Эйнат Калиш-Ротем. Фото: Meir Vaknin, Flash-90.
Давид Эйдельман. Мэр Хайфы: "Хайфа – это не Израиль".
Эйнат Калиш-Ротем – мэр Хайфы, которая сменила этом посту Йону Яхава, выиграв у него выборы. С тех пор Калиш подвергается непрекращающимся нападкам. Против нее и против членов её коалиции ведется постоянный достаточно грязный очернительный кампейн. Эйнат Калиш-Ротем обвиняют в левизне, но достаточно сказать, что её заместителя от партии НДИ Лазаря Каплуна тоже обвиняют с правых позиций. То есть, для критиков даже представители НДИ являются недостаточно правыми.
Очень часто обвинения абсолютно лживые. Например, несколько месяцев назад был скандал, связанный с выставкой в Музее искусств. Активисты христианской общины в Хайфе провели демонстрацию, возмущаясь одним из экспонатов, изготовленным финским художником. Это было распятие, на котором фигурка Христа была изображен в виде клоуна сети McDonald’s. Автор таким образом осуждал культуру потребления, которое всё, в том числе и святые вещи, превращает в ширпотреб. Там были и другие экспонаты, которые изображали Христа в виде куклы Барби, её друга Кэна и пр. Были и плакаты обидные для поклонников равва Каддури.
Подстрекатели подняли против «богохульной» выставки арабов-христиан. Калиш обвинили в оскорблении святынь. Потом выяснилось, что выставку открыли несколько месяцев назад. При предыдущем мэре. А после выборов вспомнили об этом именно его люди, отброшенные от кормушки. То есть, организаторами возмущения были те самые люди, что открыли выставку.
Эйнат Калиш, которая победила на выборах с программой жизненно важных для Хайфы реформ сталкивается с жесточайшим противодействием на каждом шагу. И это вполне естественно. Если мэр хочет сделать городскую службу уборки мусора более эффективной, то найдутся люди, которые на неэффективности зарабатывают. В феврале Эйнат Калиш пришлось останавливать через суд городскую забастовку, в ходе которой была прекращена уборка мусора.
Особо много критики новой администрации в русскоязычных социальных сетях. Русскоязычная община поддержала Калиш и её нынешнего заместителя, поскольку была недовольна работой прежнего мэра и его заместительницы Юлии Штрайм. А теперь критикующие выступают против каждого нового назначения, требуя, чтоб предвыборные обещания выполнялись исключительно посредством старой команды.
Я — «полания»
Я встретился с Калиш первого апреля. И по случаю Всемирного дня юмора спросил её, над какой шуткой она смеялась в последний раз.
— Мой сын однажды хотел написать в Фейсбуке, что политики – это люди, ни одному слову которых нельзя верить. Они лжецы. И у него есть пример – его мама. Пообещала приготовить ему равиоли, а сготовила обычную пасту. И каждый знает, что это не одно и то же.
А вообще я — «полания». Вы знаете сколько анекдотов есть про польских евреек?
— Много.
— Ни одного. Всё – правда.
— Покойный Зеэв Бойм рассказывал самый лучший анекдот о польских еврейках. Дочь звонит матери и говорит: «Мама, уже 12, а его всё нет! Что делать?!». Мать отвечает: «Почему ты всегда думаешь только о самом плохом?! Может, он просто упал на улице. От сердечного приступа. Просто упал и умер. Почему ты всегда должна думать на самое худшее?».
Что изменилось в Хайфе?
— Со дня выборов прошло уже 5 месяцев.
— Нет, со дня вступления в должность, 20 числа…
— 4 месяца и 10 дней. Что изменилось в Хайфе?
— Я думаю, что с финансовой точки зрения, хоть это и невидно, очень большие средства, которые в прошлом расходовались на неважные, на мой взгляд вещи, я остановила. Я понемногу начинаю переводить средства на те вещи, которые, на мой взгляд, более нужны жителям города: общественные потребности, спортсмены, более нуждающиеся структуры, которым действительно нужно помочь. Внутри организационной системы также произошло много изменений. Очень много структур в городской системе, которые не удостаивались должного внимания в прошлом, начали получать достойное финансирование.
Эйнат Калиш-Ротем. Photo by Yonatan Sindel/Flash90.
— Широкой публике эти усилия пока не видны?
Пока всё это выйдет наружу, пока жители города увидят их, это займёт время. Но я думаю, что внутри организации – если бы вы взяли интервью у высокопоставленных руководителей, они бы сказали, что атмосфера существенно изменилась. Я пытаюсь как можно меньше заниматься политикой в стенах этого здания. Это звучит смешно, но решения должны приниматься по делу, профессионально. И когда я участвую в большом заседании, и я слышу, что руководители принимают политические решения, я сразу же всё останавливаю. Я заявляю о своём несогласии и постоянно задаю им профессиональные вопросы, по делу. И они отвечают, что такое ведение дел – без внутриорганизационной политики – для них непривычно.
«Ты понимаешь, что она делает?!»
— Вы говорите – спросить у руководителей, спросить об атмосфере. Но я живу в Ришон-ле-Ционе. И на моём рабочем месте охранник всегда говорит со мной о политических проблемах, как он их видит. Внезапно он заявляет: «Ты понимаешь, что она делает?!» Кто – она? «Мэр Хайфы». Речь шла об очередном упреке в проарабской политике. Вы не думаете, что, возможно, вы делаете хорошие вещи, но вокруг них неприятная атмосфера? И это сыграет свою роль?
Эйнат Калиш-Ротем, Лазарь Каплун и Илана Кратыш.
— Может, так это видится из Ришон-ле-Циона. Когда-то я сказала, что Хайфа – это город, в котором привыкли сосуществовать арабы и евреи, христиане и мусульмане, бахаи, ортодоксальные евреи, светские евреи. Все вместе живут здесь спокойно, наслаждаются этим сосуществованием. Знали бы вы, сколько людей обращаются ко мне и говорят: «Вы – молодец. Вы – сильная. Вы – стойкая». Ришон – это Ришон. Хайфа – это Хайфа.
«Хайфа – это не Израиль. Израиль – это не Хайфа»
— Когда-то вы сказали: «Хайфа – это не Израиль. Израиль – это не Хайфа». Вы можете объяснить эти слова? Они плохо звучат.
— Конечно, я могу объяснить. Они отлично звучат. Мы говорим о мировоззрении. О жизни в Хайфе: арабы и евреи, христиане и мусульмане – все сидят вместе в одном и том же кафе. Я могу пройтись с Вами по городу, чтобы вы увидели это своими глазами. В Израиле это даже не понимают. Ничего не поделаешь. Да и менталитет в Хайфе другой. Если Вы родились здесь, вы родились с менталитетом сосуществования. Люди в Израиле этого не понимают. Хайфский менталитет – это не израильский менталитет.
— Вы отделяете Хайфу от суверенного Израиля?
— Иногда, приезжая в Нью-Йорк – Вы говорите о его жителях, что они – ньюйоркцы. Когда вы приезжаете в Париж, вы говорите – это парижанин. Верно?
— Не француз, а парижанин…
— Верно. И это не одно и то же. И хайфчанин и израильтянин – это не одно и то же. Я говорю это в пользу Хайфы потому, что я думаю – что это очень особенный город, и с точки зрения менталитета его жителей.
Хайфа. Фото: Mendy Hech Timon. Flash-90.
Арабские демонстрации в Хайфе
— До выборов много говорили об арабских демонстрациях. Теперь они стали ещё более радикальными. Сейчас Израиль не ведёт какую-либо военную кампанию в Газе. Ракеты падают. А тут демонстрации. Что происходит с театром «Аль-Мидан»? Что происходит с другими вещами?
— Вы смешали всё в один салат. Это всё выдумки. Пусть правительство занимается всем этим.
— Но демонстрации проходят в Хайфе.
— Закон в Государстве Израиль разрешает проводить демонстрации. Правительство, которое вы, как человек правых взглядов, считаете хорошим, в Государстве Израиль…
— Я так не считаю. Я не являюсь поклонником Нетаниягу и сторонником нынешнего правительства. И речь не обо мне.
— Если правительство считает, что нельзя проводить демонстрации, пусть издаст закон против демонстраций. Я хочу увидеть это. Как это относится ко мне? Я должна заботиться об образовании, о дорогах, об инфраструктуре, взимать муниципальный земельный налог, оказывать услуги – убирать мусор.
Демонстрации – это вопрос общегосударственный.
Хайфа.
Театр «Аль-Мидан»
— А театр «Аль-Мидан»? Вы снова его открываете?
— Пока им управляют неподобающим образом, он будет закрыт. Его проблема – в незаконном управлении.
— То есть, он будет закрыт до…
— До тех пор, пока им будут управлять неподобающим образом. Это законы государства, и это не имеет отношения к мэру. Нужно чётко разделять…
— Комиссией по культуре в Хайфе руководит Дов Хаюн, который обещает, что скоро вновь откроет «Аль-Мидан». Это прозвучало на заседаниях комиссии по культуре.
— Это зависит от ведения бухгалтерии. Театр будет открыт, если он работает по законам Государства Израиль.
Хайфа. Фото: Павел Маргулян.
Культура в Хайфе — это только арабы?
— Ещё один вопрос о скандалах с Довом Хаюном, если мы уже говорим об этом. На одной из комиссий Хаюн говорил о «Празднике праздников», о «культурных теплицах». И его спросили, почему «Праздник праздников» проводится только в Вади? Почему кроме «Праздника праздников» не отмечают Новый год? Эти вопросы задала представительница русскоязычной общественности Таня Джунь. После этого Хаюн просто выбросил из комиссии представительницу русскоязычной общественности.
— Я не знаю. Могу сказать Вам, что в последний Новый год мы, например, открыли «Кармелит», и общественный транспорт работал всю ночь. Чтобы люди могли праздновать всю ночь. И этому они очень обрадовались. Это случилось впервые. Я не могу отвечать за слова Дова. Он говорит их от своего имени. Я говорю от своего имени, и для меня Новый год – это важный праздник.
— Существует критика в отношении Дова Хаюна и его заместителя Заатра. Говорят, что культура в Хайфе – это только арабы. Может это говорят неправильно? Или неправильно отмечать «Праздник праздников» только в Вади? Строить «культурные теплицы» – только для арабской культуры? Почему на День независимости не пригласить русских певцов, русских артистов?
— Я должна вам сказать, Дов Хаюн сам сказал, что одна из сцен в День независимости в районе, где проживает больше русскоязычных жителей города, будет предназначена для выступлений на русском. И мы до сих пор думаем о приглашении разных певцов и артистов, которые выступят и споют на русском песни, которые соответствуют Дню независимости.
Дов Хайюн. Photo by Miriam Alster/FLASH90.
— Так ведь в самой Хайфе живёт множество исполнителей.
— Мы смотрим разных артистов, которые нравятся русскоязычной общине. Не знаю, на каком языке они поют. Это неважно.
— В интервью Дов Хаюн сказал, что выбросил из комиссии женщину, которая говорила об этом.
— Понятия не имею, о чём идёт речь. Я должна сказать, что я не реагирую ни на то, что пишут в соцсетях, и даже ни столько на то, что пишут в газетах. 90% из того, что пишут обо мне – неправда. Вы цитируете высказывания, но я понятия о них не имею. И может быть это неправда.
Почему Вы не защищаетесь?
— Может быть 90% из того, что пишут о вас – неправда. Тем более, то, что пишут по-русски. Но почему вы не защищаетесь? Ведётся очернительная кампания – не только против мэра, но и против его русскоязычного заместителя. И нет никакой реакции на большую часть вещей, связанную с «Бейт-Оле», с работой муниципалитета. И есть различные мифы, опросы, сплетни. Почему у хайфского муниципалитета нет веб-сайта на русском? Нет русскоязычной пресс-службы? Нет даже возможности отслеживания и реагирования.
— Я не беру на себя ответственность за пресс-службу хайфского муниципалитета. Не я её создала, не я ею управляла. Я могу сказать, что я хочу в будущем. Но это занимает время. Вы начали нашу беседу очень хорошо – сказали, что я 5 месяцев в должности, и я поправила вас, сказав – 4 с половиной месяца.
— 4 месяца и 10 дней.
— 4 месяца и 10 дней. И если кто-то считает, что за 4 месяца и 10 дней можно создать пресс-службу, сайт муниципалитета на русском языке…
— А есть такие планы?
— Планы есть, и я надеюсь, что мы сможем это сделать. Но если кто-то думает, что всё можно сделать за 4 месяца и 10 дней, всё изучить, всё понять…
Эйнат Калиш-Ротем.
«Я не работаю ради СМИ»
— Но это влияет на вашу репутацию.
— Все злятся на меня – почему я не решила вопрос со стоянкой, и с улицей, и с пешеходной зоной – все думают, что сейчас всё должно произойти «чик-чак». Это занимает время. Я скажу одну очень простую вещь: количество фейк-ньюз обо мне, публикующихся каждый день, просто ненормальное. Как-то здесь сидел человек с 8 сообщениями в СМИ, на которые я должна отреагировать. И я сделала очень простое арифметическое действие: если я сейчас начну реагировать всерьёз на все эти неописуемые глупости, мне нужно как минимум угробить на каждую такую новость полчаса. А перед этим – прочесть, понять вообще, зачем они это пишут. Что случилось? Что правда, а что – нет? Минимум полчаса потратить, чтобы понять, а затем ещё и сформулировать ответы. Я не собираюсь отдать СМИ 4 часа. Я нахожусь здесь для того, чтобы работать на благо жителей города и общественности. Я не работаю ради СМИ. Я работаю ради жителей. Поэтому СМИ могут писать обо мне всё, что им вздумается, и делать 10 сальто в воздухе.
— То есть вы собираетесь оставлять клевету без ответа?
— Допустим, я бы взяла эти 8 сообщений. И дала на них ответы. Посвятила бы полчаса для каждого ответа. Мне бы ещё 10 раз отправили сообщения с вопросами: «Почему Вы так сказали? Почему использовали такое слово? А, вы так делаете?». Я должна бы была сидеть целый день, с утра до ночи, только реагируя на всех, кто ведёт против меня клеветническую кампанию. Поэтому я говорю вам, что они не существуют. Это очень просто: если за 4 года я смогу сделать несколько хороших вещей для жителей города, они будут довольны. Если я не смогу это сделать – они будут недовольны. И я тоже буду недовольна, и, может быть, я уйду с поста. Очень просто.
— Но вот история обвинений вас в связи с выставкой «Христос McDonald’s». Выставка началась в августе, не в ваше время. Но публикации были о «левой», которая выступает не только против иудаизма, но и против христианства. Не было никакой реакции от хайфского муниципалитета.
— Я против христианства?! На свете есть много глупых людей. Кстати, если это надо уточнять – я против насилия, против бутылок с «коктейлем Молотова». Ясно, что это была политическая кампания против меня, потому выставка была открыта за 3 месяца до выборов. Я не могу пойти к каждому, кто пишет глупость, и объяснить ему, в чём его ошибка.
Хайфа. Порт. Фото: Yossi Zamir. Flash-90.
Хайфский залив
— Хайфский залив – это хорошее начинание.
Наконец-то вы начинаете задавать правильные вопросы. С этого нужно было начинать. А нам пора завершать беседу.
— Я не знал, что у меня будет так мало времени.
— Я хочу сказать вам, что спрашивать меня об этих глупостях – что сказал Дуби Хаюн – меня это не интересует. Что сказал Заатра из партии ХАДАШ – это не интересно. Что сказал кто-то другой – это не интересно.
Спросите меня о Хайфском заливе. Это значимый вопрос для более полумиллиона жителей. Пока наше «замечательное» правительство продолжает продвигать в нашем городе программы, которые разрушают и наше здоровье, и нашу экономику… Факт, что нужно спасать здоровье людей, а не реагировать на глупости, которые публикуют в социальной сети. В Хайфе пропорционально больше больных раком, чем в других городах Израиля. У жителей Хайфы меньше возможностей заработка, меньше рабочих мест. Наша жизнь хуже, чем в других городах. Это большой вопрос, а не глупости. Я хочу видеть в нашем городе здоровых жителей и достойные рабочие места. И знаете, мне всё равно, за кого они голосуют на общих выборах – пусть голосуют за правых, пусть голосуют за левых – все достойны хорошей жизни. https://relevantinfo.co.il/haifa-it-not-israel/?fbclid=IwAR1O7MGtwIWBL5AXHWYUki9ai3Kao521EHtnrAL8Usd22q20tKOZD4tUwFU