Общение - один из основных видов коммуникации между людбми. Общаясь можно передать человеку знания, предупредить об опасности или склонить его к необходимым действиям без приложения каких-либо физических усилий и без материальных затрат. Искусство слова является неотъемлемой частью нашей жизни, в особенности деятельности политиков. Но есть такая категория людей в обществе, у которых обмен информацией происходит весьма своеобразным образом, - это преступники.
В местах заключения зеки для переговоров используют самые разные способы: перестукиваются через стены; переправляют записки через дежурных и по веревочкам, сплетенным зачастую из собственной же одежды и натянутым между окнами камер через улицу, а также в целлофановом пакетике по канализационной сети. Однако это общение сводится к простой передаче сведений в условиях изоляции.
А как передать тайную информацию от одного человека к другому, если это происходит у всех на виду, но в то же время, чтобы никто ничего не понял. Секретность - важный элемент связи между уголовниками, и для её соблюдения ими создана целая тайная система общения.
Помимо так называемой “фени” - жаргонного языка заключенных, существует ещё и невербальный язык, наподобие языка жестов, используемого в общении между глухонемыми.
booksite
Так, с помощью пальцев заключенный может предупредить своего подельника об опасности, указать на план действий или охарактеризовать человека. Например, повернутая вертикально ладонь с прямыми пальцами и большим пальцем, оттопыренным вверх, означает “стоять на стреме”. То же положение с прижатыми к ладони мизинцем и безымянным пальцем означает большую сумму денег, а с прижатыми к ладони средним и безымянным пальцами - помеху при проворачивании дела (совершении преступления). Кисть, собранная в кулак и с оттопыренным большим пальцем, означает, что надо “пробить” наводчика, уточнить информацию от него, а оттопыренный от кулака вместе с большим указательный палец символизирует нож, или “перо”, как принято называть это оружие в уголовной среде.
Всего известно о 37 самых распространенных условных жестах, имеющих разные значения. Причем главную скрипку тут играет большой палец - его расположение может полностью изменить смысл. Например, уже упомянутое выше “стоять на стреме” при прижатом прямом большом пальце приобретает совершенно иное значение - “надо бежать”, а если он согнут, то - “стукач”.
Кроме того, сообщение может передаваться не только с помощью определенных комбинаций кисти и пальцев, но и путем касания определенных частей тела. Например, легкое прикосновение к своему плечу, к месту, где носят погоны, сигнализирует об опасности и о присутствии человека из силовых структур. Прикосновение к шее в районе сонной артерии указывает на то, что человека нужно убить, а приглаживание волос с касанием ушной раковины подушечкой большого пальца дает знать, что разговор подслушивают.
Ещё одной важной составляющей уголовной жизни является игра в карты. Это одно из немногих развлечений, доступных заключенным. И хотя игральные карты в тюрьме запрещены, их легко можно изготовить из практически любых подручных материалов. А там, где есть игра, есть и мошенники. Талант карточных шулеров отрабатывается годами, а обмануть новичка-жертву не считается чем-то предосудительным. Но если ставки повышаются и игра идет по-крупному, то здесь уже даже “понятия” могут уступить место жажде наживы.
Специально для этого шулера разработали схему общения друг с другом посредством обычных сигарет - всего 27 позиций. Суть заключалась в том, что человек мог держать сигарету в правом или левом углу рта, затягиваться с разной интенсивностью, держать сигарету в руке определенным образом, стряхивать пепел в определенной манере. И хотя риск в таких случаях очень велик (если за карточным столом сидят уважаемые люди и они вычисляют шулера, то ему приходится очень худо), большой куш всегда привлечет какого-нибудь мошенника.
В СМИ хватает публикаций, рассказывающих о незаконных привилегиях, которые заключённые покупают за деньги. Но в местах заключения есть и вполне легальные послабления, касающиеся тех или иных категорий обвиняемых и осуждённых.
Официальный прайс
Прежде всего, некоторые блага цивилизации доступны официально при оплате через кассу. Например, в ряде СИЗО и тюрем можно арендовать телевизор за 450-500 рублей в месяц. Есть возможность пользоваться тюремной продуктовой лавкой, правда, с определенными ограничениями — согласно законодательству заключенным, например, не продаётся алкоголь.
