?

История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Киров и судьба Астраханской обороны В 2-х частях
2013.Апрель.
bolivar_s wrote in hist_etnol

Киров и судьба Астраханской обороны.

Каждый астраханец знает памятник С. М. Кирову в центре города. Человек, на нем запечатленный, когда-то сказал, что пока жив хоть один коммунист – Астрахань останется советской. Что он и доказал на деле, руководя краем и являясь членом РВС 11-й армии в дни Астраханской обороны 1919 г. – события стратегической важности не только для гражданской войны на юге России, но и без преувеличения – всей войны.
Киров и судьба Астраханской обороны. Ч. 1
Памятник С. М. Кирову на площади у астраханского Главпочтамта

Посмотрим на деятельность С. М. Кирова, заострив особое внимание на периоде Астраханской обороны.


Киров Сергей Миронович – (15(27) марта 1886 г. – 1 декабря 1934 г.) революционер, советский государственный деятель.

Родился в г. Уржум Вятской губернии, закончил приходское и городское училища. В 1904 г. закончил Казанское механико-техническое промышленное училище, в том же году вступил в РСДРП.

Участник событий 1905 года в Томске. Несколько раз арестовывался, отсидел 1,5 года (1906 – 1908 гг.).

В 1918 г. – участник Терского областного совета, 5-го и 6-го Всероссийских съездов советов.

В феврале 1919 г. – председатель Временного Военно-революционного комитета в г. Астрахань, подавил рабочее восстание.

С. М. Киров, возглавив военные и советские организации Астрахани, лично руководил и Реввоенсоветом армии, и краем. С первых же дней работы особое внимание уделял органам разведки. Он сместил ряд командиров, разоружил два полка, сосредоточил в крепости артиллерию, поручил охрану важнейших объектов города матросам Астраханско-Каспийской военной флотилии. На чердаках домов, где жили коммунисты, были установлены пулеметы. В городе было введено военное положение. Артиллерия флотилии несколькими снарядами разгромила штаб повстанцев, которые отступили на Царево. По распоряжению С. М. Кирова авиация разбила лед на реке Царевке и отрезала восставшим путь к отступлению.

После ликвидации восстания С. М. Киров предпринял ряд мер по зачистке города. 12-го марта Военно-революционным комитетом был издан следующий приказ:

«В целях немедленного восстановления революционного порядка, достойного славных защитников Советской Астрахани от белогвардейских покушений - приказываю:
1. Сегодня, 12 марта, в 12 час. дня, на всех фабриках и заводах Астрахани и во всех учреждениях должны явиться все рабочие и служащие для регистрации комиссарами и фабрично-заводскими комитетами совместно с представителями совета профессиональных союзов...
2. Не явившиеся для регистрации на работу немедленно лишаются своих продовольственных категорий и обращаются на общественные работы, как то: по уборке города, устройству канализации, вывозу нечистот и проч.
3. Наблюдение за внешним революционным порядком в г. Астрахань по-прежнему остается в руках Совета обороны города Астрахани, которому вменяется в обязанность самым беспощадным образом расправляться со всеми, противящимися установлению порядка. На продолжающиеся выстрелы из домов нужно отвечать уничтожением домов.
Все имеющееся оружие, огнестрельное или холодное, должны под страхом расстрела, не позднее 13 марта в 12 час. дня сдать его под расписки участковым начальникам милиции, под их личную ответственность за сохранность оружия.
Примечание: Это положение не распространяется на воинские части и военнослужащих, коим право ношения оружия присвоено по законам, и на членов партии коммунистов, причем последние должны вновь зарегистрироваться в районных комитетах партии. Председатель Временного военно-революционного Комитета Астраханского Края С. Киров».

Для борьбы с крестьянскими восстаниями в крае были посланы вооруженные отряды. Впервые в советской истории С. М. Киров получил у В. И. Ленина разрешение провести чистку советского аппарата. Была создана «Контрольная комиссия для ликвидации саботажа» в учреждениях под председательством члена Временного Военно-революционного комитета.

В июне того же года – разгромил крестный ход (митрополит Митрофан расстрелян). Организатор расказачивания.

С. М. Киров - член РВС 11-й армии. После отхода 11-й и 12-й армий положение Астрахани стало угрожающим. Астрахань - ворота на Кавказ, путь к хлебным районам Ставрополья и Кубани, единственная в то время связь с нефтяными Баку и Грозным, с каспийскими рыбными промыслами. Астрахань - преграда на пути к соединению между армиями А. В. Колчака и А. И. Деникина. Стратегическое положение Астрахани в 1919 г. было аналогично положению Царицына в 1918 г. С востока от Гурьева ей грозили войска армии Верховного Правителя (уральцы генерала В. С. Толстова), с Логани - астраханское казачество, с севера и юго-запада - войска ВСЮР (в последнем случае - отряд генерала Д. П. Драценко). Захват Астрахани белыми лишал Советскую Россию возможности получить в ближайшем будущем нефть. В случае падения Астрахани силы белых соединялись - правда, в стратегически менее удобном пункте, чем Царицын, но это давало возможность белому командованию осуществить тесное взаимодействие сил Юга и Востока.


генерал-майор В. С. Толстов, командующий Отдельной Уральской армией.


генерал-майор Д. П. Драценко, летом 1919 г. занимал должности начальника Астраханского отряда, командующего войсками Западного побережья Каспийского моря, командующего группой войск Астраханского направления Вооруженных Сил Юга России.

С. М. Киров выехал в Яшкуль навстречу отступающей 11-й армии и организовывал эвакуационные пункты, лазареты и санитарные посты по пути ее отступления. К 25 марта были сформированы четыре дезинфекционных отряда, четыре госпитальных судна и санитарные учреждения армии.

Приказом С. М. Кирова от 27 февраля общее руководство по устройству казарменных помещений и их оборудованию было возложено на Форпостинский совет рабочих, ловецких и красноармейских депутатов. Профессиональному союзу бондарей приказывалось «нарядить с топорами и пилами сознательных товарищей для устройства нар и коек для больных», профессиональному союзу медицинских работников - выделить необходимое количество санитарок для оказания помощи больным, союзу извозчиков - мобилизоваться на перевозку больных, союзу женщин - снарядить достаточное количество женщин для обслуживания приемных пунктов, лазаретов, для уборки помещений и раздачи пиши больным. Предупреждалось, что «промедление в исполнении настоящего приказа повлечет за собой строгую и суровую ответственность по условиям чрезвычайного военно-революционного времени, вплоть до расстрела».

Приказом № 10 в целях организации борьбы с разрастающейся эпидемией сыпного тифа были объединены все врачебно-санитарные органы военного и гражданского ведомств. Для планомерного размещения больных и раненых красноармейцев была учреждена чрезвычайная комиссия по уплотнению жилищ. Лучший кинотеатр города был отдан под лазарет.

В марте - апреле 1919 г. из остатков 11-й и 12-й армий была сформирована 33-я стрелковая дивизия в составе Дербентского полка (1200 бойцов, 480 лошадей, 120 повозок), Таганрогского стрелкового полка (2000 красноармейцев, 500 лошадей, 150 повозок), запасного стрелкового батальона трехротного состава (укомплектованного на основании штатов запасных частей, утвержденных Реввоенсоветом Республики 11 октября 1918 г.), артиллерийской бригады (3-й, 4-й и 5-й легкие дивизионы, насчитывавшие 1424 красноармейца, 957 лошадей, 34 орудия) и 3-й артиллерийской бригады с отдельной тяжелой батареей (насчитывавшей 855 красноармейцев, 685 лошадей, 31 орудие).

Кроме того, была реорганизована и превращена в грозную силу Астраханско-Каспийская военная флотилия. До очищения реки ото льда были отремонтированы 50 кораблей и судов флотилии. Личный состав последней, насчитывавший около 5000 человек, прошел за это время военную переподготовку. Одновременно зимой был объявлен призыв матросов, ранее служивших во флоте. Этот призыв дал квалифицированное пополнение в количестве 1500 человек – и из них было сформировано несколько матросских партизанских отрядов.

В Астрахани приступили к формированию новой, 34-й, дивизии. Одновременно в эти же дни формировались конные части, причем из местных калмыков был сформирован довольно крупный полк калмыцкой конницы. Организационно части Астраханского района окрепли за это время настолько, что с 29-го июля они были сведены в отдельную Астраханскую группу. Командование группой было поручено начдиву-34. Группа состояла из 34-й стрелковой дивизии и 7-й кавалерийской дивизии с приданными им частями охраны, немецкого отдельного батальона, астраханских советских пехотных курсов командного состава, отдельного полка ВЧК, отдельного кавдивизиона, 1-го морского истребительного отряда и сил Астраханско-Каспийской военной флотилии. В оперативном отношении группа была подчинена командующему Туркестанским фронтом М. В. Фрунзе.

М. В. Фрунзе
Когда 1-го июля 1919 г. пал Царицын, С. М. Киров заявил, что для Астрахани это означало «...прекращение всякого снабжения по Волге. И в нашем распоряжении для сообщения с внешним миром и центром остается только железная дорога. Но она по своей провозоспособности гораздо слабее Волги, и поэтому сидеть сложа руки нам сейчас преступно. Несомненно, если мы будем сидеть, невинно сложа ручки, белогвардейцы переправятся через Волгу, подойдут к Владимировке и перережут нам ту ниточку, на которой мы сейчас держимся, - железную дорогу. Возможно, что дальше этого пункта - Владимировки - противник не пойдет, но наше положение уже будет критическим. У нас в Астрахани много разных богатств, но нет главного, без чего нет жизни, - хлеба. Запасов у нас никаких нет».
С. М. Киров

Одновременно с наступлением на Владимировку деникинцы ударили на Черный Яр. Сюда была брошена Астраханская дивизия генерала Савельева в составе четырех конных полков. На Енотаевскую налетел отряд белых калмыков численностью до 2000 сабель. Активизировался генерал Драценко. В составе его войск на фронте действовали Осетинская и Чеченская дивизии (каждая по три полка), до десяти отдельных пехотных и кавалерийских полков, две легкие батареи, одна тяжелая шестидюймовая батарея и отдельная конно-пулеметная команда.

начальник Астраханской конной дивизии генерал-майор В. З. Савельев

От Гурьева со стороны Красного Яра вел наступление отряд уральских казаков в составе двух сотен конницы, одной роты и специального отряда кавалерии при трех орудиях и пулеметах. В районе ханской ставки Алтата действовал отряд полковника Бородина в 1500 штыков, 510 сабель при 6 орудиях и пулеметах и 1 бронеавтомобиле.

В ночь на 30-е июля красные войска выбили деникинские части из Владимировки и оттеснили их к Капустину Яру. В этом бою были уничтожены конная Кабардинская бригада, два казачьих полка и белый партизанский отряд в 500 сабель. Донесение комиссара дивизии в Реввоенсовет армии о бое под станицей Ахтуба сообщало:

«20 июля с. г. неприятель повел наступление на ст. Ахтуба тремя кавалерийскими полками и более чем тысячью пехоты и чуть было не отрезал железную дорогу и наши бронепоезда. Командир бригады поставил перед 39-м кавалерийским полком задачу: во что бы то ни стало сбить противника. Командир полка, получив распоряжение и не медля ни секунды, повел полк в контратаку, во время которой неприятель был сбит и прогнан за семь верст от с. Владимировки. Далее преследовать неприятеля наш славный полк при всем желании не мог, так как, вследствие пятидневного непрерывного боя и преследования неприятеля на расстоянии шестидесяти верст от с. Болхуны, все лошади устали и дальше идти не могли, о чем командиром полка было своевременно донесено командиру бригады, распоряжением которого полк был приостановлен. В пешей рассыпной цепи славные товарищи бойцы этого полка со словами «Ура! Смерть деникинцам и всем контрреволюционерам!» шли вперед и таким образом неприятель был прогнан еще на полторы версты, где вследствие сильного обстрела со стороны неприятеля наша цепь окопалась. С закатом солнца неприятель открыл сильный орудийный, пулеметный и ружейный огонь. Кавалерия неприятеля троекратно повела наступление, желая броситься в атаку на нашу пешую цепь, но наши славные товарищи бойцы нисколько не устрашились и открыли по наступающему неприятелю пулеметный и ружейный огонь. Благодаря самоотверженности, стойкости и преданности советской власти, проявленным как со стороны командного состава, так и со стороны товарищей бойцов, троекратное наступление было опрокинуто...
Во время занятия ст. Ахтуба и с. Владимировка нашими красными кавалеристами в контратаке были отбиты у неприятеля четыре совершенно новых пулемета с патронами на тачанках, запряженных лошадьми. Пулеметчики неприятеля были зарублены. Во время схватки было зарублено много кадетов и захвачено в плен около двадцати белогвардейцев. В атаку полк шел храбро. Впереди полка шли командиры и военные комиссары. Возложенные на полк задачи выполнены отлично и полк заслуживает должного внимания и похвалы».

В районе Лагани у белых были отбиты 2 парохода (третий сожжен), 4 бомбомета, около 200 винтовок и разное военное имущество.

С. М. Киров в эти дни вникал во все стороны жизни армии и тыла.

1-го августа членом Реввоенсовета 11-й армии был назначен В. В. Куйбышев. Под руководством С. М. Кирова и В. В. Куйбышева части и соединения 11-й армии готовились к выполнению задачи, поставленной командующим фронтом М. В. Фрунзе: подготовиться к операциям южнее Царицына - если не с целью овладения последним, то хотя бы для оказания активной поддержки 10-й армии. В этот период с Уральского направления из 4-й армии по приказанию Фрунзе на усиление 11-й армии были переброшены части 50-й стрелковой дивизии и Московская кавдивизия. К 12-му августа части 11-й армии действовали на следующих направлениях.
Киров и судьба Астраханской обороны. Ч. 2
В. В. Куйбышев

Царевское - по левому берегу Волги. Общая численность войск - 2000 штыков, 500 сабель. С Уральского фронта в район сосредоточения этой группы двигалась Московская кавдивизия силой до 1000 сабель. Царицынская ударная группа сосредотачивалась по правому берегу Волги (1860 штыков, 810 сабель). Участок обороны железных дорог - от Астрахани до ст. Красный Кут и ветка ст. Баскунчак - Ахтуба (2300 штыков, 450 сабель, 2 бронепоезда).

Оборона дельты Волги распадалась на два участка: на западный с Кизлярским и Яшкульским направлениями и на восточный - Джамбайское направление. На Кизлярском направлении действовал 268-й стрелковый полк силой 1480 штыков при 22 пулеметах; на Джамбайском - группа войск силой в 1550 штыков, 370 сабель. Армейский резерв был сосредоточен в районе с. Харабали, на левом берегу Волги. Запасные и тыловые части армии были расквартированы в Астрахани. Сила запасных, тыловых и формирующихся частей армии определялась в 3950 штыков, 450 сабель.

Белые пытались овладеть районом Черный Яр - Енотаевск, с тем чтобы ликвидировать непосредственную угрозу Царицыну, а затем, прочно удерживая район Царева, перерезать железную дорогу Астрахань - Саратов и войти в соприкосновение со своими, действовавшими на Уральском фронте.

Весь август шла ожесточенная борьба за сохранение занимаемых позиций. В устье Волги и на ее левом берегу со стороны Гурьева белые комбинировали сухопутные операции с десантными. На северных участках (Царицын, Черный Яр, Енотаевск, Владимировка) части генерала Улагая вели яростные атаки на участке железной дороги.

