Советские, российские колонии и тюрьмы – места нерадостные, и не только из-за бытовых условий, но, главным образом, из-за царящих там нравов. И особенно этим отличались во все времена колонии для малолетних преступников – «малолетки». Негласные правила, выработанные сидельцами «малолеток» особенно жестоки и мелочны оттого, что их авторы – дети.
Тюремные касты («масти»)
Так же, как во взрослых колониях бал здесь правят «блатные» -- те, кто относится к профессиональным преступникам. Далее следуют «приблатненные» (приближенные к «блатным») и «третий стол» (приближенные к «приблатненным»). Самой многочисленной категорией лагерных сидельцев являются «пацаны». Так называют ребят, совершивших первое в своей жизни преступление, и настроенных после отсидки вернуться к нормальной жизни. Правила, установленные «блатными», они не нарушают, с администрацией не сотрудничают, но и в «блатные», как правило, не стремятся. Каждый представитель этих каст может подняться в высшую «масть». Представителям же более низких каст такое повышение не светит никогда. К этим кастам относятся: «форшмаки» (допустившие проступок по незнанию), «нехватчики» (вечно голодные, прячущие в карманы хлеб, доедающие за товарищами куски и т.п.), «шныри» (слуги), «козлы» (стукачи), «петухи» (пассивные гомосексуалисты). Впрочем, в каждой колонии имеются собственные вариации названий и правил, установленных для всех «мастей». Незыблемыми, пожалуй, остаются статус и названия лишь трех «мастей»: «блатных», «пацанов» и «петухов».
Порядок производства в «масть»
Каждому вновь прибывшему устраивают «прописку», с целью выяснить моральные качества и статус человека. Существует правило: никаких приемных испытаний устраивать человеку нельзя, пока ему не разъяснят все нормы поведения и традиции зоны. В зонах-«малолетках» испытания выглядят, по описаниям бывалых «сидельцев», с одной стороны,как ритуал инициации, бытующий в разных примитивных племенах, с другой, как крайне жестокая, но все же -- игра. Испытуемому задают вопросы «на смекалку». Например: «Почему Жуков едет на белом коне?». Правильный ответ: «По земле». Его могут заставить прыгнуть с верхнего яруса нар вниз головой, чтобы проверить, насколько он смел
. Если он решится на прыжок, то товарищи успеют растянуть одеяло. Имеют огромное значение и сведения о новичке, поступившие «с воли», его «послужной список», так сказать. Если стало известно, что новичок был когда-то «опущен», то ему не поможет самое блестящее прохождение «прописки». Если же в камере оказывается бывалый «блатной», то и прописки не потребуется, почет и уважение обеспечены и так. Впрочем, любому представителю «высших каст» следует держать ухо востро, чтобы не «опустили». «Опущенным» считается отнюдь не только тот, с кем был совершен половой акт, «опустить» могут, плеснув мочой или прикоснувшись к коже половым органом. Кроме того, в разряд «петухов» можно попасть, просто по незнанию сев с ними за один стол, и даже… заштопав себе носки. Опустить может и воспитатель, специально, в порядке наказания, переложив с престижного спального места к «чертям» или «козлам», и еще хуже – к «петухам».
Что на «малолетке» считается «западло»
В зонах, где содержатся малолетние преступники, очень много разнообразных «табу», нарушение которых грозит немедленной карой. Почему совершать то или иное действие нельзя, даже сами зеки не всегда знают, но ответ один: это делать «западло». Значит, лучше не рисковать. Так, «западло» поднимать с пола упавшие предметы, особенно зубную щетку и сигареты. В бане категорически нельзя поднимать мыло. Категорически «западло» не мыть руки после туалета, и дело тут не только в гигиене, но и в том, что рука, которая касалась гениталий, становится как бы «ритуально нечистой», оскверняя все, к чему она прикасается. В бане следует пользоваться двумя мочалками, одной моют тело выше пояса, другой – ниже.«Блатным» «западло» есть черный хлеб с чаем, а особенно – всухомятку. Кстати говоря, «малолетки» поражают целым рядом странных «пищевых табу». Так, колбасу есть нельзя, она похожа на мужской член.
Сало тоже, поскольку свинья «напарафинилась» (пропиталась) запахом нечистот, хлеб растят коммунисты, поэтому он тоже «западло», курицу – петух топтал, и так далее. Разумеется, эти правила соблюдали не всюду и не всегда, но иногда они служили поводом для придирок к человеку, которого намеревались «опустить». В некоторых колониях малолетние зеки отказываются есть ячневую кашу, поскольку сечка – «петушиная пища», и капусту – «еду козлов». Во время еды нужно следить, чтобы последняя ложка не коснулась дна тарелки, на дне всегда должно что-то оставаться, иначе сочтут «нехватчиком» (иначе «кишкаблудом»). И, наконец, «западло» -- это все, что имеет красный цвет. Красный – цвет советской власти, а власть – это враг всех «блатных» и «правильных пацанов». Ни один правильный зек на «малолетке» никогда не возьмет предмет красного цвета в руки. Даже сигареты «Прима» курить было нельзя, ведь они в красной пачке. Если к кому-либо приезжает на свидание мать в красной кофте или в красном платке, зек обязан отказаться от свидания. Впрочем, после 1991 года это табу исчезло вместе с «красной властью».
Про самолеты и погоняла
Если названные выше традиции и табу имеют хоть какое-то объяснение, то были на «малолетках» обычаи, которые никакому истолкованию вообще не поддаются. Эти странности можно объяснить только одним: они родились из бессмысленных и жестоких, но детских игр. Чем, кроме игры объяснить такой, например, обычай: вновь прибывший в зону вечером первого дня должен был залезть на решетку и кричать: «Тюрьма, тюрьма, дай погоняло, но не простое, а воровское!». Так новичок и висел на решетке, пока ему не давали прозвище. При этом, нужно было быть начеку, поскольку могли предложить, например, звучное слово «квантус» в качестве клички. По незнанию новичок соглашался, и такстановился носителем клички, означающей палку для прочистки отхожего места. Еще более бессмысленным был такой обычай: если пролетает самолет, нужно было немедленно спрятаться под стол, а в иных колониях, еще и миску одеть на голову, неважно, есть там еще баланда, или уже нет. Самолет становился проблемой и для тех, кто шел по нужде. Если нужда была большая, то в туалете следовало оставаться до тех пор, пока не пролетит другой самолет. Знающие люди делали из бумаги самолетик, запускали его, и это служило разрешением сойти с толчка. Большинство этих обычаем и табу бытовали в колониях в 70-80-е годы. В наше время этикет «малолеток» стал несколько проще. http://russian7.ru/post/po-kakim-ponyatiyam-zhili-v-sovetskikh-kol/
Слово «стремный» вошло в наш обиход в последней четверти прошлого века как термин молодежного сленга. Что же оно означает на самом деле и каково его происхождение?
Наследие неформалов
Говорят, что возникло жаргонное слово в 80-х годах в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) и первоначально означало «неуместный», «бессмысленный», «выпадающий из ряда». Одним словом, нечто отличающееся от стандартов. Часто «стремными» называли поведение и внешний вид неформалов. При этом термин имел позитивную окраску, являлся синонимом слов «веселый», «яркий» или «нескучный»: «Он такой стремный, с ним так классно, я балдею!»
В 90-е само понятие «неформал» стало анахронизмом, зато слово «стремный» обрело негативную окраску - «пугающий», «страшный», «опасный», «рискованный», «ненужный»… Под этим понимается все, что связано с опасностью, вызывает опасения. К примеру: «Дело-то выгодное, но больно уж стремное…»
Есть у этого термина и другое значение – «нелепый», «стыдный», «позорный», «неприличный». «Смотрите, какой у нее стремный прикид!» - могут сказать о девушке, одевшейся чересчур откровенно или безвкусно. В то же время «стремная чувиха» - это девушка, которая может доставить проблемы. Например, она легкого поведения и может заразить венерической болезнью. Или чересчур агрессивная…
Откуда взялось слово «стремный»?
Считается, что в современный русский язык прилагательное «стремный» пришло из воровского жаргона, сформировавшегося в конце XIX столетия. Многим знакомо выражение «стоять на стреме». Так говорят о сообщнике грабителей, который следит, нет ли опасности, когда товарищи идут на дело. Если, к примеру, во время грабежа появлялись посторонние или полиция, сообщник кричал: «Стрема!», что означало: «Берегитесь!»
В основе этого выражения лежит существительное «стрем», которое, в свою очередь, как и многие «жаргонизмы» блатного мира, произошло от сочетания «штра маэр» на иврите, означающего буквально: «тот, кто предупреждает, трубит тревогу быстро». У слов «стремно» или «стремный» есть и другие родственные слова: «стрематься» («бояться), «стремность», «стремщик», «стремщица», «стремненький»… «Я обстремался» значит: «Я испугался». Интересно, что иногда «стремный» употребляется в значении «крутой»: «стремный чувак» - парень, который внушает страх, которого следует бояться… Так говорят об опасном человеке.
В.Ф. Одоевский в проекте «Словаря русского языка XIX века» дает такое значение слова «стрема» - «караульный», «дворник». У В.И. Даля оно означает: «будь осторожен, смотрят!» В словаре Даля «стремный», «стремкий», «стремый» толкуется как «прыткий», «проворный», «бойкий», «расторопный». «Остремиться» - «покуситься неудачно на воровство».
Есть также версии происхождения слова «стремный» от «стремени» (имеется в виду часть верховой конской сбруи) или от «стремнины» («круча», «обрыв», «крутизна», «скала», «утес», «отвесная высота либо глубина, пропасть, бездна»). Но явная смысловая связь тут не просматривается.
Простое понятие
Таким образом, термин «стремный» является очень емким по количеству значений. Одно краткое слово вполне способно заменить собой целую фразу.