При желании и наличии средств можно позаниматься спортом – зал стоит 400 рублей в час, после занятий – душ. Сидящие в СИЗО граждане используют эту возможность для поддержания себя в чистоте, бесплатный душ – только раз в неделю. А вот содержащиеся в СИЗО №2 «Бутырка» футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев пользуются залом для поддержания физической формы. Причём, они так усердно тренируются, что другим обитателям СИЗО времени для занятий спортом уже не остается, они на это жалуются и администрация рассматривает возможность введения ограничений для футболистов.
Беременные – с облегчёнными условиями
Отдельная тема – охрана материнства и детства в местах заключения. Так, Наталия Гилёва, кандидат юридических наук, преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН пишет, что условия заключения беременных лучше, чем других категорий: лёгкие условия работы, усиленное питание, медицина. Кормящие матери получают бесплатно усиленное питание. Минимальный уровень обеспечения осужденных установлен российским правительством. Предприятия, где трудятся заключённые, могут за счёт собственных средств организовывать их доппитание. Беременные женщины и кормящие матери получают больше калорий. Усиленное питание беременные начинают получать на пятом месяце и кормящие матери/кормилицы до достижения младенцем 9-месячного возраста. Дети обеспечиваются по стандартам детских домов Минздрава России. Женщины-осуждённые, у кого есть дети, претендуют досрочное освобождение. В соответствии с ч. 6 ст. 99 УИК РФ беременным и кормящим матерям необходимо предоставить улучшенные жильё и быт.
А вот статья 82 УК РФ устанавливает, что «беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, кроме лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, лишения свободы на срок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста».
Больные и инвалиды
Помочь скостить срок, а то и вовсе избежать заключения могут проблемы со здоровьем. Серьёзное заболевание служит основанием для освобождения. Список превышает 40 позиций. Заболевания определены правительственным постановлением No54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Туберкулёз в списке числится, но в реальности туберкулёзники продолжают находиться в заключении. У всех категорий заключённых есть весьма обширные права на профилактику и медпомощь, это регулируются законодательством и внутренними документами ФСИН. Организации, отстаивающие права заключённых, ведут в этом направлении активную просветительскую работу.
Особую категорию составляют инвалиды. Их права защищаются как на международном уровне, например – в Конвенции ООН о правах инвалидов, которую подписала и Россия, так и на федеральном. Существует специальный приказ Минюста России, который утверждает "Программу подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по соблюдению прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами". А Совет федерации 25 июля 2017 года выпустил постановление, определяющее условия содержания инвалидов, беременных и несовершеннолетних и список мероприятий, которые следует проводить различным министерствам и ведомствам российского государства.
Для инвалидов, предусмотрены, в соответствии с группой инвалидности, облегчённые условия содержания, вплоть до отдельной от здорового контингента «отсидки». Инвалидам I и II группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. По закону эти группы инвалидов не могут содержаться на строгом режиме. В памятке, выпущенной в 2014 году Общероссийской общественной организацией «Совет общественных наблюдательных комиссий» указывается, что осужденные, являющиеся инвалидами I группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся.
В случаях если осужденный к обязательным или исправительным работам признан инвалидом I группы, а осужденный к принудительным работам инвалидом I или II группы, он может обратиться в суд с ходатайством о досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания.
Воры в законе – элита криминального мира и его костяк. Расцвет «законников» пришелся на 90-е годы – время всеобщей разрухи и тотального разгула преступности. Тогда численность воровского сообщества в России превышала тысячу человек. Сколько авторитетов живет в нашей стране сегодня?
По нисходящей
Подсчитать количество воров в законе достаточно сложно, хотя правоохранительные органы и СМИ иногда публикуют подобную статистику. Максимальной численности воровское сообщество достигло в 1998 году. Тогда в России насчитывалось 1600 авторитетов.
В «нулевые» правоохранители начали наступление на воровское сообщество. Кого-то посадили, кто-то оказался на кладбище, другие поспешили эмигрировать. В результате, как утверждает отечественный криминолог Азалия Долгова, численность «законников» в нашей стране в 2010 году сократилась до 149 человек.
Другой оценки придерживались некие анонимные источники в правоохранительных органах, в том числе в Федеральной службе безопасности. Там привыкли считать численность воровского сообщества по количеству участников сходки.
В большинстве случаев на нее собирались не более 200-250 человек, порой и вовсе было по 50-100 «законников». Таким образом, отмечали правоохранители, в нашей стране в то время действовало не многим более 200 авторитетов.
Наши дни
По подсчетам портала «Прайм Крайм», в настоящее время численность воровского сообщества составляет 227 человек. Из них на свободе – 168, в розыске – 9, под следствием – 16, а отбывают наказание в заключении – 59 авторитетов.
Этнический состав «законников» за все это время не претерпел существенных изменений. Большую часть воров по-прежнему составляют грузины – 57% (129 человек). На втором месте идут русские – 13% (29 человек), на третьем – езиды (14 человек, 7%) и на четвертом – армяне (11 человек, 5%).
Стоит отметить, что не все из авторитетов проживают в России на постоянной основе и считают ее своим домом. Кто-то живет за границей или отбывает наказание в зарубежных тюрьмах, поэтому цифру 227 как обозначение численности отечественного воровского сообщества можно считать весьма условной.
Что касается Москвы, то в столице России, по данным начальника городского управления угрозыска Михаила Гусакова, живут восемь воров в законе. По другим данным, еще несколько лет назад авторитетов со столичной пропиской было 44.
Любопытно, что следящие за новостями воровского сообщества наблюдатели отмечают рост числа чеченских воров в законе. В настоящее время таких насчитывается семь человек.
В целом же, если подсчитать количество «законников» только среди коренных народов России (русские, ингуши, чеченцы, татары, башкиры, даргинцы, балкарцы), то таковых наберется 42 человека. Кстати говоря, в России проживает и самый молодой вор в законе – 24-летний Реваз Убилава.
Костяком «законников» являются авторитеты в возрасте от 36 до 49 лет – таковых среди воров более половины. Другая значительная категория – преступники от 50 до 64 лет, в настоящее время таковых насчитывается 73 человека, или 34%.
«Оранжевые» воры
Несколько меньшей цифры – не более 200 – придерживается замруководителя Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков. К тому же из этих 200, подчеркивает он, 170 «законников» – это те, кто в свое время купили звание. Воров же старой закалки осталось не более 30.
Ставших частью воровского сообщества благодаря деньгам стали называть «апельсинами». Появились такие «законники» в 90-х, когда купить и продать можно было все, что угодно. «Апельсины» вносили в общак значительные средства, а взамен им давали воровской титул.
Трудности подсчета
Необходимо отметить, что во всех подсчетах указано весьма условное количества законников. Ведь далеко не каждый из них признается членом высшей криминальной касты.
К примеру, противоборствующие кланы очень активно коронуют новых, лично им лояльных «законников». Враждебная группировка, естественно, их не принимает. Показательна в этом плане осень 2012 года, когда схлестнулись кланы Аслана Усояна (Дед Хасан) и Тариэла Ониани (Таро).
В декабре того же года на выездной сходке а Объединенных Арабских Эмиратах Ониани «короновал» сразу 16 авторитетов. Люди Деда Хасана новоиспеченных воров не признали, потребовав от них сложить полномочия, угрожая в противном случае скорой расправой. Конфликт от этого лишь усугубился.
Также необходимо отметить, что последние годы в связи с активностью правоохранительных органов многие представители воровского сообщества предпочитают вести свои дела в России на значительном удалении. Многие из «законников» уже давно осели в Греции, Франции, Италии или других странах.
Кроме того, в воры в законе иногда записывают «некоронованных» авторитетов, но при этом тех, кто имеет значительное влияние в криминальном мире. Ворами их назвать все же нельзя, поскольку обязательная процедура для «законника» – прохождение «коронации».