У русских князей и царей была такая традиция: брать жён-чужестранок и выдавать дочерей за иноземцев. Не стала исключением и дочь киевского князя Всеволода Ярославича. В историю она вошла под именем Евпраксии Киевской, хотя некоторое время носила имя Адельгейда. Увы, «блистательный» союз с римским императором Генрихом IV обернулся для этой женщины большим несчастьем.
Отъезд в Германию
Имя Евпраксия означает «благополучная, процветающая». Она была дочерью киевского князя от второго брака с половецкой княжной, в крещении получившей имя Анна. Год рождения точно неизвестен — не то 1069-й, не то 1071-й. Летописи утверждают, что Евпраксия была самой красивой из дочерей Всеволода.
Нужно было укреплять связи с Европой, и в двенадцатилетнем возрасте Евпраксию решено было выдать замуж за дальнего родственника — молодого саксонского маркграфа Генриха Штадена по прозвищу Длинный. Её, как повелось, сразу отправили к жениху в Германию.
Поскольку невеста ещё не достигла зрелости, то со свадьбой решили подождать. Девочку отправили в Кведлинбургский монастырь, где она три года обучалась немецкому языку и латыни, «книжной премудрости», а заодно танцам, пению и тонкостям придворного этикета. Католическим образованием Пракседис (так стали её здесь называть) руководила аббатиса монастыря Адельгейда. В честь неё девушка взяла при крещении имя Адельгейда.
Когда Евпраксии-Адельгейде исполнилось пятнадцать, свадьба с маркграфом наконец состоялась. Но вместе супруги прожили недолго. В июне 1087 года Генрих Длинный погиб во время одного из набегов на славянские земли. Детей у Генриха и Адельгейды не было.
Римский император Генрих IV
Встреча с императором
Титул маркграфа перешёл к младшему брату Генриха, — Людовику. Он был уже женат, и вдова брата его мало интересовала.
При дворе Адельгейда чувствовала себя лишней и все больше времени проводила в Кведлинбургском монастыре у своей тёзки аббатисы. Однажды в монастырской трапезной она встретила невысокого худощавого рыжебородого человека, одетого в чёрное. Незнакомец внимательно посмотрел на неё своими холодными голубыми глазами. Это был император Священной Римской империи Генрих IV. Аббатиса монастыря приходилась ему сестрой, и он приехал навестить её.
Император, которому на тот момент исполнилось уже 39 лет, незадолго до этого он тоже овдовел, был очарован красотой молодой вдовы. Да и на неё он, по-видимому, произвёл , впечатление. А может, ей просто захотелось стать императрицей.
Так или иначе, но через какое-то время Генрих IV сделал Адельгейде предложение. Всеволоду Киевскому не хотелось давать дочери разрешения на этот брак. Он был наслышан о скандальной репутации потенциального зятя. С ранней юности тот предавался порокам и разврату. Если верить немецким хронистам Бруно и Ламберту, император издевался и над своей первой женой Бертой Савойской, и над родной сестрой Адельгейдой (той самой аббатисой Кведлинбургского монастыря). Причём с последней он однажды вступил в кровосмесительную связь, изнасиловав её вместе со своим приятелем бароном Заубушем. Юная Адельгейда хотела покончить с собой, но испугалась греха. Поэтому она приняла решение постричься в монахини.
Почему аббатиса не предупредила свою подопечную насчёт брата? Почему ничего не сделала для того, чтобы не допустить брак маркграфини с порочным императором?… Вопрос риторический.
Итак, летом 1089 года, выждав положенное время траура по маркграфу, пара обвенчалась. Вскоре Адельгейда получила статус императрицы.
Знаете ли вы что…
Драматическая судьба Евпраксии Киевской лета в основу нескольких литературных произведений. Самое известное из них — роман украинского писателя Павла Загребельного «Евпраксия», опубликованный в 1975 году.Ужасы второго брака
Однако новый брак обернулся для Адельгейды сущим кошмаром. Одна из легенд гласит, что в первую брачную ночь император, который до этого вёл распутный образ жизни и изрядно «поистаскался», потерпел неудачу в постели. В результате он обвинил молодую жену в холодности. С тех пор между ними пробежала чёрная кошка.
