Великое путешествие Екатерины II
Со 2 января по 11 июля 1787 года состоялось уникальное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II в Крым. Одной из целей полугодового путешествия стало желание Екатерины II увидеть новые земли, присоединенные к России в результате войн за четыре года до этого...
Путешествие Екатерины из Санкт-Петербурга в Крым и обратно началось в январе 1787 года и продолжалось шесть месяцев. За это время она посетила Киев, Чернигов, Херсон, Симферополь, Бахчисарай, Мариуполь, Севастополь: старые и вновь отстроенные города, через которые пролегал путь ее кортежа.
Подготовка к поездке началась еще в 1784 голу, когда Князь Г. Потемкин подписал ордер, предписывающий отстроить на пути следования Императрицы гостиниц, гостевых домов, дорог и даже целых городов.
Придворные художники приравнивали это путешествие к появлению Божества.
На путешествие, по разным оценкам, было потрачено от 15 до 20 миллионов рублей. Многие историки говорят, что из казны было выделено 15 миллионов, а еще около 4-х добавил сам Потемкин из личных сбережений. Следует понимать масштаб этой суммы - корова по тем временам стоила 8 рублей.
В данном путешествии можно отследить все признаки классического тура - транспорт, размещение, питание, сопровождение, культурная программа, сувениры.
Вместе с многочисленной обслугой, в путешествие отправились почти 200 человек. Расселись по местам и кортеж, состоящий из 14 карет, 124 саней с кибитками при 40 запасных санях двинулся в путь, растянувшись на версту.
Сама царица ехала в карете на 12 персон, запряжённой 40 лошадьми – фактически это был дом на колёсах. На границе каждой губернии кортеж встречали и сопровождали первые лица губернии. На каждой станции царский поезд ожидало до 600 свежих лошадей.
Специально для путешествия был разработан справочник-путеводитель
Изначально кортеж прибыл в Киев и пробыл там почти три месяца: ждали, когда вскроется Днепр. Далее флотилия, состоявшая из 50 галер, двинулась дальше. Посетили только что отстроенные города Екатеринослав (Днепропетровск) и Херсон.
По ночам кортеж Императрицы походил на посадочные огни современных аэропортов - по дорогам были расставлены бочки с смолой, которые горели и освещали путь.
Сопровождавший Императрицу посол Франции Луи-Филипп де Сегюр вел записи. Вот описание отъезда Императрицы из Киева:
«22 апреля 1787 года императрица пустилась в путь на галере, в сопровождении великолепнейшей флотилии, которая когда либо шла по широкой реке. Она состояла из 80 с лишком судов с 3 тыс. человек матросов и солдат.
Впереди шли семь нарядных галер огромной величины, искусно расписанных, с множеством ловких матросов в одинаковой одежде. Комнаты, устроенные на палубах, блистали золотом и шелками. […] На каждой из галер была своя музыка».
Также Сегюр описал фейерверк в городе Каневе:
«По уступам её была прорыта канава, наполненная горючим веществом; его зажгли, и оно казалось лавою, текущею с огнедышащей горы, и сходство было тем разительнее, что на вершине горы взрыв более 100 тыс. ракет озарил воздух и удвоил свет, отразившись в водах Днепра. Флот наш тоже был великолепно освещён, так что на этот раз для нас не было ночи»
Дорогу в Крым Потемкин потребовал "сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским. Я назову ее Екатерининский путь".
В развитие этой темы он повелел обозначить победное шествие Екатерины от моря до моря специальными "дорожными знаками": каждая верста обозначалась специальным треугольным обелиском, а через каждые десять верст водружали каменную "милю" — "круглую пропорционально вытесанную колонну с украшением вроде осьмиугольной капители".
Екатерининская миля
До наших дней из всех Екатерининских миль сохранилось всего две в Днепропетровской, одна в Херсонской областях и пять в Крыму: в Севастополе на Северной стороне, в Бахчисарае возле Ханского дворца, на трассе Севастополь-Симферополь около с. Севастьяновка, на трассе Симферополь-Феодосия около с. Цветочное.
Недалеко от села Отважное стоит памятный знак в виде Екатерининской мили, сам монумент в 1998 г. был разрушен, а оставшиеся части перевезены во двор краеведческого музея Старого Крыма.
По всему пути следовании кортежа строились гостевые дома и дворцы, в которых останавливалась на ночлег Императрица и вся ее свита
В Кременчуге кортеж встречали при большом стечении народа, пушечная пальба сопровождала Екатерину и ее спутников, которых перевезли на берег в шлюпках, а во дворец в каретах.
После посещения Херсона, который очень понравился Екатерине и военного приема, а также прогулке по городу, кортеж двинулся в Таврическую область, где был встречен правителем области В.В. Каховским и задержался тут на 2 недели.
Вскоре путешественники пересекли Перекоп и насладились видом минаретов, татарских деревушек, соляных озер и курганов. Отметим, что большинство путевых дворцов, отстроенных специально для этого путешествия не сохранились до наших дней. Так полностью был разрушен дворец в Карасубазаре (современный Белогорск)
Императрицу здесь встретили необыкновенной красоты фейерверком, для которого за 2 тысячи верст Потемкин прислал часть бомбардирской роты Преображенского полка.
В городе Левкополь (переименован Потемкиным из г. Солхат, ныне Старый Крым) путевой дом был перестроен из армянской церкви, позже ставшей православным храмом
Там же, специально для Императрицы был отстроен фонтан, ныне известный как Екатерининский. Около него была сооружена беседка, где Императрица изволила отдыхать и пить чай. Сегодня от фонтана мало что осталось.
