Обожествление крокодилов в Древнем Египте
Обожествление животных и сил природы – общая черта всех древних цивилизаций, но некоторые культы производят на современного человека особенно сильное впечатление. В эпоху фараонов Древнего Египта роль священных животных отводили едва ли не самым отталкивающим и страшным существам на планете – нильским крокодилам.Себек – бог-крокодил, властитель Нила
Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений. Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.Город Гадов
Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов. В 19 веке до нашей эры фараон XII династии Аменемхет III построил для себя пирамиду вблизи города Шедит. К пирамиде примыкал Лабиринт – не сохранившееся до наших дней священное строение, храмовый комплекс, где обитал сын Собека – Петсухос. Кому из крокодилов выпадет честь стать божественным отпрыском, определяли жрецы – по правилам, которые в настоящее время неизвестны. Крокодил жил в Лабиринте, где помимо пруда и песка было множество комнат, расположенных на разных уровнях – по древним источникам, в частности, по рассказам Геродота, количество помещений якобы доходило до нескольких тысяч. Предполагаемая площадь комнат и переходов Лабиринта достигала 70 тысяч квадратных метров.Пирамида Аменемхета IIIСлужение крокодилу
Жрецы подносили Петсухосу в качестве пищи мясо, хлеб с медом, вино, а тот, кому случайно довелось стать жертвой крокодильей пасти, сам приобретал божественный статус, его останки бальзамировали и размещали в священной гробнице. Выпить воду из пруда, в котором жил такой крокодил, считалось большой удачей и обеспечивало покровительство божества. После смерти «сына Себека» его тело мумифицировали и хоронили неподалеку. Всего было обнаружено несколько тысяч таких мумий, в частности, на кладбище Ком-эль-Брейгат. Новым воплощением бога становился крокодил, выбираемый все теми же жрецами.Мумии священных крокодилов Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания: «Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу».Изображение кормления жрецом священного крокодила При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя. Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.Храм Ком-ОмбоЧто ели и пили древние египтяне?
Каждый год летом воды Нила поднимались выше положенного уровня, затопляя берега реки. В конечном итоге такое явление дарило Древнему Египту плодородную почву.
Древние Египтяне обрабатывали эту плодородную часть земли и называли её «Чёрной» землёй, также существовала «Красная» земля, она не являлась плодородной. На ней древние египтяне строили свои дома.
Жители Древнего Египта выращивали такие зерновые культуры как пшеница и ячмень, множество видов фруктовых деревьев, пали рогатый скот: овец и коз, также уток, гусей и свиней. Только деревья и растения, из которых производят специи, и благовония не росли вдоль берегов Нила, и их импортировали из других стран.
Большая часть еды и напитков в древнем Египте, того времени дошла и до наших дней.
Хлеб. Основным дополнением к пищи был хлеб. Древние Египтяне, как бедные так и богатые ели очень много хлеба. И соседи египетских земель прозвали их « Едоками хлеба», но не в лицо, в то время это был не политкорректный термин. Хлеб был сделан из полбы, но также они пользовались и пшеницей. Египтяне не имели ветряных и водяных мельниц, и измельчение зерна осуществлялось вручную. Измельчали при помощи шлифовальных камней, а зачастую из-за сильного трения камень превращался в пыль и попадал в муку. Сам фараон контролировал производство ячменя и пшеницы. Если урожайный год был хорошим, излишки зерна хранились в зернохранилищах, а когда урожайный год был слишком плох, эти запасы раздавали населению, чтобы люди не голодали. Именно поэтому кошки были так важны для Египта, они ловили крыс и мышей в зернохранилищах.
Мясо. Богатые люди ели в основном говядину, иногда мясо коз и овец. Бедные люди употребляли только мясо коз, овец иногда свинину. Люди, работающие на строительных объектах, получали еду и пиво. А те люди, которые работали над проектами пирамид и гробниц фараонов получали хорошие порции еды с мясом говядины.
Рыба. Воды Нила имели огромное количество разных видов рыб. Богатые люди рыбу не ели, они питались только говядиной. А бедные люди наоборот употребляли только рыбу. Также они её сушили и солили. Солёная рыба была деликатесом, как для бедных, так и для богатых людей. Именно солёная рыба была основным экспортируемым товаром.
Фрукты. Здесь выращивали огромное количество фруктов. Из винограда изготавливали вино, иногда суши, чтобы получить изюм. Бедные люди использовали сушёные фрукты, чтобы подсластить пищу. Богатые же люди в качестве подсластителя использовали мёд. Для бедных людей это было слишком дорогим удовольствием.
Яйца. В Древнем Египте как известно не было кур. Но они держали уток и гусей. Но яйца не были столь популярны в то время, так как в настоящее время до нас дошло слишком мало рецептов с использованием яиц.
Праздники и голод. Всё количество урожая зависело от Нила. Будет ли Древний Египет голодать или нет, также зависело от Нила. Священные люди измеряли уровень затопления земель, и благодаря вычислениям узнавали об урожайности:
8,5 м – страну ждёт голод.
9,5 м – счастье.
12 м – катастрофы.