Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

О ворах в законе (3 статьи)

Кто создал кодекс вора в законе: бологвардейцы или "энкэвэдэшники"

Существуют две более или менее аргументированные версии происхождения воровского кодекса: закон написан с ведома и при активном участии НКВД; его авторы — бывшие белые офицеры. Теперь уже вряд ли можно установить группу людей, имевших отношение к написанию кодекса вора в законе, и тем более назвать конкретного инициатора этой идеологии. Можно лишь предположить, кому и почему воровской закон был выгоден.

При чем тут НКВД?

Есть версия, что идею создания системы ГУЛАГ руководству советского государства подкинул Нафталий Френкель, ставший потом одним из руководителей этого лагерного Молоха. За почти 30-летнюю историю существования Главного управления исправительно-трудовых лагерей через ИТЛ прошли миллионы заключенных. Всей этой массой надо было управлять. И не только извне силами НКВД.
Сторонники предположения о «ментовском» авторстве воровского закона считают, что именно с целью создания привилегированной касты среди уголовников и укрепления ее статуса в лагеря НКВД в 30-х годах прошлого века был «спущен сверху» кодекс чести вора в законе.
Однако у этой версии больше слабых сторон, чем весомых аргументов в ее защиту. В пользу данного предположения можно привести два факта: институт воров в законе в современном его понимании в СССР начал формироваться действительно с организацией ГУЛАГа (1930-е годы); появление законников было воспринято администрацией исправительно-трудовых лагерей с негласным одобрением — воровская субординация в определенной степени помогала поддерживать порядок в местах лишения свободы.
Но доводы противников данной версии, в частности, историка, исследователя отечественного криминального мира А. Сидорова (Фима Жиганец), выглядят более убедительными. Во-первых, согласно базовым принципам воровской идеи законник обязан не марать себя трудом, сотрудничеством с властью (в любой форме, в том числе службой в армии, членством в госорганизациях), вор в законе должен существовать только за счет совершения преступлений или игры в карты (в неволе). Ни намека на доверительные отношения с авторами воровского закона и их детищем - ворами - в этих понятиях нет. Наоборот, воровской кодекс начисто отрицает любое сотрудничество с представителями власти.
Во-вторых, нет ни одного документа или хотя бы устного или письменного упоминания бывших сотрудников НКВД об этом проекте, якобы родившимся в недрах Наркомата внутренних дел.
И в-третьих, знаменитая «сучья» война между воевавшими в Великой Отечественной ворами в законе и «правильными» законниками, разразившаяся в советских зонах в 40-50-х годах, окончательно ставит на этой версии происхождения воровского кодекса крест: администрация лагерей в том кровавом противостоянии открыто поддерживала «сук», а не отсидевшихся во время Второй Мировой в лагерях законников.

Офицерская «теория заговора»

Версия Александра Сидорова о «белогвардейском» авторстве кодекса вора в законе, которую он развивает в своем двухтомнике «Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности в Советской России», конспирологическая и прямых подтверждений и доказательств истинности не имеет. Но она выглядит убедительнее, чем нквдшная.
По мнению Ссидорова, воровская идея выстроена по принципу тайной организации: в ней есть два ключевых субъекта — в качестве хранителей тайны выступают воры в законе, а последователями являются все остальные заключенные. Сидоров утверждает, что такой кодекс чести не мог появиться в результате спонтанной самоорганизации воровской элиты для противостояния власти, — авторство воровского закона принадлежит людям высокообразованным и в высшей степени дисциплинированным. В ситуации 30-х годов такими людьми на зонах могли быть только бывшие белые офицеры, ненавидевшие советскую власть.
Общеизвестно, что определенное количество членов белой гвардии, оставшейся после утверждения советской власти на родине, стало профессиональными преступниками, так называемыми жиганами. Именно жиганам приписывают авторство воровского закона сторонники «белогвардейской» версии его создания: это была своеобразная реализация офицерской потребности в командовании и управлении массами, желание стать лидером в криминальном сообществе.
Косвенными доказательствами, подтверждающими «белогвардейское» авторство воровского закона, сторонники этой версии называют обязательное умение играть в карты, занятие, свойственное прежде только аристократам и армейским офицерам, пощечину в воровских спорах как наказание равному по масти (типично офицерская «ответка») и прозвища первых воров, подозрительным образом напоминающие их прежний социальный статус. В качестве примера приводят законников Графа Сеньку Чукотку, Барона и еще с десяток «графов» и «князьев», якобы имевших дворянское происхождение.
Впрочем, насчет социального ограничения, связанного с играми в карты, с А. Сидоровым можно поспорить: еще каторжник Достоевский в своих автобиографических «Записках из мертвого дома» сообщал, что «почти в каждой казарме был такой арестант, который держал у себя аршинный худенький коврик, свечку и до невероятности заселенные, жирные карты».

За что вора в законе могли ударить по ушам

Вор в законе – «элита» преступного мира, негласные правители криминалитета. Появились они в 30-х годах прошлого века, когда тюрьмы страны, прямо скажем, не страдали от отсутствия «клиентов».