Встреча Екатерины II с ногайскими татарами в Ольвиополе.
От Алма-Кермена, не доезжая 11 верст до Бахчисарая, императрицу провожала конница татар, составленная из родовитых мурз численностью от 1 до 2 тысяч человек. Их блестящие костюмы и джигитовка приводили в восторг Екатерину и Иосифа.
В Бахчисарае, на горе, с правой стороны расположились лучшие полки Потемкина: Екатеринославский гренадерский, Троицкий и Старосельский мушкетерские, которые встретили путников барабанным боем, преклонением знамен и на коленях.
Крупная остановка Екатерины состоялась в Севастополе. Здесь в Инкерманской бухте для Императрицы был специально выстроен павильон, занавес которого был открыт в определённый момент и Императрица с восторгом увидела бухту Севастополя
На рейде покачивались 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 20 мелких судов, 3 бомбардирские лодки и 2 брандера. На флагманском корабле «Слава Екатерины» был поднят кайзер-флаг. Из всех пушек корабли открыли огонь.
"Внезапно отворились двери большого балкона, и взорам нашим предстало величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на двенадцать вдаль и на четыре в ширину; посреди этого залива в виду царской столовой выстроился в боевом порядке грозный флот.
Нам казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы (Санкт-Петербурга — ред), в недавно приобретенном крае, Потемкин нашел возможным воздвигнуть такие здания, соорудить город, создать флот и поселить столько жителей. Это действительно был подвиг необыкновенной деятельности!", — писал граф де Сегюр о посещении Севастополя.
Екатерина восхищенная Севастополем, в котором было отстроено множество зданий как раз к приезду Императрицы, также побывала в Балаклавской бухте, где Потемкин устроил ей встречу с "амазонками" - офицерские жены и дочери на лошадях
Амазонки из расквартированного греческого батальона, всего сто наездниц выехали навстречу в специально пошитой униформе: юбки малинового бархата, куртки зеленого бархата, белые тюрбаны.
Императрица была поражена такой встрече, командиру амазонок Елене Ивановне Сарандовой было присвоено звание "капитан амазонок" и впоследствии был передан перстень с бриллиантом.
Севастопольский путевой дом (дом контр-адмирала Томаса Ф. Мекензи), где жила Екатерина, к сожалению не сохранился его снесли в 1920-х годах.
Екатерина также побывала в Байдарской долине, осталась восхищена ее богатствами и красотой. Она также проехала по Южному берегу до Ласпи и была восхищена открывшимися видами.
Посещение Симферополя, только начавшегося отстраиваться, было приятным дополнением к путешествию. Здесь был отстроен путевой одноэтажный дом, позже к нему был надстроен второй этаж и открыта первая в Крыму типография, а еще позже третий
Конечной точкой Крымского путешествия оказалась Феодосия. Здесь при посещении монетного двора была отчеканена сувенирная золотая медаль «Путь на пользу» в честь путешествия.
Сегодня цена этой медали доходит до 150.000 долларов. В целом Екатерина была приятно удивлена и радостна от посещения столь славного города . Событие обозначил на своей картине Айвазовский
31 мая царский поезд покинул Крым. 12-дневный тур по Крыму был успешно завершен. Экономическое, политическое, дипломатическое значение этого путешествия трудно переоценить. «Драгоценнейшей жемчужиной в своей короне» назвала Крым Екатерина. «На Западе должны были узнать, какими источниками богатства и могущества располагает Россия», - отмечал граф Сегюр в своей книге.
На обратном пути Екатерина посетила Полтаву, где Потемкиным в честь Полтавской битвы было организовано еще одно грандиозное мероприятие. 70 эскадронов, 4 батальона пехоты из гренадеров и 4 батальона егерей при 40 орудиях полевой артиллерии «атаковали неприятеля».
«Удовольствием и гордостью горел взор Екатерины, казалось кровь Петра великого струилась в ее жилах. Это величественное зрелище достойно увенчало наше романтическое и вместе историческое путешествие», — отмечал де Сегюр.
Самый главный миф Екатерининской поездки, так называемые “Потемкинские деревни”, описанные Георгом фон Гельбигом, секретарем посольства Саксонии в Петербурге.
Гельбиг рассказывал, что большая часть селений, показанных на пути императрице, были не что иное, как театральная декорация […] Ей пять или шесть раз показывали одно и то же громадное стадо скота, которое по ночам гнали из места в место.
Однако ученые, изучавшие это путешествие, отмечают огромное количество дворцовых интриг, направленных на свержение фаворита Екатерины - Потемкина. Дело в том, что Гельбиг не сопровождал в том путешествии Екатерину, а вот реальный участник тех событий Сегюр описывал показушные украшения, но никак не целые сёла, состоящих из бутафорских фасадов домов:
«Города, деревни, усадьбы, а иногда простые хижины так были изукрашены цветами, расписанными декорациями и триумфальными воротами, что вид их обманывал взор».
Но выражение "Потемкинские деревни" уже ушло в народ и сегодня обозначает сокрытие реальности и приукрашивание действительности.
Еще одна легенда об этом путешествии связана с названиями Крымских поселков.
Село "Чистенькое", как говорят, назвали так потому, что здесь Екатерина помылась в баньке. Село "Приятное свидание" - долгожданная встреча Екатерины и Григория. Станция "Сирень" получила имя в память о роскошном букете белой сирени, который преподнес князь своей возлюбленной.
В известной степени легендарным стал утес на горе Демерджи - люди видят в нем бюст Екатерины и гору называют на русский лад, Катерин-горой.
link