой войска нацистской Германии и Венгрии были выбиты с территорий Украины и Юго-Восточной Польши и потеряли до 70 процентов своего состава и 8 дивизий.

Кстати, именно в расположение её батальона в январе 1945 года вышел бежавший из плена Джозеф Байерли - единственный американец, который успел повоевать во Второй мировой войне на стороне как американской, так и советской армии. Он около месяца сражался в рядах нашей части, поскольку та была оснащена танками “Шерман”.

Александра Григорьевна не дождалась окончания войны. В марте 1945 года она скончалась в польской деревне Цюльцефирц от смертельной раны.


Tags: биографии, история, люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments