Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Ода Нобунага и христианские демоны — история и вымысел в Onimusha: Warlords

Ода Нобунага и христианские демоны — история и вымысел в Onimusha: Warlords. Евгений Закиров

15 января состоялся релиз ремастера Onimusha: Warlords — одной из самых известных игр эпохи PlayStation 2, первой на платформе, добившейся продаж в миллион копий. Изначально Capcom разрабатывали Onimusha на PS1, но резко сменили курс и, следуя заветам компании, «если не работает — сломай и сделай заново», начали готовить игру с нуля на новую платформу. По задумке, это такой Resident Evil про самураев (разработка так проект и называла — Sengoku Biohazard), но сконцентрированный на ближнем бою на мечах и большей маневренности персонажей. Фиксированные (и местами диковатые) ракурсы камеры, заранее отрисованные фоны, не всегда логичные головоломки — дополнение к этому рецепту.
Onimusha: Warlords удостоилась всего лишь ремастера с переработанным управлением. Она выглядит точно так же, как раньше выглядела на PS2, но с поправкой на современное разрешение, улучшенные модели персонажей и адаптированные статичные фоны. Очевидно, что это излюбленная тактика Capcom в обращении с неустаревающей классикой — лучше дать игрокам то, что они помнят, чем обмануть их ожидания. Поэтому в таком виде Onimusha — это четырехчасовое приключение для тех, кто однажды его уже пережил, или кому интересно посмотреть как это выглядело много лет назад. Однако для меня это возможность по-новому взглянуть на события первой части и обратить внимание на вещи, которые в 2001 году я просто не мог увидеть.

Предыстория.
История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting men
Армия Имагавы отмечала победы: праздновала, веселилась, выпивала. Передвижения Нобунаги скрыл внезапно налетевший ураган, после чего он сразу ударил по Имагаве, чьи воины в испуге стали разбегаться. Получилось так, что когда Есимото вышел из своего шатра, чтобы раздать ценные указания и прекратить балаган, его встретили уже вражеские самураи. Он вступил в неравный бой с двумя офицерами армии Ода и быстро был сражен. После многочисленных казней среди офицерского состава, армия Имагава сменила знамена на клан Ода. Нобунага одержал молниеносную победу, не понеся никаких потерь. Именно в этот момент, по сюжету Onimusha Warlords, Нобунагу смертельно ранит в горло вражеская стрела. Человек, который следующие двадцать лет должен был посвятить жизнь объединению раздробленной Японии, падает замертво перед офицерским шатром.
Нобунага Ода — главный тиран и злодей в истории сэнгоку.
История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting menОдин из центральных злодеев Onimusha (пускай в первой части он лишь маячит на фоне) — Нобунага Ода, человек, который почти сумел объединить раздробленную на множество княжеств средневековую Японию. В современной поп-культуре Нобунагу часто рисуют злодеем и тираном. Научных трудов, описывающих его бурную жизнь, не сосчитать. Фигура сопоставима по значимости с китайским полководцем Цао Цао, одним из главных действующих лиц «Троецарствия», объединившим под своими знаменами Китай.
В Японии, с точки зрения истории, личность Нобунаги не имеет какой-то однозначной оценки. Для своего времени он принимал смелые, вызывающие много споров, однако неизменно эффективные решения. От того, как в том или ином произведении будет представлен этот персонаж, можно понять дальнейшую тональность повествования. Более-менее реалистично и разносторонне он показан в цикле Nobunaga’s Ambition — экономической и военной стратегии за авторством Koei Tecmo, чуть менее выразительно — в Samurai Warriors того же издателя. В сериалах, фильмах, комиксах, книгах и аниме в большинстве случаев его рисуют злодеем, опираясь на литературный образ, который в свою очередь складывался из отрицания западного влияния на культуру Японии.