«Вор» жестко чтит традиции и «понятия» преступного мира – правила, которым обязан следовать каждый уважающий себя преступник. Для высшей касты существует свой свод правил, несоблюдение которых влечет за собой раскоронование и переход в низшую касту. Вплоть до самой низшей. Нарушение запретов – дело очень серьезное. Наказание следует быстро и неотвратимо, а каким оно будет – решит воровская сходка. Это может быть как пощечина, символизирующая некое предупреждение, так и раскоронование – выражаемое в символичном ударе по ушам и лишении статуса, а так же самое строгое наказание – смерть.

По «воровскому закону» коронованным запрещено сотрудничать с властями, иметь политические взгляды, семью, заниматься каким-либо общественно-полезным делом. Также им крайне не рекомендуется иметь огнестрельное оружие.

Считается, что вору в законе в принципе не пристало размахивать «стволом» или «пером», доказывая свою правоту. Как безусловный авторитет, «законник» должен бить оппонента словом и убедить его в своей правоте. Вора должны слышать и беспрекословно слушаться. Если слова не помогают, то дело завершат подчиненные, у которых всегда найдется весомый аргумент в виде девять граммов свинца – вору не пристало пачкать руки.

Ну и банально – «уставом» вору запрещено убивать. Если есть необходимость в устранении некоего субъекта, достаточно лишь дать указание на его устранение. Всю грязную работу возьмут на себя специально обученные бойцы. И не важно, где находится жертва в данный момент – на воле или за решеткой. Приговор будет приведен в исполнение, а руки вора в законе останутся чистыми. Относительно.

Кроме того, одним из пунктов, при котором коронация невозможна, является служба в армии. Как описал в своей книге "Чешежопица. Очерки тюремных нравов" исследователь Вячеслав Майер, так однажды «спалился» один из воров, Сергей Клементьев (Клим), фото которого, где он с «Калашниковым» в руках принимает воинскую присягу, попало в руки его коллег.

В современном мире воры в законе реже соблюдают свод правил. Они покупают дорогие автомобили, строят огромные коттеджи и окружают себя толпой охранников. Более того, встречаются воры, ни дня не отсидевшие в тюрьме, а попросту купившие свой статус. Конечно же, не стесняются они и носить оружие и даже торговать им. Бывали случаи, когда вора в законе задерживали «со стволом на кармане».

mzk1.ru
Что будет с вором в законе, которому дали пощечину

В 39-м номере журнала «Неволя» за 2014 г. опубликовано эссе Александра Сидорова «Глазами «битого фраера». В нем исследуется послевоенная история резни в воровском мире, описанная в автобиографическом очерке «Сучья война» В. Шаламова. В частности, подробно освещены обряды наказания воров в законе.

Пощечина

Пощечина – показательная мера, которая предназначается за оскорбление достоинства. Наносится пощечина прилюдно на воровской сходке. При этом  уклоняться от обидчика или бить в ответ не положено. После публичной пощечины авторитетность вора падает, про него начинает ходить недобрая слава «битого». За следующую провинность наступает более серьезная кара.

Обряд развенчания вора в законе

Окончательное лишение воровского титула выглядит как удар по ушам. Разжалывают, как правило, за обман или несоблюдение воровского закона. Если развенчание происходит на зоне, коронованного вора смещают с лучшего места в камере. От нар у окна или в углу его передвигают ближе к центру.

Развенчанный вор теряет все свои привилегии: лишается доли в общаке и доходов с рэкетируемого участка. Экономически теперь он должен выживать в одиночку. Переметнуться к бандитам он также не сможет. Они не любят «законников» и покровительства отверженным не оказывают.

Единственная уважительная причина для подобного разжалования – плохое здоровье. «Завязать» вор имеет право лишь из-за серьезного недуга. Заболевания средней тяжести, которыми страдает большая часть воровской братии из-за тяжелых условий тюремного режима, в расчет не принимаются. Тяжелобольной вор может попросить братву разрешить ему не ходить на сходки и «на дело». В случае положительного решения «врачебной экспертизы» его отправляют с почестями на пенсию. Он именуется теперь как «вор в короне».

Смерть

Смертный приговор выносится за тяжелую измену блатным принципам:


  • за сдачу подельников властям;

  • за помощь полиции;

  • за похищение общака;

  • убийство вора без одобрения сходки;

  • уход из воровского клана без уважительной причины.

Как осуществляется приговор

Предателя приглашают на сходку, не предупреждая, что будет обсуждаться вопрос его жизни. В качестве обвинителя выступает вор, раскрывший действия изменника. Если обвиняемому не удается подтвердить невиновность, братва сообща выбирает способ казни и палача. Для предотвращения розыскных действий довольно часто имитируется самоубийство.

Tags: история, люди и этносы
Subscribe

  • Совковый стиль общения

    Так, друзья — сегодня будет интересное продолжение вчерашнего поста про мерзкие привычки родом из СССР . В сегодняшнем посте я решил…

  • Как англосаксонцы с норманнами боролись

    Как англосаксонцы с норманнами боролись Становление Херевард родился около 1036 года в семье англосаксонской мелкой знати Линкольншира.…

  • Андрей Сметаненко. Из гнили в гниль

    Мы попали из гнили коммунизма в другую гниль Рассказывают, что в свое время директора ЦРУ Аллена Даллеса вызвали в Конгресс, где с пристрастием…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments