
100 лет назад родился Николай Ивлиев.
Винокуров Владимир.
Контр-адмирал Ивлиев руководил работой группы, которой удалось вывезти с поля боя новейший американский танк М-60
В начале ноября 1918 года начала функционировать военно-дипломатическая служба молодой Советской Республики, ставшая правопреемницей аналогичных дореволюционных органов. И глубоко символично, что тогда же родился человек, который всю свою жизнь посвятил профессии военного дипломата. Речь о Николае Васильевиче Ивлиеве, контр-адмирале в отставке, участнике Великой Отечественной, воине-интернационалисте.
Николай Васильевич родился и вырос на хуторе, затерявшемся в приволжских степях на полпути от Камышина к железнодорожной станции Кайсацкой. Он был тринадцатым ребенком в простой крестьянской семье. После смерти матери с приходом своенравной и порой весьма жестокой в обращении с детьми мачехи Коля, как самый младший, оказался изгоем. Узнав о невыносимом житье племянника, его дядя, Иван Ивлиев, в то время начальник отделения почты в селе Вязовка Сталинградской области, взял мальчика на воспитание в свою семью. Любовь, доброта и душевное тепло, царившие в ней, послужили благодатной почвой для развития личности Николая. В 1937 году он успешно окончил среднюю школу в Ростове-на-Дону и вместе с товарищем решил исполнить давнишнюю мальчишескую мечту – побывать на море. Увиденное в Севастополе так заворожило, что, преодолевая свои некоторые колебания, Николай поступает в Черноморское высшее военно-морское училище им. Нахимова. Окончив его в начале 1941-го, мичман Ивлиев перед присвоением первого офицерского звания был направлен служить как стажер штурмана на линкор Черноморского флота «Парижская коммуна». Но с нападением Германии на СССР весь выпуск училища был снят с кораблей. Из него временно сформировали батальон, которому поставили задачу оборудовать и занять боевые позиции по обороне Севастополя на случай высадки десанта противника с северного направления.
Позднее уже в звании лейтенанта Николай Ивлиев в числе группы однокурсников, отобранных представителем Главного штаба ВМФ СССР еще за два года до окончания училища, был направлен в Москву на курсы подготовки командиров штабной службы ВМФ. По их окончании осенью 1942 года командирован в Великобританию на работу в составе аппарата военно-морского атташе, который одновременно выполнял функции советской военной миссии.
Ивлиева назначили в отдел морских перевозок и конвоев союзников по антигитлеровской коалиции. В соответствии с достигнутой договоренностью в четыре основных порта подготовки и формирования союзных конвоев – Ньюкасл, Эдинбург, Глазго и Халл (Гулль) – были направлены постоянные наблюдатели от советской военной миссии. Николаю Васильевичу выпал Халл на восточном побережье Англии.
Помимо наблюдения за правильной и своевременной погрузкой судов, а также качеством проводимого ремонта и устанавливаемого корабельного вооружения, лейтенант Ивлиев получил официальное разрешение от английских властей самостоятельно готовить советские экипажи к обслуживанию военной техники. Для этого по собственной инициативе сдал экзамен британским специалистам. Неоднократно в качестве офицера связи между флотами союзников находился на английских и канадских боевых кораблях при переходах конвоев из портов Исландии и Англии в Мурманск и Архангельск.
Однажды английские моряки были приятно удивлены, когда Ивлиев, находясь на борту головного корабля конвоя, лично передал фонарем Ратьера на советский эсминец информацию о нашем самолете, потерпевшем аварию. Командир-краснофлотец принял необходимые меры для спасения летчика, а затем сердечно поблагодарил радиограммой «английского коллегу» за взаимодействие. Радиограмма была встречена британскими офицерами бурной овацией в адрес советского лейтенанта. Как выяснилось, в английском военно-морском колледже, во всяком случае в те годы, таким «мелочам», как сигнальная служба, будущих офицеров не обучали, полагая, что это не их дело.
Из других боевых будней необходимо упомянуть случай, который чуть не стоил жизни Ивлиеву и двум его сослуживцам. В 1944 году на двух английских коммерческих судах в порт Мурманск была отправлена первая партия из 10 тысяч советских репатриантов, освобожденных союзниками из фашистского плена в результате открытия второго фронта в Нормандии. На борту одного из транспортов находились три сопровождающих офицера от советской военной миссии, почти безоружные, в том числе лейтенант Ивлиев. Благодаря своевременно поступившему сигналу среди репатриантов был выявлен и арестован предатель из бывших эсэсовских прихвостней, который пытался организовать на судне банду. Преступники поставили себе цель расправиться с сопровождающими офицерами, а капитана и команду вынудить изменить маршрут и доставить репатриантов в порт, удерживаемый фашистами.
Перед самым Днем Победы Ивлиев вернулся в Москву и служил в Главном штабе ВМФ. В 1952-м снова направлен в командировку в Великобританию, но уже старшим помощником военно-морского атташе при посольстве СССР в этой стране. За работу там Николай Васильевич был награжден орденом Красной Звезды. С 1958 по 1970 год Ивлиев занимает должности старшего офицера, начальника направления, а затем заместителя начальника управления Главного управления Генерального штаба. Принимает непосредственное участие в установлении военного сотрудничества с рядом африканских государств, совершает поездки по региону.
В 1970-м контр-адмирал Ивлиев назначается военным, военно-морским и военно-воздушным атташе при посольстве СССР в Египте. Находясь там, он пережил октябрьскую войну 1973 года с налетами и бомбежками израильской авиации. С началом наиболее активных боев на Синае в страну была срочно направлена группа советских военных специалистов с целью изучения опыта ведения боевых действий в условиях Ближнего Востока, а также новейших образцов оружия, техники и боеприпасов, использовавшихся армией Израиля. Нашим военспецам, несмотря на протесты египетской стороны, удалось вывезти с поля боя новейший по тем временам американский танк М-60, который сегодня, имея пробег всего лишь 35 километров, является экспонатом в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Работой этой группы руководил контр-адмирал Ивлиев, за проявленную инициативу награжденный пятым по счету орденом Красной Звезды.
Случались в то напряженное время и неожиданные эпизоды. Когда между СССР и Ближним Востоком был организован «воздушный мост» по переброске военно-технической помощи арабским странам, Николай Васильевич прибыл на главную египетскую авиабазу, чтобы лично контролировать прилет наших тяжелых транспортов. Каково же было его удивление, когда в составе первого приземлившегося экипажа он увидел своего сына Михаила, исполнявшего обязанности бортпереводчика.
После окончания арабо-израильской войны встала необходимость разминирования Суэцкого залива. Этот вопрос был оперативно решен благодаря инициативе советского атташе, который имел опыт подобных переговоров в Англии. Для выполнения задачи с Дальнего Востока был направлен отряд минных тральщиков. Операцию проводили в поистине боевой обстановке из-за постоянного присутствия в районе израильских катеров, провокационно сновавших по курсу наших кораблей. Тем не менее траление было завершено и судоходство через Суэцкий канал восстановлено в довоенном объеме.
После возвращения из третьей длительной зарубежной командировки и выхода в отставку Николай Васильевич почти 17 лет работал сначала советником директора, а затем директором международного семинара ЮНИДО при Университете дружбы народов. В 1993-м ушел на заслуженный отдых. Но несмотря на преклонный возраст, длительное время был в строю и активно занимался общественной деятельностью. Часто встречался со студентами вузов, слушателями и курсантами военно-учебных заведений. Был в составе делегаций народной дипломатии в Египте и на Кипре. Принимал участие в международных научных конференциях и встречах, посвященных событиям Второй мировой войны, в частности в Архангельске в честь 60-летия прибытия в этот порт первого союзного конвоя «Дервиш», в параде на Красной площади в ознаменование 55-й годовщины Великой Победы.
В 2011 году издательство «Перемены» выпустило в свет мемуары Ивлиева «Курсом от Гринвича» («На волне памяти») – воспоминания о подвиге воинов армии и флота, с оружием в руках сражавшихся с ненавистным врагом, о героических свершениях тружеников тыла, ковавших победоносное оружие, о подвиге военных дипломатов, неоднократно предупреждавших о подготовке фашистской Германии к нападению на СССР. Через личные воспоминания и размышления автор показал широкую панораму предвоенной жизни, с большой теплотой рассказал об однокашниках по военно-морскому училищу, коллегах, самоотверженно трудившихся на различных фронтах во имя Победы. Мемуары быстро исчезли с полок книжных магазинов.
Владимир Винокуров,
профессор Дипломатической академии МИДа России, доктор исторических наук
Опубликовано в выпуске № 43 (756) за 6 ноября 2018 года https://vpk-news.ru/articles/46096