Вместо того, чтобы объяснять: «Я не хочу туда идти, так как там меня могут подстерегать неприятности» проще сказать: «Там слишком стремно», и вас сразу поймут… Видимо, в этой емкости и состоит секрет популярности слова «стремный» и производных от него в наши дни, причем не только среди молодежи, но и представителей более старшего поколения. http://russian7.ru/post/stryomnyy-chto-na-samom-dele-oznachaet/
Среди московских организованных преступных группировок «курганские» были одни из самых «отмороженных» – на их счету, по данным следствия, не менее 60 убийств. Именно на эту ОПГ работал знаменитый киллер Александр Солоник (Саша Македонский).
Спортсмены-могильщики
Идея создать ОПГ пришла в голову троице бывших спортсменов из Кургана – Андрею Колигову, Олегу Нелюбину и Виталию Игнатову. Никто из них на момент образования преступной группы не сидел, все трое в конце 80-х годов зарабатывали тем, что копали могилы на курганском кладбище. Характеризовались по прежним местам работы и службы исключительно положительно. С могильщиками подружился курсант-недоучка Высшей школы МВД Александр Солоник - он работал на том же кладбище.
Поклонники Соньки Золотой Ручки
Начинала формироваться «Курганская» ОПГ в родном городе Колигова, Нелюбина и Игнатова, а в 1990 году «курганские» перебрались в столицу. Бывший военный Колигов считался мозгом ОПГ и занимался разработкой преступных операций, Нелюбин тренировал бойцов, показывая им азы рукопашного боя, а Игнатов решал финансовые вопросы и осуществлял руководство боевыми операциями банды.
Троица держала своих «солдат» в ежовых рукавицах – оплошности наказывались «штрафами», а серьезные «косяки» или намерение покинуть ОПГ карались смертью. Бойцы группировки были повязаны кровью, в противном случае «пехотинцу» просто не доверяли. Платили «рядовым» не так уж и много, чтобы хватало на самое необходимое.
Суровые нравы «курганских» не мешали им проявлять сентиментальность – перед тем как начать серьезное дело, они навещали место, где, предположительно, похоронена на Ваганьковском кладбище Москвы известная мошенница Сонька Золотая Ручка.
Игры с Сильвестром
«Курганских» опекал главарь «ореховских» Сергей Тимофеев (Сильвестр). В его понимании парни из Кургана должны были заниматься устранением конкурентов. Но «курганские» решили сами покорить криминальную пирамиду столицы, стравив другие ОПГ между собой.
Первое серьезное дело «курганских» – разборки с «бауманскими», с которыми они не поделили ночной клуб «Арлекино». Оказавшийся кстати в Москве Солоник принял приглашение от своих старых друзей стать штатным наемным убийцей группировки. В апреле 1993 года он застрелил двух лидеров Бауманской ОПГ Глобуса и Рэмбо. А в начале следующего года «курганские» ликвидировали третьего лидера «бауманских» – Бобона. Так «Арлекино» поменял хозяев.
Сильвестр хотел, было, осадить прыть «курганских», но был взорван в собственном «Мерседесе» в сентябре 1994 года в центре Москвы. Это событие стало настоящим потрясением в криминальном мире, поскольку Тимофеев пользовался большим авторитетом в преступной среде.
Македонский бежит из «Матросской тишины»
В октябре того же года арестовали киллера Александра Солоника. Отстреливаясь, он убил трех милиционеров и охранника Петровско-Разумовского рынка. «Курганские» сумели, подкупив сотрудника СИЗО «Матросская тишина», помочь Солонику организовать побег.
Скрывшихся в Греции Солоника и его спасителя охранника Меньшикова убили: Сашу Македонского - в 1997 году (это сделали «ореховские»), Меньшикова - двумя годами ранее (преступление осталось нераскрытым).
Они достали всех
«Курганскими» был ликвидирован лидер «Коптевской» ОПГ Александр Наумов (Наум-старший), затем они начали охоту за его братом Василием (Наумом-младшим). Тот не желал уступать свои сферы влияния. В январе 1997 года Наума-младшего расстреляли в собственной машине. Киллеров поймали, и они признались: заказчик убийства – Олег Нелюбин.
Не удалось «курганским» ликвидировать вора в законе Роспись – его машину взорвали, но он остался цел. Борзост» группировки уже порядком надоела остальным столичным ОПГ, и на «курганских» началась настоящая охота – их отстреливали в самых разных местах. Три лидера группировки, почуяв реальную опасность, уехали заграницу. Недобитых «пехотинцев» переловила милиция.
Скрывавшегося в Нидерландах Олега Нелюбина депортировали в Россию, арестовали и Колигова. Где скрывается Игнатов, сведений нет. Колигову по совокупности совершенных преступлений дали 24 года лишения свободы. В октябре 2005 года он свел счеты с жизнью в колонии. В феврале 1998 года Олега Нелюбина и еще одного авторитетного члена банды «курганских» - Павла Зеленина, по официальной версии, убили их же сокамерники. Остальные выжившие в разборках «пехотинцы» группировки получили от 7 до 20 лет колонии.