Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Екатерина Астафьева. Геноцид понтийских греков

Печально известный геноцид армян - далеко не единственная черная страница в истории Турции. В начале XX века турецкие власти уничтожили более 300 тысяч православных понтийских греков. Рабочие батальоны, марши смерти, пожары, погромы и изнасилования - как турки «боролись за независимость» и пытались истребить целый народ.Картинки по запросу Геноцид понтийских греков. Печально известный геноцид армян - далеко не единственная черная страница в истории Турции. картинки"Турция для турков".
После падения Константинополя от рук османов в начале XIII века количество греков на территории Понта сильно сократилось. К концу XIX века их условия проживания в окружении турецкого населения были вполне терпимыми, в руках греков была сосредоточена значительная часть богатства, они активно занимались торговлей. Большинству из них удалось сохранить свою культуру и религию, лишь некоторые перешли в ислам.
Рабочие батальоны греков историки считают прототипом концлагерей.
С приходом к власти младотурков все изменилось. Первые разговоры о свободах и правах человека сменились жесткими высказывания в адрес национальных меньшинств. Именно тогда появился лозунг: «Турция для турков». По задумке османов местное население должно было окончательно ассимилироваться с мусульманским. Воспользовавшись борьбой греков за присоединение Крита, турки перешли к решительным действиям. В 1909 немецкие послы докладывали, что турки ведут войну против христиан в империи. В июле того же года на встрече в Константинополе турецкий премьер-министр Шефкет-паша заявил патриарху Иоакиму III: «Мы отрежем вам головы, мы вас уничтожим. Выживем либо мы, либо вы».
Начало геноцида.
Поначалу истребление греков не было повсеместным. Однако вскоре турки совсем перестали контролировать ситуацию, и со всех сторон доносились жалобы. Людей выселяли из домов, насиловали женщин, отбирали скот. По всей Турции негласно запретили покупать греческие товары, греческим кораблям запретили причаливать в турецких портах. Греков заставляли вступать в члены младотурецкого комитета и высказываться друг против друга.
Foto 3.jpg
Греческий священник смотрит на свою истребленную паству wikipedia.org.
Среди турецкого народа специальные агенты распространяли слухи о надвигающейся войне против христиан. В газетах начали появляться откровенно провокационные статьи, настраивавшие население против меньшинств. Когда в 1913 Крит официально присоединили к Греции, это стало поводом для начала настоящей войны. По ночам организованные банды грабили села и города, нередко по утрам греков находили мертвыми. Когда в 1914 в Османской империи была объявлена всеобщая мобилизация, по всем городам расклеили объявления о том, что не явившиеся мужчины будут считаться дезертирами. Под этим предлогом всех неугодных обвиняли в дезертирстве и приговаривали к смертной казни. Англичане, французы и русские были по другую сторону баррикад и не могли повлиять на турок. Первая мировая развязала османам руки.

Рабочие батальоны. Греков начали собирать в рабочие батальоны. Нередко их сравнивают с концентрационными лагерями времен Второй мировой. В донесениях, отправленных в министерство иностранных дел Греции, значилось: «Христиане в турецкой армии подвергаются таким лишениям и злодеяниям, и их положение настолько плачевно, что ничем не отличается от положения злодеев, приговоренных к принудительным работам» и «…Ужасно положение солдат-христиан. Они рискуют умереть от голода. Якобы в связи с тем, что к ним нет никакого доверия, христианам приказано сформировать рабочие батальоны для строительства дорог… Они умирают тысячами, заражаясь болезнями, лихорадками, сыпным тифом, холерой».
В маршах смерти люди погибали в пути от холода, голода и болезней.
Несмотря на то, что правительство Германии официально не высказывалось против действий турков, многие жители страны были возмущены их поведением. Немецкий священник Лепсиус писал: «Гонения на греков и армян представляют собой два этапа одной и той же программы уничтожения христианского элемента в Турции». Послы сообщали в Берлин: «Из достоверных источников мне стало известно, что все греки высланы оттуда. Высылка и уничтожение по-турецки одно и то же понятие, так как те, кто не был убит, в большинстве своем умирают от болезней и голода».
Погромы и насилие.
В 1916 посольство Греции в Петербурге сообщало о положении дел на Понте. Жителей 16 деревень Трапезундского округа заставили покинуть свои дома, и они, испугавшись, что их убьют по дороге, решили спрятаться в монастырях, пещерах и лесах. 26 женщин и девушек в страхе перед изнасилованиями бросились в реку и утонули. «Признаюсь, что я не в силах описать то, что мы там увидели. Все было разрушено как в деревнях, так и в монастыре… Во дворе монастыря лежали незахороненными пять разлагавшихся трупов греков, а в самом монастыре в том же положении еще пять. В одной из комнат монастыря лежало навзничь голое, с отрубленной головой и сквозной штыковой раной в груди, тело двадцатилетней девушки из деревни Терса по имени Кирьяки, в позе, которая свидетельствовала о том, что она подверглась надругательству».
Foto 4.jpg
Понтийский партизанский командир Вангелис Иоаннидис wikipedia.org.
Греки не были готовы сдаться без боя. Местное население собиралось в партизанские отряды, которые оказывали сопротивление туркам. Но сделать это было, конечно, непросто. Вооруженные копьями греки вряд ли могли тягаться с организованной армией османов. К тому же, партизанам часто приходилось бороться с ужасным голодом и болезнями.