Однако усилиями Кирова и Куйбышева 11-я армия была так укреплена, что успешно сдерживала натиск, и добилась решительного перелома в боевой обстановке. К концу августа, усиленная новыми формированиями, 11-я армия получила возможность перейти от оборонительных операций к наступательным.

В последние дни августа командующий Туркестанским фронтом Фрунзе поставил 11-й армии задачу: сосредоточившись к 1-му сентября в районах севернее Астрахани, начать широкое наступление, и, действуя по тылам противника, способствовать 10-й армии в овладении Царицыном.

1-го сентября 11-я армия начинает успешное наступление.

14-го октября 1919 г. 11-я армия, как меньше тяготевшая к Туркестанскому направлению, изымается из состава Туркестанского фронта и включается в состав вновь образованного Юго-Восточного фронта. К 1-му ноября были произведены перегруппировка и новое сосредоточение частей 11-й армии - для выполнения общего оперативного плана по овладению Царицынским укрепленным районом белых. Командование фронта в директиве от 21-го ноября так конкретизировало задачу: «Ликвидировать противника на левом берегу р. Волги для нанесения решительного удара в обход Царицына с юга, в общем направлении на Тингуты, одновременно с наступающей на Царицын левой группой 10-й армии». Эта же директива возлагала на 11-ю армию дополнительную задачу: развить наступательные операции в Кизлярском направлении для овладения этим районом и установления связи с Кавказской революционной армией в районе Грозного, а также задачу ликвидации противника в Джамбайском направлении (к востоку от Астрахани).

Период после 21-го ноября является периодом перехода всей 11-й армии на всех направлениях к крупным активным операциям. Доминирующее значение с 21-го ноября постепенно приобретает правый берег Волги, так как конечной целью 11-й армии являлся обход Царицына с юга в общем направлении на Тингута - т. е. с выходом частей армии значительно западнее Царицына.

Увенчались успехом в ноябре действия 11-й армии и на других направлениях. В середине ноября С. М. Киров занимался планом операции по разгрому частей генерала Толстова у Б. Маячного и Ново-Красного. Белые потерпели поражение и отошли в район села Б. Ганюшкино. 26-го ноября в 15 часов части 11-й армии заняли село Б. Ганюшкино, а к 1-му декабря опрокинули противника в море. Белые были разбиты. По неполным данным, здесь были взяты следующие трофеи: 4 гидроплана, 6 орудий, 3000 винтовок, 200000 патронов, 50 пулеметов, исправная радиостанция, запасы продовольствия и обозы. 49 офицеров и 1500 солдат сдались в плен.

1-го декабря С. М. Киров телеграфировал В. И. Ленину о ликвидации астраханского казачества.

Он писал В. И. Ленину: «В течение десятидневных боев нами взято: свыше пяти тысяч пленных, около шести тысяч винтовок, сто семнадцать офицеров, сто двадцать восемь пулеметов, двадцать три орудия, два миллиона патронов, несколько тысяч снарядов, радиостанция, шесть гидропланов, громадные обозы и прочее. Таким образам, враги рабоче-крестьянской России потеряли еще одно звено - астраханское казачество. Передовые части 11-й армии стоят уже на рубеже Терской области и скоро подадут свою мощную братскую руку горящему революционным пламенем Северному Кавказу. Член Реввоенсовета 11-й армии С. Киров».

В 1923 г. С. М. Киров становится членом ЦК РКП(б), а 08. 01. 1926 г. – 1-м секретарем Ленинградского губкома и Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б).
С 1930 г. С. М. Киров являлся членом Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума ВЦИК СССР, с 1933 г. входя в состав «тройки» Ленинградской области по рассмотрению расстрельных дел о контрреволюции и повстанчестве.

А 1 декабря 1934 г. С. М. Киров был убит Л. Николаевым - что стало поводом для начала массовых репрессий в Советском Союзе.





Автор:




Олейников Алексей



https://topwar.ru/152202-kirov-i-sudba-astrahanskoj-oborony-ch-1.html   https://topwar.ru/152207-kirov-i-sudba-astrahanskoj-oborony-ch-2.html