История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting menЗлодей, тиран, деспот Нобунага в юношестве получил прозвище «Шут (дурак) из Овари». Этот период его жизни описывается, как правило, в нескольких версиях. Самая популярная основана на отрицании Нобунагой своего привилегированного положения. Это объясняется тем, что детство Нобунаги проходило в период, когда провинция Овари не была объединена под знаменем одной семьи, а разные ветви Ода конкурировали друг с другом. Междоусобные распри в Овари мешали отцу Нобунаги, Нобухиде Ода, вести успешную войну с соседними провинциями. Одними из ближайших соседей и, следовательно, самыми очевидными соперниками, был клан Саито из провинции Мино.
Мино недвусмысленно называли «гнездом гадюк», во многом из-за патриарха клана, Досана Саито, известного подлыми военными хитростями и изменами. На протяжении многих лет Ода устраивали вооруженные столкновения с Саито, результатом которых в конечном итоге стала победа первых. Однако внутренние распри вынудили Нобухиде вернуться обратно в Овари, а с Досаном Саито было заключено перемирие по правилам того времени: старший сын и законный наследник клана Ода, Нобунага, брал в жены дочь Досана, Ките (девочкам в средневековой Японии не давали настоящих имен, они не носили фамильные метки клана, чаще им выдавали прозвища; так, после свадьбы Ките стали называть госпожой Но).
Таким образом, Ките становилась заложницей в руках Ода, что обеспечивало послушание непокорных соседей, а также их поддержку военным амбициям Нобухиде — уничтожению оппозиции в Овари и начала войны с кланом Имагава (тем самым, который будет позднее растоптан Нобунагой). Популярной последние десять лет теорией стало то, что брак на самом деле был инициирован Досаном, а Ките была не более чем шпионом в замке врага; она передавала информацию своему отцу и выжидала момент, чтобы убить утвержденного наследника Ода. Эта теория вызывает много споров и в современной культуре (литературе, исторических сериалах по каналу NHK) почти не показана.
«Шут из Овари» был как будто предоставлен сам себе. Бегал с деревенскими мальчишками, дрался, ссорился с наставниками, категорически отрицал церемониальные традиции, с другими «заложниками» вел себя легко и непринужденно, никогда не выказывая своего надменного отношения к ним. Одно время популярной темой была его увлеченность в детстве мистическими событиями, вроде его способности видеть души умерших, которые предостерегали его от ошибок на жизненном пути.
Частично это показано в старом сериале от NHK под названием King of Zipangu. В действительности, в литературу это пришло как попытка объяснить поведение Нобунаги на похоронах отца, когда он в неподобающей одежде и в припадке ярости бросил ритуальные благовония в алтарь (наставник Нобунаги, чтобы выказать почтение усопшему хозяину и направить молодого властителя на праведный путь, совершил самоубийство; история похожа на притчу, а источники хранят различные толкования событий, однако Нобунага действительно скорбел об учителе и построил храм в память о нем).
После смерти отца Нобунага оказался заложником собственного клана. Вместо него на роль нового патриарха предлагали поставить его младшего брата. Параллельно с этим, власть в Овари планировала захватить другая ветвь клана Ода. В конечном итоге Нобунага подчинил себе всех. Именно тогда он первый раз проявил себя как жесткий, настроенный на победу полководец, готовый к хитростям и не оставляющий людям второго шанса. Захватив замок Киесу, он сделал все, чтобы раз и навсегда исключить распри в Овари: убил оппозицию, а ее лидера, Нобутомо, заставил совершить самоубийство. Никто больше не называл Нобунагу «шутом».

История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting men— На иллюстрации — обложка Nobunaga’s Ambition Sphere of Influence. В этих играх Нобунага, будучи центральным персонажем, представлен не так категорично. Примечательно, что конкретно здесь поместили на обложку Ките, его жену, а также монаха и миссионера. Три этих «элемента» заменялись в зависимости от общественного настроения на момент выхода игры.
Дальнейшая история Нобунаги полна невероятных событий, смелых, решительных действий, гнева привилегированного сословия и трепета простых людей. Он не щадил никого. Предателей убивал или принуждал к самоубийству. Потомство предателей, даже если они были связаны родством и речь шла о детях сестры, уничтожал, выискивал по всей Японии, избавлялся от всех: от мальчиков, которые могли позднее претендовать на позицию в клане, до дочерей, которые могли затаить злобу.
Он одним из первых стал использовать огнестрельное оружие. Никак не препятствовал христианским миссионерам в осуществлении их деятельности. Его часто изображали в западных доспехах и европейских сапогах. Он сжег дотла храмы, когда монахи подняли восстание на его территории. Следует, правда, уточнить, что буддийские секты в то время в Японии были вполне себе самостоятельными вооруженными силами, которые вообще отказывались признавать чей-либо авторитет. Разумеется, человека с амбициями Нобунаги такое положение вещей не устраивало.
Вместе с тем, когда закладывали строительство новых замков, он работал наравне с простыми строителями (конечно, это была «показуха», чтобы впечатлить нужных людей). Он развивал торговлю между городами и провинциями, отменяя ненужные налоги и древние правила. Нобунага ломал стереотипное мышление, старательно уничтожал все грузы традиций, тянущие Японию в прошлое, мешающие ее модернизации. Народ видел это, но видел и оборотную сторону медали — пугался пересудов о том, что Нобунага принял христианство.

История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting menУмер Нобунага бесславно. Его предал один из ближайших подчиненных, Мицухидэ Акэти, устроив пожар в храме Хоннодзи. Причиной заговора называются самые разные события. С исторической точки зрения, одна из наиболее сильных версий — Акэти услышал, что Нобунага планирует передать его земли Ранмару Мори, пажу, с которым он, дескать, практиковал сюдо (это во всех смыслах гомосексуальный опыт).
В то же время, публично признанная версия — несдержанность. Были свидетели, которые застали ссору Нобунаги и Мицухидэ, в ходе которой первый бросил вассала на пол и «растоптал сапогами». Так или иначе, Ода не был подготовлен к предательству, с ним было всего тридцать телохранителей и две тысячи человек в отряде сопровождения сына.
Загнанный в угол, он совершил самоубийство в одной из комнат охваченного пламенем храма. Нобутаду зарубили офицеры. Судьба госпожи Но в исторических хрониках никого особенно не интересовала, поэтому подтверждения ее смерти в Хоннодзи нет. Мицухидэ был найден и убит Хидэеси, который и перенял роль объединителя Японии. Судьба, однако, распорядится иначе и после этих событий Япония объединится под знаменем совсем другого клана — Токугава.

Саманоске Акэти — герой с клеймом предателя. Сюжет Onimusha представляет главного героя, Саманоске Акэти, как близкого друга дому Саито. Он получает письмо, в котором принцесса Юки из клана Саито просит немедленно прибыть в замок Инабаяма (сейчас называется Гифу), так как она опасается за свою жизнь. Среди прислуги ходят разговоры, что в замке завелись нечистые силы, которые похищают деревенских жителей и обитателей крепости. После игроку показывают, как армия живого и невредимого Нобунаги движется навстречу Инабаяме.
Саманоске по прибытии видит ужасающую картину: замок действительно осажден зомби и мифическими демонами, один из которых на его глазах похищает Юки. Сраженному в бою, Саманоске мерещатся двенадцать демонов-они, которые даруют ему поглощающий души нарукавник.

История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting menИзвестно, что прообразом Саманоске стал реально существовавший самурай — Хидэмицу Акэти. Он был подданным Мицухидэ Акэти и верно служил ему до конца жизни; вместе с ним он участвовал в заговоре против Нобунаги. Конкретно Хидэмицу — удачный выбор для персонажа, поскольку исторически достоверной информации о нем не так много. Историки так и не смогли установить, например, дату его рождения: по одной из версий он мог родиться… за четыре года до событий Onimusha: Warlords. Возможно, его принадлежность конкретно клану Акэти следует отсчитывать со дня, когда он женился на дочери Мицухидэ.
Здесь Capcom заново лепят историю сэнгоку: очевидно, что смерть Нобунаги в 1560 году (за год до событий игры) они выбирают как отправную точку собственного фантастического повествования. Так, например, никакой принцессы Юки никогда не было. У Досана было двое признанных детей, одна из которых, Ките, стала женой Нобунаги, а сын предал и убил отца, захватив власть в Мино.
После этого Акэти перестали подчиняться Саито и разорвали с ними все связи. Если быть придирчивым к фактам, то Саманоске не может быть близок к дому Саито в период между 1560-1561. Однако вполне возможно, что Саманоске, как и Мицухидэ, в то время находился на службе у сегуна и выступал наблюдателем. Также возможно, что правдивы японские сказания, и Саманоске, хотя формально и принадлежал клану Акэти, был предоставлен самому себе вплоть до поступления на службу к Ода вслед за Мицухидэ, что случилось лишь спустя несколько лет после событий Onimusha: Warlords.
Все это должно было придать образу Саманоске дополнительные героические черты. То, что он отказывается подчиняться главному фавориту феодального противостояния, потому что не хочет участвовать в окружающих его злодеяниях, должно показать его как сильного, независимого одинокого воина.
История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting menХидэмицу Акэти.
Сюжетная линия с принцессой Юки настолько же примитивна (спасти принцессу в замке — не вершина драматургии), насколько и обманчива. Здесь нет любовной линии. Любовная линия пролегает в абсолютно другой плоскости — между Саманоске и его ниндзя Каэде. С точки зрения исторической достоверности это абсурд, потому что, как уточнялись ранее, по хроникам Саманоске женился на дочери Мицухидэ.
Здесь важно, что и Нобунага, и Саманоске в конечном итоге черпают силы у демонических источников. Только Нобунага делает это с присутствием западной магии, а Саманоске — при поддержке японских духов. Противостояние двух культур в неожиданном контексте!
Кстати, лицо и голос Саманоске подарил актер, певец и модель Такеси Канесиро, который заявлял о себе как заядлом геймере. Настоящим признанием для него стала работа над третьей частью Onimusha, вторым главным героем которой стал Жан Рено. Вы могли видеть Такеси в таких фильмах, как, например, «Дом летающих кинжалов».

