Первоначально предполагалось, что вдоль всего побережья будет проложена дорога, соединяющая все укрепления. Но это дорогостоящее мероприятие было осуществлено намного позже завершения Кавказской войны лишь в начале 1890-х годов. А на тот момент возобладал проект министерства финансов, по которому с целью экономии средств снабжение и смена гарнизонов должны были осуществляться кораблями Черноморского флота. Служба в укреплениях Черноморской линии, сообщение между которыми осуществлялось лишь два раза в год и только по морю, была чрезвычайно тяжелой и в физическом, и в моральном плане. Ни о какой активной борьбе с контрабандистами речь уже не шла — отрезанные от всего мира гарнизоны таяли от болезней, малейший выход за стены грозил смертью или пленом.
Основные укрепления Черноморской береговой линии. Источник: livejournal.com.
Постоянная угроза извне и однообразие службы вели к распространению пьянства и дезертирства. Условия жизни гарнизонов на месте современных черноморских курортов были также чрезвычайно тяжелыми. Во время службы в Геленджикском укреплении А. А. Бестужев-Марлинский отмечал: «Вообще надобно сказать, что с тех пор, как я на Кавказе, никогда не жил я так скверно. Это настоящая ссылка: ни писем, ни запасов, ни развлечений… К довершению радостей, кровли крыты землей, и при малейшем дожде в землянках по колено вода… Смертность в крепости ужасная, что день, от 3 до 5 человек умирают».
Номинально Михайловское укрепление, построенное в устье реки Вулан, считалось одним из самых сильных на всей Черноморской линии, уступая лишь Анапе и Новороссийску. Гарнизон состоял из 1-й гренадерской роты Тенгинского полка, 6-й мушкетерской роты Навагинского полка и 2-й роты Черноморского № 5 батальона, а также нескольких казаков. Командовал гарнизоном штабс-капитан Николай Константинович Лико, характеризуемый подчиненными как «начальник строгий и справедливый». Однако само Михайловское укрепление, как, впрочем, и большинство остальных в Черноморской линии, было возведено без учета специфических условий горной войны по образцу полевых укреплений.
План Михайловского укрепления. Источник: «Михайловское укрепление». Майкоп, 2010.
Отмечалось, что «в расстоянии 250−400 саженей находились командуемые высоты, откуда горцы могли спокойно видеть все то, что делалась в укреплениях, и иногда убивать людей по выбору среди белого дня. Укрепление же Михайловское кроме неудобств местности имело еще такую странную фигуру, что его трудно было оборонять даже вдвое сильнейшим гарнизоном». К тому же, на весну 1840 г. из необходимых для обороны 1500 человек под командованием штабс-капитана Лико было около 500 человек. Понимая, что столь малочисленным гарнизоном держать оборону по всему периметру невозможно, Лико разделил укрепление дополнительным рвом и валом на тот случай, если противник все же сумеет ворваться внутрь, и будет возможность организовать вторую линию обороны. Горцы не скрывали своих намерений атаковать укрепление и перед атакой несколько раз высылали парламентеров и постоянно сообщали о времени атаки, держа гарнизон в постоянном напряжении. Общие силы горцев определялись в 10−11 тысяч человек.
Попытка горцев незаметно приблизиться к русским позициям была сорвана сторожевыми собаками. Последовавшие одна за другой две атаки были отражены ружейным огнем и картечью. Наконец, в ходе третьей атаки горцам удалось ворваться внутрь укрепления, тогда Лико отвел остатки гарнизона за подготовленный заранее вал. Наступила пауза, когда целый час горцы грабили захваченную часть укрепления под огнем русских стрелков и лишь затем начали последний штурм. Когда положение гарнизона стало безнадежным, нижний чин Тенгинского пехотного полка Архип Осипов взорвал ценой своей жизни пороховой погреб, уничтожив укрепление с ворвавшимися в него горцами.
Проект памятника Архипу Осипову в Тифлисе. Источник: ruotdih.ru.
О самом Архипе Осипове известно немногое, так как дело о защите Михайловского укрепления было утеряно еще в дореволюционный период. Известно, что герой происходил из крепостных крестьян деревни Каменка Киевской губернии. В декабре 1820 г. был принят рекрутом на военную службу. Участвовал в русско-персидской и русско-турецкой войнах, за что был отмечен соответствующими медалями. Незадолго до штурма он был одним из тех добровольцев, кто вызвался в критический момент взорвать укрепление.
Есть несколько версий того, как это произошло: по одной из них, в момент взрыва Архип Осипов находился в самом погребе и произвел выстрел. Согласно другому описанию, он бросил горящее полено в бочки с порохом, которые горцы уже вытащили из захваченного порохового погреба. На тот момент в погребе находилось около 200 пудов пороха, не считая начиненных гранат: согласно свидетельству очевидцев, «последовал страшный взрыв; все смолкло — и солнце, не дойдя еще до полудня, осветило кровавую картину смерти и разрушения». В этом бою погиб почти весь гарнизон Михайловского укрепления, несколько десятков человек попали в плен и вскоре были выкуплены. Среди умерших в плену у горцев от ран был и штабс-капитан Лико. Тяжелые потери при взятии Михайловского укрепления напрямую отразились на дальнейшем ходе борьбы, когда противник потерпел поражение при попытке взять Абинское и Навагинское укрепления. После этого движение горцев пошло на убыль.
Памятный крест Архипу Осипову. Архипо-Осиповка. Источник: mochaloff.ru.
В отличие от других форпостов Черноморской линии, взятых горцами, значительные разрушения не позволили отстроить заново Михайловское укрепление. Впоследствии на этом месте была построена станица Вуланская, а затем поселок, названный в честь героя, — Архипо-Осиповка. Согласно приказу № 79 от 8 ноября 1840 года военного министра А. И. Чернышева, «для увековечения же памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова, который семейства не имел, Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда имя его в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского пехотного полка, считая его первым рядовым, и на всех перекличках при спросе этого имени первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». В ходе Великой Отечественной войны многие славные традиции старой армии были восстановлены. 8 сентября 1943 года был издан приказ о первом зачислении навечно в списки полка Красной Армии. В качестве первого героя был определен рядовой Александр Матросов. Источники
- Ворошилов В. И. История убыхов. Майкоп, 2008.
- Михайловское укрепление (из истории Кавказской войны). Майкоп, 2010.
- Лавров А. Н. Краткое описание боевой жизни и деятельности 77-го пехотного Тенгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка. 1700-1900. Тифлис, 1900.
- Изображение анонса и лида: master-gun.com https://diletant.media/articles/44321924/