«Атыхи» и «хатты» в Закавказье
Главным источником исследования служит древнехалдейский трактат по астрологии, составленный из пиктографов и иероглифического материала, имеющего много похожего с изображением серебряного сосуда Майкопского кургана «Ошад» (начало III-го тысячелетия до н.э). Халдеи (греч. Χαλδαίοι) — семитские племена, говорившие на арамейском языке, и обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э.
В XXIII-м веке до н.э. древнеассирийский царь Нарам-Син переложил этот трактат на клинопись, выполнив и хронологический пересчёт. В библиотеке Нарам-Сина, раскопанной в столице древней Ассирии — Ниневии, обнаружена глиняная табличка, на которой помещен краткий клинописный текст: «В двадцатое новолуние (3750-го года до н.э.) Фар Хатти (Var Hatti — царь хатти) приходит и занимает трон Аккада».
В древнем фольклоре адыгов сохранилась легенда о походе Уар-Хату в Малую Азию, который окончился в 3750 году до н.э. на Ефрате. Плита из г. Кархемиша с иероглифическим текстом, содержание которого передано в «Рукописи Древней Гилдани (Ассирии)» более подробно описывает поход Уар-Хату.
В тексте из Кархемиша второго тысячелетия до н.э. военачальник или вождь Уар-Хату возглавляет народ «ха-туун», то есть, людей хатти. Уун — человек по-древнеадыгски и по-абхазски (Абрегов А.Н.). Следовательно, легендарный Хату по-русски должен звучать как «хаттский человек» (у — усеченное уун), а если принять во внимание древнеассирийское «Var», которое по-адыгски звучит как «Уар», то Хату был царем хатуунов, основавшим в Малой Азии «хаттское или атхское» (скорее всего хаттско-атхское) царство». Абадзехская легенда рассказывает о стихийном бедствии — нашествии саранчи, постигшем адыгов в какое-то время после рубежа VI—V-гo тысячелетий до н.э. и вынудившего уйти большую часть народа (очевидно, равнинно-земледельческую) в Малую Азию.
Сопоставление перечисленных и иных данных (фольклорных, археологических и антропологических) позволяют считать захороненных в Унакозовской пещере людей (старика с тремя детьми), представителями северо-кавказских хаттов-хатуунов, которые, возможно, ушли, спасаясь от голода в Малую Азию и пришли в конце концов в 3750 году до н.э. на Ефрат под предводительством Уар-Хату.
Однако это переселение хаттов было возвратным. Дело в том, что по археологическим материалам протомайкопской археологической культуры эпохи неолита, добытым из горных памятников Адыгеи, еще в новокаменном веке, примерно, в конце VI, в V тысячелетии до н.э. из Анатолии на Западный Кавказ мигрировало какое-то племя, принесшее с собой с юга традиции малоазийской культуры Чатал-Хуюк: мотыжки Сочи-Адлерского типа, т.н. флажковые наконечники стрел, технологию и гончарную технику керамики, навыки оседлого стационарного земледелия, стиль монументальной росписи и др.. Эта культура была раннеземледельческим компонентом Северо-Кавказской протомайкопской культуры меднокаменного века. Фольклор адыгов также подтверждает их древние миграции из Анатолии.
Вполне возможно, что основное занятие пришлого племени легло в основу этнонима, данного ему местными горными скотоводами-солнцепоклонниками атхами. Если учесть замечание языковеда Вячеслава Иванова о том, что современное название бывшего племени «хьатикъуай» и селения «Хьатикъуай», являются языковыми памятниками древнего этнонима «хатти», и учесть факт постоянного подчеркивания в хеттских клинописных текстах двойной «т» в словах «хатти», «хетт», «хит-тит», абруптив (от лат. abruptus — резкий, отрывистый) смычный согласный звук адыгского «т» мог в древности иметь такое графическое выражение, то можно гипотетически вывести этимологию «хатти» — это, по сути, земледелец. В современном адыгском «хьэ» означает ячмень, а в древности, очевидно, означало злак.
Приход в эпоху неолита земледельцев из Малой Азии не означает вторжения совершенно чужого народа. Языковеды считают, что пра-северокавказский язык, к которому относится древнехаттский, с незапамятных времен был распространен не только в Передней Азии, но даже и в Восточно-Средиземноморском бассейне.
В высокоразвитой Майкопской археологической культуре периода ранней бронзы III-го тысячелетия до н.э., в которой слились вышедшие нa Закубанскую равнину из гор и предгорий атыхи, хатты и, возможно, протоарии-индоевропейцы в лице представителей Ямной археологической культуры Прикубанья, вычленяется очень выразительный земледельческий компонент, сходный с культурой Аладже-Гуюк Анатолии и который смело можно назвать «хаттским» в отличие от скотоводческого «атыхского».
Таким образом, комплекс источников по древней истории Северо-Западного Кавказа, составленных из фольклорных, палеографических, археологических, антропологических и языковедческих материалов даёт возможность оперировать этнонимом «атыхи» и «хатты» уже с IV-ro тысячелетия до н.э.
Известно, что 500-летняя история Хеттского государства была полна драматизма. Это государственное образование было очень неоднородным, в нём происходили революции, смены династий царей, смены общественных укладов. В конце третьего тысячелетия до н.э. в Малую Азию вернулись их соплеменники, ранее ушедшие на Северный Кавкази возвратившиеся под руководством индоевропейских вождей, как предположил американский исследователь Джеймс Макуин.
Эти индоевропейцы вместе с кавказцами-атхами и северокавказскими хаттами в середине третьего тысячелетия до н.э. создали на Северном Кавказе Майкопскую археологическую культуру. Представителями этой культуры европейские археологи считают «курганные племена».
В Анатолии представителей Майкопской археологической культуры называют культурой Аладжи-Гуюк. Объединившись с малоазийскими индоевропейцами, лувийцами и палайцами, хетты, на самом деле неситы, взявшие себе этноним хаттов, в виде «хиттит», захватили власть и создали Хеттское царство.
Хеттская империя — 1300 г. до н.э. Хаттуша. Троя = Вилуша (Вильно)
Периодически их господство переходило от индоевропейцев к хатто-атыхам и обратно. Когда властвовали индоевропейцы, устанавливалась автократия. Когда власть переходила к династии царей кавказского происхождения, образовывалась конфедерация племён. Но все время религиозная власть была в руках хаттских жрецов.Подобная картина наблюдается и на Северо-Западном Кавказе, где уже в конце V, начале IV тысячелетия до н.э. взаимодействовали кавкасионцы (от грузинского названия Кавказа – Кавкасиони), атыхи,малоазийские земледельцы-хатты и индоевропейцы Ямной археологической культуры, видимо, арии.
В IV и начале III тысячелетия до н. э.ведущую роль в Древней Адыгее играли кавказские ранние скотоводы атхи. И уже, видимо, в начале III тысячелетия до н.э. здесь возник союз Майкопских племён. Этому союзу предшествовал длительный и трудный период акклиматизации пришельцев из Малой Азии, пра-хаттов, появившихся здесь ещё в V тысячелетии, затем месопотамцев (шумеров) примерно в середине IV тысячелетия до н.э. и ещё одной волны хаттов в конце IV или на рубеже IV—III тысячелетий до н.э.
С севера, из прикубанских степей, с древними кавказцами-атыхами общались кочевники-скотоводы — представители Ямной археологической культуры («ямники»), одни из родоначальников индоевропейской семьи языков. Интересно наблюдать взаимодействие этих трёх или четырех этно-культурных общностей. Здесь необходимо ещё учитывать и постоянные связи атыхов со своими южными соседями в Закавказье. Поскольку они, в свою очередь, активно контактировали с переднеазиатскими передовыми цивилизациями, северо-кавказцы постоянно получали через них положительные импульсы от Натуфийской халколитической, Малоазийской культуры Чатал-Хуюка, а затем Хаджилара и Месопотамских культур Джемдет-Наср и Убейд.
Очень заметным в археологии Северо-Западного Кавказа является столкновение двух различных идеологий культа плодородия — кавказской и переднеазиатской.
В переднеазиатской культуре, как и у пра-индоевропейцев, культ плодородия олицетворяла Великая богиня — Мать-земля известная под различными именами — то под именемИнанны (или Наины), Иштар, Кубабы (Кибеллы, Сибелы, Сиберы, Сибирь).
Великая богиня — Мать-земля изображалась в основном в скульптуре и особенно часто в мелкой пластике, в виде обнаженной, цветущей женщины с пышными формами.