Между супругами постоянно вспыхивали ссоры и скандалы, и в конце концов император так возненавидел свою жену, что заточил её в замок в Вероне. Официально он обвинял её в супружеских изменах, хотя это не было доказано.
Но этим Генрих не ограничился: он разрешил придворным мужского пола в любое время, когда они пожелают, входить к императрице и… насиловать её! Оказалось, что Генрих, ненавидевший католическую церковь, входил в секту николаитов-сатанистов, практиковавших чёрные мессы и сексуальные оргии. Николаиты пропагандировали потакание самым низменным плотским страстям. В их сборищах участвовали люди разных сословий — от герцога до конюха, от графини до служанки… Всячески поощрялся свальный грех: каждый из участников имел право совокупляться с любой женщиной, с любым мужчиной, которые оказывались рядом.
Император принудил свою жену принимать участие в сектантских мессах. Поначалу императрицу предварительно опаивали винами и травяными настоями, потом она привыкла к такой жизни.
Как-то раз Генрих даже предложил овладеть ею своему сыну Конраду от первого брака. Однако тот якобы отказался. Хотя, по некоторым сведениям, у Адельгейды всё-таки была кратковременная связь с Конрадом. Принц вроде бы сначала воспылал чувствами к своей молодой мачехе, но впоследствии почему-то охладел к ней. Хотя он мог просто опасаться гнева отца: серьёзного романа с собственной женой император мог ему и не простить… Вскоре Конрад женился на нормандской принцессе Констанции.
В конце концов императрица забеременела и родила сына. Но кто был его отцом — неизвестно… Мальчик прожил недолго.
Бегство
Между тем Адельгейда стала опасаться за свою жизнь. Её отца Всеволода Киевского уже не было в живых, защитить её было некому. Император мог запросто подослать к жене убийц.
Она стала искать способы спасения. И вот нашлись добрые люди, которые помогли Адельгейде бежать из заточения. Это были герцог Баварии Вельф V и его жена, герцогиня Матильда Тосканская, находившиеся в политической оппозиции к императору. Когда императрица оказалась на свободе, супруги попросили помощи у тогдашнего римского папы Урбана II.
В Пьяченце был созван церковный собор, на котором беглянка откровенно поведала, как над ней издевался собственный муж и его подданные, а также описала подробности чёрных месс, в которых её заставили участвовать… Святых отцов так глубоко потрясла исповедь несчастной женщины, что они принялись срочно решать, как наказать Генриха IV. Посадить его в тюрьму папа и священники, конечно, не могли: у них не было такой власти. Ограничились отлучением от церкви.
Хотя Генрих IV оставался императором ещё около десяти лет, всплывшая история с Адельгейдой сильно повредила его репутацию. Ему неоднократно пришлось бороться с мятежниками, и в конце концов, он был низложен собственным младшим сыном, который стал править империей под именем Генриха V. Низложенный монарх был вынужден бежать из страны и скоропостижно скончался в бельгийском городе Льеже в возрасте 55 лет.
Возвращение на родину
А что же Адельгейда? Её публичное признание обернулось общеевропейским скандалом. Даже представители русского духовенства с осуждением отнеслись к женщине, ставшей жертвой собственного мужа. Впоследствии в русских былинах и легендах Евпраксию Киевскую стали именовать «волочайкой» (потаскухой). Это было несправедливо: ведь если бы её устраивал образ жизни, навязанный Генрихом IV, вряд ли она стала бы подавать на него жалобу римскому папе!
Дальнейшая судьба экс-императрицы тоже была не слишком весёлой. Какое-то время молодая женщина жила при дворе своего пасынка Конрада в Италии. Затем перебралась в Венгрию, где жили её родственники (её тётка Анастасия, дочь Ярослава Мудрого, вышла замуж за венгерского короля). Однако те приняли её холодно, считая великой грешницей.
Около 1099 года бывшая императрица возвратилась на родину. Там она вновь перешла в православие, вернув себе имя Евпраксия. Но и здесь ей пришлось несладко: многие осуждали княжескую дочь за ту развратную жизнь, которую она вела при дворе бывшего мужа.
В 1106 году, когда скончался Генрих IV, экс-императрица постриглась в монашество в Андреевском монастыре, настоятельницей которого была её старшая сестра Янка. Свои дни она окончила в 1109 году в Печерской обители и там же была погребена. Над её могилой построили часовню.
Автор: Мария Подолецкая