Японские замки — не для жизни внутри, но для партизанской обороны.
История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting menЕсли во время прохождения Onimusha вам начало казаться, что центральная локация, замок, была создана извергами в угоду извращенному японскому геймдизайну, то вы правы лишь отчасти. Планировка таких укреплений действительно была придумана для того, чтобы усложнить жизнь. Сейчас в Японии почти у каждого замка можно провести полдня, изучая внешние сады и дворики, а также внутренние коридоры, переходы и лазы. Правило гласит: если войска с предводителем перемещаются в замок, значит, битва проиграна и им нужно выждать время до прибытия подкрепления или провести еще несколько дней на веранде, сочиняя предсмертную поэзию.
Как правило, японские замки создавались на возвышениях, а еще лучше — на горе. Путь к ним должен был быть извилистым, чтобы войска змеей и как можно дольше петляли на не таком уж большом отрезке пути. Во внутренних двориках замков, в одноэтажной планировке, находились жилые покои и протекал весь быт. Изнутри же они строились по такой планировке, чтобы продвижение врага с первого этажа по последний было максимально затрудненным, полным ловушек, потайных лазов, тайников для укрытия самураев, отверстий для обстрела.
Отсюда и изматывающие лестницы на каждом шагу, подчас настолько крутые, что даже в спортивном костюме и в носках подняться по ним — олимпийское испытание, что уж говорить про обвешанных броней грузных самураев. Потому что враг рано или поздно в замок попадет, но отбиваться от него в укреплении можно несколько суток — буквально все, от непроходимых узких коридоров до лабиринта небольших комнат, создавалось с расчетом на миниатюрную партизанскую войну.

Однако подвальные помещения и катакомбы под замком использовались редко. В этом смысле Onimusha демонстрирует реверанс в сторону Resident Evil, где подземная лаборатория являлась неотъемлемой частью игрового мира. В местной «лаборатории» Саманоске встречает демонов, названных западными именами.
Так, «ученый» с шекспировским именем Гилденстерн обосновался как раз в катакомбах под Инабаямой, где он продолжал свои эксперименты над людьми и генма (демонами). Именно он вернул Нобунагу к жизни, как прежде, по его словам, вернул к жизни Чингисхана. Вероятно, имя Гилденстерн было выбрано из-за созвучности с немецкими именами, так как именно немцы завезли в Японию европейскую медицину, а именно лекарства и инструменты. Однако в данном временном промежутке такие контакты были скорее невозможны, так что это с большей вероятностью обратное проецирование устоявшегося представления.
***

История и вымысел в Onimusha: Warlords ода нобунага отвратительные мужики disgusting menСериал Onimusha сейчас незаслуженно забыт, и непохоже, что Capcom готовы дать ему второй шанс. Вместе с тем, такого рода ремастеры все же дают возможность ненадолго переместиться в прошлое и вспомнить, как ты оценивал видеоигры в детстве, что впечатляло, а что — страшно бесило и отбивало желание проходить повторно (привет, головоломка с утопающим Саманоске).
Как и многие другие игры Capcom, Onimusha собрала вокруг себя фанбазу, терпеливо из года в года вопрошающую: «Ну что, не пришло еще время сделать ремейк? А как насчет новой части?». Но даже если, в конечном итоге, просьбы принесут лишь ремастеры второго и третьего выпуска — что ж, будет повод рассказать о феодальной Японии чуть больше. https://disgustingmen.com/games/onimusha-warlords-real-story-nobunaga
Tags: биографии, искусство и культура, история, люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments