Правда о «штрафниках»: факты и вымысел.
Летом 1942 года наступающие войска «Вермахта» прорвали оборонительные рубежи Красной Армии, что, с учетом огромных потерь и нехватки ресурсов, привело к крайне угрожающему положению на фронте. В рядах нашей Армии царила подавленность, зачастую переходившая в панику. Многие солдаты, да и офицеры тоже, были уверены в том, что война проиграна. Отступление наших подразделений превращалось в откровенное оставление позиций и беспорядочное бегство.
В таких условиях от военного руководства СССР требовались меры, которые могли бы обозначить тот самый рубеж, за которым сама страна и Армия перестали бы существовать. Войска необходимо было заставить драться насмерть, чтобы остановить врага перед этой чертой буквально любой ценой. 28 июля 1942 года Главнокомандующий издает свой знаменитый приказ № 227, более известный как «Приказ: ни шагу назад!» Этот документ был направлен, прежде всего, на создание перелома в моральном настрое солдат. Победить или умереть – вот что нес смысл этого Приказа. Мало кто может отрицать его переломную роль и значение для фронта. Однако, также и не все сейчас могут вспомнить о том, что приказ 227 определял порядок создания так называемых штрафных подразделений Красной Армии, куда направлялись офицеры и солдаты, проявившие в бою трусость и недисциплинированность, для того, чтобы доказать свою верность Родине, искупить совершенные проступки и преступления.
Существует много художественных литературных произведений и продуктов кинематографа, которые зачастую искажают исторические факты и несут недостоверную информацию о событиях, связанных со штрафниками. Сегодня мы попробуем разобраться и опровергнуть некоторые мифы об этих подразделениях и проходивших в них службу людях.
Факт первый: Мало кто осведомлен об этом, но первые штрафные подразделения были созданы и задействованы для ведения боевых действий немцами. Ещё в 1936 году в Германской армии были созданы специальные дисциплинарные части — так называемые «Особые подразделения» (Sonderabteilungen), куда направлялись солдаты, ранее отбывшие уголовное наказание, или те, кто по различным причинам был неспособен проходить военную службу в регулярных частях.
В 1940 году после начала Второй Мировой войны, командование Вермахта принимает решение о создании таких подразделений в составе воюющих частей, появляются так называемые «полевые особые подразделения». Аналогичные части были созданы на флоте и в авиации. А уже в декабре 1940 года образуются так называемые «500-ые батальоны» - или «исправительные части – 500» (Bewaerungstruppe-500), номера этих структурных подразделений начинались с «5». 500-ые активно применялись Вермахтом на Восточном фронте и за время Великой Отечественной через них прошли более 80 тысяч немецких солдат и офицеров.
Кроме того, осенью 1942 года немцами были созданы специальные штрафные подразделения для политически неблагонадежных солдат – «900-ые батальоны». Эти подразделения применялись для выполнения тяжелых и грязных работ в тылу: ремонты дорог и мостов, восстановление инфраструктуры на оккупированных территориях, разминирования местности и т.п. За годы войны службу в них прошло порядка 30 тыс. человек.
Кроме того, немцы создавали полевые штрафные роты непосредственно в зоне боевых действий (Feidstrafgefangenabteilungen). Эти подразделения также комплектовались военнослужащими, совершившими различного рода правонарушения.
Штрафные подразделения типа 500-ых батальонов, «полевых особых подразделений» и «Feidstrafgefangenabteilungen» Вермахт использовал, как и наше командование, на наиболее острых участках фронта – говоря простым военным языком «затыкал дыры».
Факт второй: Глядя на современные фильмы о «штрафниках» создается впечатление о многочисленности таких подразделений, благодаря которым мы, якобы и победили в той войне. Однако, на самом деле это не совсем так. Дело в том, что Приказом 227 предписывалось буквально следующее: «сформировать в пределах фронта от одного до трёх (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек)» и «сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой)». При этом, в штрафные батальоны направлялись провинившиеся командиры среднего и старшего звена, а также политработники. Соответственно, штрафные роты комплектовались рядовыми и младшими командирами (сержантско-старшинским составом). В соответствии с архивными данными Министерства обороны России, за три военных года существования штрафных подразделений в нашей Армии, их ряды прошло 427 910 человек. Для сравнения – в рядах регулярной РККА за всю войну проходило службу 32 млн. Ежегодная численность Армии и Флота в период войны составляла от 6 до 7 млн. человек. Таким образом, процентное соотношение «штрафников» в рядах Армии составляло ничтожно малое число: от 2,7% в 1943 году, до 1,3% - в 1945. Однако, вклад в Победу, военнослужащих, по разным причинам проходивших там службу был велик, ведь исчислялся он, прежде всего потерями, которые на разных этапах войны составляли не менее половины личного состава штрафных подразделений.
Факт третий: Опять же, благодаря современному кинематографу, у молодого поколения сложился стереотипный образ командира штрафного подразделения – сурового офицера, несправедливо закинутого судьбой на эту должность и вынужденного самостоятельно назначать на офицерские посты наиболее благонадежных «штрафников», как правило, из числа бывших политзаключенных, осужденных за либеральные взгляды и несогласных с «линией партии». На самом деле это не имеет ничего общего с правдой. Приказом № 229 Народного комиссариата обороны от 28 сентября 1942 года объявлялось «Положение о штрафных батальонах и штрафных ротах», в соответствии с которым штрафные подразделения делились на постоянный и переменный состав, и на должности командиров назначались кадровые офицеры «из числа волевых, и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников». При этом, для постоянного состава штрафных подразделений устанавливался ряд дополнительных льгот в виде повышенных окладов, льготной выслуги (месяц за шесть) и сокращенных в два раза сроков для получения очередных воинских званий. Кроме того, офицеры штрафных подразделений имели полномочия, соответствующие более высокому рангу в регулярных частях. Так, командир штрафного батальона приравнивался к командиру регулярного мотострелкового полка.
К постоянному составу также относились старшины подразделений, санинструкторы и писари. Военнослужащие переменного состава могли быть назначены на должности младших командиров (сержантского состава).
Факт четвертый: Широко распространено мнение о том, что военнослужащий штрафного подразделения мог «искупить вину перед Родиной только кровью», то есть, для того, чтобы освободиться от наказания в виде прохождения службы в штрафбате или штрафной роте, нужно было обязательно быть раненым в бою. На самом деле это тоже не совсем так. Да, в соответствии с тем же «Положением о штрафных подразделениях» в случае ранения штрафник подлежал досрочному освобождению и после прохождения лечения направлялся в действующее подразделение Красной Армии. Однако, приговором военного трибунала военнослужащий мог быть приговорен к прохождению службы в штрафниках только на определенный срок – от 1 до 3 месяцев, после чего наказание считалось отбытым, и он возвращался в регулярную часть. Таким образом, наряду с досрочным завершением наказания в штрафном подразделении по ранению, существовала возможность отбыть наказание в соответствии с назначенным приговором сроком и вернуться в свою часть. При этом срок не мог превышать трех месяцев. Кроме того, была предусмотрена возможность досрочного освобождения за мужество и героизм, проявленные в бою. Представление о таком освобождении должен был подать непосредственный командир «штрафника».
Еще один важный момент: после приговора, зачитанного перед строем своего подразделения, военнослужащий должен был быть разжалован в рядовые, его награды изымались и передавались в кадровое подразделение. Прекращались выплаты в соответствии с денежным аттестатом, и назначался оклад рядового. Однако, после окончания наказания или его досрочного освобождения от его прохождения, все звания и награды возвращались. Более того, в случае смерти штрафника, семья получала все выплаты по последнему окладу «штрафника» до назначения ему наказания.
Факт пятый: В штрафные подразделения не направлялись отъявленные уголовники. Поводом для этого послужило несколько случаев дезертирства, допущенных штрафниками из числа рецидивистов. Вследствие чего одним из приказов Наркомата обороны прямым текстом было запрещено судам и военным трибуналам предоставлять «отсрочку от исполнения уголовного наказания в виде направления в штрафные подразделения» лицам, которые были осуждены или уже отбывали ранее наказание за тяжкие преступления, ворам-рецидивистам, осужденным за разбои и грабежи, насильникам и бандитам, также «контрреволюционерам». При этом, личность каждого «кандидата» в штрафное подразделение из числа ранее осужденных подлежала тщательному рассмотрению, и в случае принятия положительного решения, он направлялся в штрафную часть вместе с копией своего приговора, а срок его пребывания в штрафниках определялся командованием части. Фото из открытых источников
Факт шестой: Для офицерского состава Красной Армии, длительное время находившегося в плену врага или на оккупированных немцами территориях (при условии, если они не воевали в партизанских отрядах), были созданы специальные штрафные «стрелковые штурмовые батальоны». В них направлялись командиры и политработники, содержавшиеся после возвращения из плена или с оккупированной территории в лагерях НКВД.
Срок службы в таком штрафном «штурмовом стрелковом батальоне» определялся два месяца, кроме того, офицеры в таких подразделениях не лишались званий и наград. Сами военнослужащие и их семьи сохраняли за собой все права на льготы и выплаты, положенные их званию и занимаемой должности. Кроме того, в таких подразделениях должности среднего звена (командиры взводов) занимали военнослужащие из числа переменного состава. В остальном, штрафные «штурмовые стрелковые батальоны» не отличались от других штрафбатов и использовались на самых активных участках фронта.
Как много офицеров и солдат, побывавших в плену, подверглось каким-либо репрессиям или было направлено в штрафные подразделения? Обратимся опять же к архивам: вот результаты проверочных мероприятий, проведенных в отношении бывших пленных с октября 1941 по март 1944 – из 318 тысяч военнослужащих в штурмовые батальоны было направлено 8250 человек, в регулярные подразделения Красной Армии – 223 300 человек (это порядка 70% от общего числа), арестовано и в дальнейшем осуждено – 11280 человек (3,5%), умерло – 1800 человек. Еще в отношении около 62 тысяч – проверка была продолжена. Как видим, статистика несколько не вяжется с навязываемым современным кинематографом мнением о зверствах кровавого НКВД в годы войны.
Факт седьмой: Как это не прискорбно, но в рядах штрафников проходили службу и женщины-военнослужащие. Случаи немногочисленные и характерные только для первого этапа войны, но они имели место быть.
Так, военным трибуналом 164-й стрелковой дивизии был вынесен приговор о направлении в штрафную роту некоей военнослужащей Кондратьевой. После чего она героически проявила себя в бою, была представлена к боевой награде и досрочно освобождена. В октябре 1943 года начальником Управления военных трибуналов была издан приказ, который напрямую запретил направлять военнослужащих женского пола в штрафные подразделения.
Факт восьмой: В соответствии с действующими приказами Наркомата Обороны военнослужащие-летчики, а также офицеры и матросы Военно-морского флота в случае совершения проступка могли быть направлены в качестве штрафника-пехотинца в обычное штрафное стрелковое подразделение. Существует много материалов на тему о «штрафных» эскадрильях, в которых летчики, допустившие саботаж и трусость, искупали свою вину. Более того, Ставкой Главнокомандующего была даже принята специальная Директива ВГК № 170549, которая предписывала создавать специальные штрафные эскадрильи для летчиков, проявивших «саботаж, трусость и шкурничество». При этом основанием для возвращения в родную часть предполагалось установить определенное количество боевых вылетов и успешно выполненных заданий. Однако, на практике такие эскадрильи широкого распространения не получили и документальных материалов, в том числе и о результатах их применения, по ним практически нет, за исключением упоминания о вхождении в структуру объединений и частей ВВС. Зато существует вполне реальный документ – приказ Наркомата Обороны № 0685 от 9 сентября 1942 года, который предписывал провинившихся лётчиков отправлять в пехоту.
Среди историков бытует мнение, что Сталин просто счел глупостью доверять самолеты летчикам, проявившим трусость и неблагонадежность, предполагая возможность их бегства на сторону врага.
Факт девятый: Снабжение штурмовых подразделений зачастую отличалось от обеспечения регулярных частей в лучшую сторону. Напомним, что постоянный состав штрафбатов и штрафных рот комплектовался из кадровых офицеров и политработников, наделенных правами на ранг выше аналогичной должности в регулярных частях. Это значило, что командир штрафного батальона имел полномочия командира мотострелкового полка и располагал возможностями по организации полноценного снабжения своего подразделения. С учетом ставившихся перед штрафниками сложных задач, их командиры были напрямую заинтересованы в полноценном комплектовании штрафников оружием и техникой. Срыв боевой задачи грозил командованию суровым наказанием, именно по этой причине штрафные подразделения были прекрасно вооружены и обеспечены всеми видами довольствия. Плохое вооружение и оснащение этих частей на фронте считалось недопустимым.
Факт десятый: Служба в штрафных подразделениях была очень опасной, однако, вовсе не по причине наличия за спиной пресловутых заградотрядов НКВД. Этот миф стал распространенным благодаря сценаристам и режиссерам, снявшим не один фильм про штрафников, к сожалению, мало что имеющий общего с реальным положением дел. Но пусть это останется на их совести, если понятие «совесть» как-то можно увязать со стремлением заработать деньги и популярность на осквернении памяти участников Войны.
Да, помимо прочего, в соответствии с Приказом № 227 в задачу заградительных отрядов, располагавшихся в непосредственном тылу линейных подразделений и частей Красной Армии входило недопущение паники, бегства и самовольного оставления позиций их бойцами. Но при этом, не существует никаких директив, предписывавших командованию заградотрядов располагаться непосредственно за боевыми порядками штрафных подразделений. Более того, приказом Наркомата Обороны заградотряды выставлялись в «непосредственном тылу неустойчивых дивизий». А штрафников направляли для ведения активных наступательных действий или разведки боем. Таким образом, логически не увязывается постановка сложных наступательных задач неустойчивым частям и соединениям. Ну и вот несколько воспоминаний бывших «штрафников»:
А.В. Пыльцын:
«К слову сказать, за нашим батальоном ни при каких обстоятельствах не было никаких заградотрядов, не применялись и другие устрашающие меры. Просто в этом никогда не возникало такой нужды. Смею утверждать, что офицерские штрафные батальоны были образцом стойкости в любой боевой обстановке».
В.В. Карпов:
«Нас действительно посылали на самые тяжелые направления. Но у нас не было никаких заградотрядов... Думаю, если бы такой заградотряд у нас за спиной появился, мы тут же постреляли бы его к чертовой матери. Если на то пошло, то и нужды в заградотрядах на передовой не было: струсивших или изменников мог на месте расстрелять их командир. Такие полномочия ему давал приказ № 227.
Реально заставы армейского заградотряда располагались на удалении 1,5—2 км от передовой, перехватывая коммуникации в ближайшем тылу. Они вовсе не специализировались на штрафниках, а проверяли и задерживали всех, чье пребывание вне воинской части вызывало подозрение».
М.И. Сукнев:
«...Академик Арбатов утверждает, что нас караулили сзади заградотряды. Неправда! У нас их не было. У нас достаточно этого «Смерша» было, который все видел. Сразу тебе шею свернут... Обычно, если немцы наступали, они окружали нас, где заградотряд поставишь?»
П.Д. Бараболя:
«И вот что любопытно: за время почти шестимесячного командования штрафниками я не помню случая, чтобы кто-то дезертировал из роты, сбежал с переднего края. Могут возразить: дескать, попробуй сбеги, если в тылу стоят заградотряды. Но, во-первых, не припомню случая, чтобы где-то привелось увидеть пресловутый заслон. А во-вторых, твердо убежден: все-таки поступками этих людей, оказавшихся на фронте, двигало чувство их причастности к святому делу защиты Родины. Когда-то оступившись, они всем своим поведением стремились смыть с себя «темное пятно», пусть и ценой собственной крови, а зачастую — и жизни».
М.Т. Самохвалов:
«Я утверждаю, что никаких заградотрядов за нами не было, это точно».
Е.А. Гольбрайх:
«Заградотряды никогда не сопровождали штрафные роты на фронт и не стояли у них за спиной!
Заградотряды располагаются не на линии фронта, а вблизи контрольно-пропускных пунктов, на дорогах, на путях возможного отхода войск. Хотя скорее побегут обычные подразделения, чем штрафные. Заградотряды — не элитные части, куда отбираются бойцы-молодцы. Это обычная воинская часть с несколько необычными задачами».
Вот такие факты. Но больше меня интересует вопрос: кому было выгодно опорочить командование Красной Армии, выставив его бездушным и жестоким в отношении собственных солдат и офицеров, и приписать на его счет выдуманные смерти сотен тысяч невинных людей, записав их в «штрафники»? Каким образом, «стремление рассказать правду о Войне» вяжется с попытками опорочить память генералов, офицеров всех уровней и простых солдат, до конца выполнивших свой долг?
Глеб Зима специально для Planet Today https://planet-today.ru/novosti/armiya/istoriya-oruzhiya/item/101260-pravda-o-shtrafnikakh-fakty-i-vymysel-chast-pervaya https://planet-today.ru/novosti/armiya/istoriya-oruzhiya/item/101334-pravda-o-shtrafnikakh-fakty-i-vymysel-chast-vtoraya