Антонис Ван Дейк. Женские портреты
Самым выдающимся учеником и последователем Рубенса искусствоведы признают Антониса Ван Дейка.
Младший современник Рубенса, крупнейший фламандский живописец Антонис Ван Дейк родился в Антверпене 22 марта 1599 г, т.е. 420 лет назад. В семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка он был седьмым ребенком.
Ван Дейк мог рассчитывать только на свой талант художника. Ни происхождение, ни иные заслуги или обстоятельства не могли помочь ему стать признанным в аристократических кругах. В отличии от Рубенса, например, который был сыном крупного юриста.
В 16-17-х веках профессия художника вовсе не делала человека кем-то избранным, она всего лишь обеспечивала или не обеспечивала ему доход, а, в сущности, считалась ремеслом, а не искусством. Многие живописцы всю свою жизнь оставались неизвестными подмастерьями у своих прославленных современников. Так что Ван Дейку было просто необходимо выйти из тени своего великого учителя, и в конце 1620 года он уезжает в Англию, где работает при дворе английского короля Якова I. Здесь, наконец, его талант портретиста проявляется в полной мере.
в 1632 году снова уезжает в Англию и становится придворным художником Карла 1. Здесь, наконец – то полностью осуществляются его честолюбивые мечты.
В Англии у него были все шансы стать художником номер один. В Англии того периода живопись находилась в полном упадке, и появление такого талантливейшего художника как Ван Дейк, оживило аристократическое общество, стремившееся запечатлеть свои высокородные черты на память потомкам. Таким образом, английская знать и Ван Дейк, можно сказать, нашли друг друга и образовали удачный альянс – художник писал аристократов, аристократы принимали его в своём кругу.
Портрет юной леди (Эрминия, аккомпанирующая Купидону) (Магарет Лемон).
Portrait of a Woman and Child
Мадонна с младенцем и св. Екатериной
Портрет молодой женщины с ребенком - Картины Эрмитажа
Амалия де Сольмс-Браунфельсская
маркиза Дураццо (1622-1625)
Луиза Мария де Тассис 1630
Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон
Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.
Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими передними зубами.
Queen Henrietta Maria
Queen Henrietta Maria
Queen Henrietta Maria
Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.
Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.
Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.
Ван Дейк стал величайшим портретистом.
Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва
А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.
Портрет Елизаветы или Терезии Ширли в восточных одеждах
Geronima маркиза Спинола ???
Энн Софии, графини Карнарвон
Anne, Countess of Clanbrassil (1636)
Portrait of Charles I Hunting (c. 1635) oil on canvas Paris, Musée du Louvre
Портрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Николо Каттанео
«Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон», 1640 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мария Босхертс, жена Адриана Стивенс, 1627
Lady Jane Goodwin
Портрет Жаклин Ван Кёстр
леди д'Обиньи
Young Woman Playing a Viola da Gamba (oil on canvas)
Portrait Of Mary Ruthven Wife Of The Artist.
Portrait of a lady called "Mrs Howard" c.1638–9 Private collection, Boston, USA.
В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были длительные отношения.
Но женился Ван Дейк на аристократке, за что поплотился укушенным пальцем. Мисс Лемон попыталась откусить художнику палец, чтобы он не смог больше писать...
Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания.
Маргарет Лимон, модель и любовница Энни ван Дайка 1599-1641
Mary, Lady van Dyck, (супруга Ван Дека) née Ruthven (ca.1640) Museo del Prado, Madrid.
В 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.
Благодаря женитьбе на Мэри Расвен, происходившей из обедневшей, но очень древней фамилии, Ван Дейк становится членом высших кругов чопорной английской аристократии. И вот уже всё это высшее общество добивается чести позировать сыну фламандского торговца тканями.
Ritratto di Donna Polissena Spinola Guzman de Leganés (1630)
Dorothy, Lady Dacre, about 1633.
Margaret, Lady Tufton" (1632)
Портрет женщины с розой. 1635
"Saint Rosalie Crowned with Roses by Two Angels
Художник остаётся верен своему стремлению облагородить своих аристократов, сделать их ещё более одухотворёнными и утончёнными. Он даже возит с собой слепки идеальных рук, все его модели на портретах- обладатели этих самых рук – тонких, изящных, с удлинёнными пальцами. Такие же изящные, холёные и нежные руки и на автопортретах Ван Дейка. Всю свою жизнь он служит своему внутреннему идеалу красоты.
Однако портреты английской знати, которые художник пишет в эти годы, достаточно однотипны. Эффектные костюмы и украшения не могут скрыть невыразительность характеров. Возможно, это вызвано надменной замкнутостью заказчиков – благородные дамы и господа никого не желали допускать в мир своих чувств.
Прожил Ван Дейк всего 42 года, оставив миру в наследство около 900 полотен.
В 1666 году в Лондоне пожаре сгорел собор Святого Павла, а вместе с ним могила Ван Дейка с его останками, и памятник, надписанный королем Карлом Первым.
Но память о выдающемся художнике не могли уничтожить ни пожар, ни время, остались его прекрасные картины, и сэр Антонис Ван Дейк остаётся одних из лучших мировых портретистов. А созданный художником тип идеализированного парадного портрета стал образцом для многих живописцев последующих веков.
http://svetart.by/portretnoe-skhodstvo/nepovtorimyj-stil-van-dejka
https://arts-dnevnik.ru/van-deyk/