История государства Урарту
Около 2900 лет назад, то есть, в 900-х гг. до н.э. на землях, где сходятся границы современных стран Армении, Турции и Ирана, в результате объединения местных родственных индоевропейских племен сложились два государственных образования: Урарту и Манна. Их центрами были горные долины озера Ван и озера Урмия.
В VIII в. до н.э. в Переднюю Азию началась интенсивная миграция племен, говоривших на языках индоевропейской языковой семьи, из Причерноморья и с Балканского полуострова. Чтобы не попасть в рабство к Ассирии, индоевропейцы были вынуждены примыкать к местным племенным союзам, говорившим на родственных языках. Благодаря примыканию к ним искавших защиты от ассирийцев различных индоевропейских племен, в том числе потомков населения распавшегося примерно в 1200 г. до н.э. Хеттского царства, цари Урарту и достигли своего политического могущества.
Постепенно цари Урарту Менуа (786 — 784 гг. до н.э.) и Аргишти I (786 — 764 гг. до н.э.), его сын, подчинили своей власти индоевропейские области Муцацир, лежавший на восток от Ассирии, и Северную Сирию, что лежала к западу от ассирийских владений.
Прежде ассирийцы, в стране которых не имелось собственных рудников, закупали металлы у малоазиатских и закавказских народов по удобной им цене, так как соседи боялись Ассирию и старались не вступать с ней в лишние споры. Теперь же объединение индоевропейских племен, обладавших собственными рудниками, под властью царей Урарту позволяло им самим диктовать условия Ассирии. А им было выгодно ослабление ассирийского войска, в том числе за счет повышения цен на металл: ведь нехватка в Ассирии металла означала снижение производства оружия. Поэтому вся история урартов характеризуется их постоянными жестокими войнами с ассирийцами, которые пытались сокрушить сумевшую пошатнуть их господство в переднеазиатском регионе державу. Эти кровопролитные войны, в которых успех одерживала то одна, то другая сторона, длились почти двести лет.
Чтобы перенести обеспечивавшие жизнеспособность урартского государства кузницы и зернохранилища подальше от ассирийской границы, царь Аргишти I начал освоение земель между реками Курой и Араксом, которые впадают в Каспийское море, в Закавказье. Это дело продолжил Сардури II (764 — 735 гг. до н.э.), сын Аргишти. Земли, прежде представлявшие собой обширную степь, по которой бродили стада диких лошадей и охотились гепарды, за несколько десятилетий покрылись богатыми садами и пышными виноградниками, среди которых выросли крупные процветающие города.
Будучи усердными земледельцами, урарты создали в своей стране сложную ирригационную систему, отдельные каналы которой протягивались на 70 км. Хорошо орошаемые, поэтому не боящиеся свойственных Передней Азии периодических засух поля урартов располагались в горных долинах и давали высокие урожаи. Это способствовало укреплению государственной мощи, так как позволяло содержать большое число воинов и царских чиновников.
В стране урартов было много городов, укрепленных исключительно мощными стенами. В градостроительстве урарты проявляли высокое по тому времени искусство. Существовали города, имевшие правильную прямоугольную планировку, что облегчало перевозку грузов по их территории. Не случайно некоторые основанные уратами города, например, столица современной Армении Ереван, стоят и полной жизнью живут до сих пор.
В своем противостоянии с ассирийцами урарты придерживались в основном оборонительной тактики. Не идя на уступки воинственной Ассирии, они провоцировали ее вторжения, после чего, не испытывая благодаря собственным рудникам недостатка в вооружении, на своей территории хитрыми маневрами изматывали ассирийскую армию. И это стало приносить свои плоды: из-за изнурительных военных походов с большими потерями ассирийское государство стало ослабевать изнутри, его казна истощалась, происходили внутренние смуты.
Однако цари Урарту не воспользовались ослаблением своего векового противника, чтобы нанести ему решительный удар. Возможно, внутреннее единство самого индоевропейского союза оказалось непрочным, и большинство племен было удовлетворено тем, что им удается отражать вторжения ассирийцев, а о собственном походе «во вражеское гнездо» они не думали. После укрепления Ассирии при ее правителе Тиглатпаласаре III, пришедшем к власти в 745 г. до н.э., и реорганизации ассирийского войска войны между ассирийцами и урартами стали намного тяжелее для последних. В 713 г. до н.э. войско урартского царя Русы I потерпело жестокое поражение от преемника Тиглатпаласара III Саргона II. Традиционный урартский метод заманивания вражеского войска в засаду на этот раз не сработал: Саргон оказался слишком опытным воином, и сам обманул пытавшихся зайти к нему в тыл в районе озера Урмия урартов. Когда урартское войско было разбито, Руса I бежал в город Тушпу и там покончил с собой.
В конце VIII — начале VII вв. до н.э. государство Урарту понесло тяжелый урон от вторжений индоевропейцев-кочевников — киммерийцев и скифов, которые во множестве заселили тогда Малую Азию и Закавказье. Объединение индоевропейцев под верховенством Урарту стало распадаться. Скифы даже заключили союз с ассирийцами.
Около 640 г. царь Урарту Сардури III, будучи не в силах защитить свое государство от многочисленных врагов, добровольно признал себя подданным Ассирии.
Но и это не спасло погибающую цивилизацию: через 30 лет Урарту было завоевано ираноязычными мидянами и прекратило свое существование.
Прочитать полную версию и оставить комментарий можно здесь : http://history-thema.com/istoriya-urartu-drevnego-gosudarstva-kuznetsov/