НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ДИФЕНБАХ / KARL WILHELM DIEFENBACH (1851-1913)
Карл Вильгельм Дифенбах (1851-1913). Автопортрет. 1895 г. Холст, масло. 119 х 60,6 см.
Частное собрание.
Карл Вильгельм Дифенбах (Karl Wilhelm Diefenbach, 1851-1913) - немецкий художник, представитель символизма и стиля модерн. Известен был также как общественный деятель, основатель коммунального поселения Химмельхоф в Обер-Санкт-Фейте.
Карл Вильгельм Дифенбах. Фотография 1895 г.
Карл Дифенбах родился 21 февраля 1851 года в Хадамаре, в Германии в семье художника, учителя рисования гимназии Леонарда Дифенбаха. Изучал живопись в мюнхенской Академии художеств, первоначально находился под влиянием творчества Арнольда Бёклина (1827-1901) и Франца фон Штук (1863-1028). Картины, созданные Карлом Дифенбахом, стали пользоваться известностью ещё в годы его молодости. Переболев в тяжёлой форме тифом, художник стал инвалидом - его правая рука осталась искалеченной.
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Father, forgive them!, For they know not what they do).
1887 г. Картон, масло. 42,7 x 32,5 см. Частное собрание.
Фея Стелла и Гелиос. 1889 г. Холст, масло. 124 x 72 см. Частное собрание.
Видение, или Сидерическое (звёздное) тело (Die Erscheinung oder Ein siderischer Körper).
1890 г. Холст, масло. 80 х 57 см. Частное собрание.
Христос на кресте. 1891 г. Холст, масло. 112,5x78,5 см.
Пророк. 1892 г.
Автопортрет в образе Отшельника. 1892 г.
Прощание. 1892 г. Холст, масло. 223 x 152 см. Частное собрание.
Гретхен, или Аллегория потерянной любви. 1892 г. Холст, масло. 64 x 47,5 см.
Частное собрание.
Портрет Магдалены Атцингер (Magdalena Atzinger). 1892 г. Холст на картоне, масло. 65x59 см.
Совместно с Хуго Хёппенером (Фидусом). Аукцион Dorotheum, 2013 г.
Нимфа на скале. Нимфа на берегу. Пара. 1895 г. Холст, масло. 2х73х37 см. Частное собрание.
Дух Луны (Spirit of the Moon).
Танец фей. 1895 г. Холст, масло. 96,5 х 136 см. Частное собрание.
Искупление. 1895 г. Позднее картина называлась «Умирающий мальчик». 1902 г.
Искупление. Фрагмент. 1895 г. Позднее картина называлась «Умирающий мальчик». 1902 г.
Видение (Visionsgemalde). 1899 г. Холст, масло. 45 х 88 см. Частное собрание.
Вид на Адриатическое побережье с замком Мирамаре. 1899 г.
Так как Карл Дифенбах считал, что только возвращение к естественному, близкому к природе образу жизни и натуральным продуктам способно его вылечить, он подпадает под влияние известных в Германии популяризаторов этой теории Эдуарда Бальцера (1814-1887) и Арнольда Рикли (1823-1906). В 1881 году Дифенбах также порывает с официальной церковью. Облачённый в рясу и сандалии, он проповедовал в Мюнхене своё учение.
Как и ожидалось, у Дифенбаха были многочисленные проблемы с властью. Он был отвергнут из почтенного музея Старой Пинакотеки в 1884 году, потому что его выступления, по-видимому, представляли собой «непримиримое противоречие» стандартам заведения. В следующем году его публичные выступления, в которых он проповедовал свои радикальные реформы образа жизни, были запрещены полицией.
Основные идеи Карла Дифенбаха были следующие: жить в соответствии с законами природы, отказ от моногамии, вегетарианство, отказ от любой религии, больше движения на свежем воздухе и почитание обнажённого тела. Всё это вызывало насмешки современников, называвших Дифенбаха «апостолом Кольраби». После того, как его взяла под наблюдение полиция, художник покидает Мюнхен и обосновывается в заброшенной каменоломне. Помощником ему становится молодой художник Хуго Хёппенер («Фидус», 1868-1948). Совместной их работой является большой фриз «Через тернии к звёздам» (Per Aspera Ad Astra). В 1892 году Дифенбах выставляет свои работы в Вене. Эта экспозиция имела ошеломляющий успех и сделала его имя известным, однако вследствие мошенничества руководства австрийского Художественного общества Дифенбах потерял все свои картины.
Через тернии к звездам (Per Aspera Ad Astra). 1893 г. Холст, масло. 150 х 200 см.
Государственный музей, Хадамар, Германия.
Остров Капри. 1900 г. Холст, масло. 34,5 x 100 см.
Вопрос к звёздам. 1899 г. Картон, масло. 37 х 100 см. Аукцион Dorotheum, 2013 г.
Белый грот. 1913 г.
После этой катастрофы в 1895 году художник уезжает в Египет, где изучает древнеегипетские храмы. Затем, с целью вернуть свои полотна, он в 1897 году возвращается в Вену, планирует издание здесь журнала Humanitas и организует новую большую выставку. Художник находит поддержку среди интеллектуальной элиты австрийской столицы, в том числе у пацифистки Берты фон Зутнер (1843-1914) и публициста Михаэля Конрада (1846-1927). Дифенбах обосновывается в поселении Химмельхоф близ Вены, и с ним там селятся около 20 его учеников. В их числе были художники Франтишек Купка (1871-1957), Константинос Партенис (1878-1967) и Густав Грезер (1879-1958), а также защитник прав животных Магнус Швантье (1877-1959).
Журнал «Humanitas». Вена, октябрь 1897 г. № 1.
Колоссы Мемнона во время песчаной бури. 1896 г. Холст, масло. 100х152 см.
Сфинкс. 1895 г.
Большой Сфинкс в Гизе. 1896 г. Холст, масло. 240 х 335 см. Частное собрание.
Сфинкс (Sphinx). Холст, масло.100 х 67 см. Частное собрание.
Спасение. 1900 г. Холст, масло. 100 х 151 см. Частное собрание.
Спасение. Вариант (Der Rettung entgegen). 1900 г. Холст, масло. 100 х 151 см.
Имперская вилла. 1900 г.
Имперская вилла. Фрагмент. 1900 г.
Старый порт Капри. 1900 г.
2. Гора Пиццолунго на Капри. 1900 г.
Вопрос к звёздам. 1898 г. Холст, масло. 74 х 37 см. Частное собрание.
Вопрос к звёздам. 1901 г. Холст, масло. 99 х 69 см. Частное собрание.
Карл Вильгельм Дифенбах на острове Капри. Фотография 1899 г.
В своём «учении» Карл Дифенбах был явно непоследователен. В колонии Химмельхоф себе он делал многочисленные поблажки, жил одновременно с двумя «жёнами», и в то же время от учеников требовал скромности и полного подчинения. Он лично контролировал переписку каждого из них. После года существования коммуна разорилась и Дифенбах отправился на остров Капри, где приобрел известность крупного художника, в то время как на родине его творчество было предано забвению.
Чайка над скалой. Капри. 1901 г. Холст, масло. 104 х 49,5 см. Частное собрание.
Сфинкс и Ундина. 1902 г. Холст, масло. 34,5 х 95 см. Частное собрание.
Сфинкс и Ундина. Фрагмент. 1902 г. Холст, масло. 34,5 х 95 см. Частное собрание.
Не убий! 1903 г. Штеделевский художественный институт
и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Не убий! (Du sollst nicht töten!). 1906 г. Дерево, масло. 49,5 х 34,5 см.
Частное собрание.
Грот Венеры. 1905 г.
Грот Венеры. Вариант. 1905 г.
Остров мертвых. Посвящение Арнольду Бёклину. 1905 г. Холст, масло. 100 х 150 см.
Частное собрание.
Остров мертвых. Посвящение Арнольду Бёклину. Фрагмент. 1905 г.
Холст, масло. 100 х 150 см. Частное собрание.
К вопросу о браке (О супружестве). 1905-1912 гг. Городской музей Хадамара, Германия.
Прибрежная дорога в Сорренто. 1911 г. Холст, масло. 43 х 75 см. Частное собрание.
Свет с Востока. 1911 г.
Остров Капри. 1911 г. Холст, масло. 37 х 104 см. Частное собрание.
Будущее моды. 1911 г.
Незадолго до смерти Дифенбах снова и снова критиковал цивилизацию, как здесь на его картине «Будущее моды», на которой видны обезьяны в фирменной одежде, в очках, цилиндрах и с сигарами. «Когда люди созреют для наготы», стоит подпись под картиной.
Автопортрет. 1912 г. Холст, масло. 69 х 49,3 см. Частное собрание.
Портрет Рихарда Вагнера. 1913 г. Картон, акварель. 60 х 47 см.
Частное собрание.
Портрет Отто Дриссена, немецкого педагога и директора еврейской школы
во Франкфурте-на-Майне. Холст, масло. 195 x 91 см.
Пейзаж на Капри. 1913 г. Холст, масло. 54 х 128 см. Частное собрание.
Мальчик, играющий на скрипке. 1913 г. Дерево, масло. 54 х 128 см.
Частное собрание.
Мальчик, играющий на скрипке. Фрагмент. 1913 г. Дерево, масло. 54 х 128 см.
Частное собрание.
Девушка-змея (Das Schlangenmädchen). 1913 г.
1. В вихре волн. 1913 г. 2. Девушка в море. 1913 г.
Имперская вилла (Дворец Тиберия). 1913 г.
Карл Вильгельм Дифенбах. Фотография 1899 г.
Карл Вильгельм Дифенбах скончался на острове Капри 15 декабря 1913 года в возрасте 62 лет от рака толстой кишки на барке во время его транспортировки с острова Капри в Неаполь. Вот свидетельство о его смерти. Тело Дифенбаха было кремировано в Риме. Урна с прахом исчезла во время Второй мировой войны.
Свидетельство о смерти Карла Вильгельма Дифенбаха, выданное 15 декабря 1913 г. в клинике Неаполя.
Вилла Карла Дифенбаха «Джулия» в Анакапри на острове Капри украшена снаружи
силуэтами фигур для привлечения посетителей. В настоящее время здесь открыт Музей Дифенбаха.
Вывеска Музея Дифенбаха на острове Капри.
ИСТОЧНИКИ:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дифенбах,_Карл_Вильгельм
2. http://www.gusto-graeser.info/Diefenbach/diefenbach_index.html -
Персональный сайт Карла Вильгельма Дифенбаха.
3. http://www.artnet.com/artists/karl-wilhelm-diefenbach/3
4. https://strangeflowers.wordpress.com/2012/01/06/dress-down-friday-karl-wilhelm-diefenbach/