Марши смерти.
Выселяя греков из их домов, их нередко депортировали в другие места так называемыми «маршами смерти». Например, жителей города Триполи отправили в «место назначения» Пирк. По свидетельствам выживших, из 13 тыс. понтийцев, отправленных в Пирк, остались в живых только 800 человек. Люди в пути умирали от голода, холода и болезней. О другой ситуации писали: «Женщины и дети пешими, под снегом и дождем, были отправлены в Сивасский и Анкарский вилайеты. Младенцы, юные девушки, роженицы, беременные, больные и старики, гонимые с места на место, тысячами ночуют на постоялых дворах, где они остаются ба хлеба или какой-либо иной пищи… Многие дети, потеряв родителей, рассеиваются по горам или по турецким деревням. Гонимые умирают в дороге от голода, холода, страданий, их хоронят прямо в горах или оставляют на растерзание диким животным…»
Резня в Смирне.
От рук турецких солдат погиб митрополит Хризостом Смирнский.

Одним из самых кровавых моментов геноцида понтийских греков стала резня в Смирне. В сентябре 1922 турецкие войска вошли в город и устроили погромы. Сначала турки облили бензином и подожгли дома в армянских кварталах, затем перешли к христианской части города. Греки бежали к морю, пытаясь спасти от пожара, но турецкие солдаты оцепили набережную, оставив людей без пищи и воды. Людей зверски истязали, девушек насиловали и отрезали им груди. От рук турков погиб митрополит Хризостом Смирнский. Его избивали, кололи ножами, отрезали бороду, выкололи глаза, отрезали даже уши и нос, пока он не умер в мучениях. В конце XX века он был канонизирован. В ходе резни и из-за ее последствий погибли около 200 тысяч человек.
Foto 5.jpg
Жертвы геноцида, Гиресун, 1921 wikipedia.org
Юридические результаты геноцида понтийских греков закрепило соглашение об обмене населением 1923 года. Многие православные к тому времени и так уже сбежали из Турции, и страна отказывалась принимать их назад. В результате насильственного обмена, по разным оценкам, с территории Понта были высланы около 1,5 миллионов православных, в Турцию же отправились около полумиллиона мусульман.

Память о геноциде.
19 мая считается в Греции днем памяти жертв понтийского геноцида. В этот день в 1919 Мустафа Кемаль, известный под именем Ататюрка, прибыл в Самсун для переговоров с митрополитом Германом. В Турции 19 мая рассматривают как начало войны за независимость Турции. Страна до сегодняшнего дня не признает событиях тех лет геноцидом и 19 мая празднует День памяти Ататюрка и День молодежи и спорта.
Источники:
Костас Фотиадис «Понт. Право на память"
Антон Попов «Понтийские греки"
Михалис Харалампидис, Костас Фотиадис «Понтийцы, право на память»
Фото главная: iefimerida. grФото лид: alfavita. gr  https://diletant.media/articles/43409983/
Tags: история, люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments