8 ноября 1943 года указом И. В. Сталина был учрежден орден Славы трех степеней, который должен был стать «солдатской» наградой. По статуту получить его могли солдаты, сержанты и старшины, но никак не офицеры. Исключение делалось лишь для младших лейтенантов авиации — их также могли наградить орденом Славы за боевые заслуги. Но офицеры других родов войск относились к этой награде прохладно, а многие даже отказывались ее носить — ведь наличие этого ордена на груди и в послужном списке вполне могло поставить крест на военной карьере.
Награждение с повышением
Орден Славы в негласной «табели о рангах» стал самой младшей орденской наградой в РККА. Помимо этого, он имел и другие особенности. Награждали им лишь за индивидуальные боевые заслуги. То есть получить орден не могла военная часть, также как не могли быть награждены им и все участники роты, взвода или отделения за коллективные успехи. Была у награды и еще одна исключительная особенность — обязательное повышение кавалера в звании.
То есть при стандартной ситуации никто из офицеров, кроме пилотов и авиаторов, полным кавалером ордена Славы стать не мог. Вот как описывает типичный путь кавалера Валерий Дуров в своей книге «Русские и советские боевые награды»: после первого награждения солдат или сержант становился старшиной; со вторым награждением старшину переводили в младшие офицеры, которым эта награда уже не выдавалась. В авиации же старшин нередко переводили сразу в лейтенанты, минуя звание младшего лейтенанта, так что и там полным кавалером стать можно было не всегда.
Но вот если старшина или младший лейтенант получал взыскание и бывал понижен в звании (при этом наград обычно не лишали), то он вполне мог получить третий орден и повышение. Такие случаи в РККА были, хотя и не являлись обычной практикой. Гораздо чаще орден Славы оказывался на мундире офицера по другой причине.
Награда штрафников
В период Великой Отечественной войны ссылка в штрафбат была довольно распространенным наказанием. В отличие от штрафных рот, в батальоны отправляли исключительно офицеров, причем не за политические и не за тяжкие уголовные статьи. Список провинностей, за которые можно было стать штрафником, довольно широк — от воровства и превышения служебных полномочий до драки или небрежности на посту.
Офицер в штрафбате лишался звания и должности, но мог вернуть себе погоны, отличившись в бою или получив ранение (искупив кровью). Поэтому большинство штрафников были хорошо мотивированы и совершали отчаянные подвиги, за что получали «солдатский» орден и реабилитацию.
Объяснить орден Славы на груди лейтенанта или капитана (не говоря уже о майоре или подполковнике) давними заслугами уже было нельзя — появилась награда лишь в конце 1943, а дослужиться до офицерского звания в короткий срок не представлялось возможным. Вот и получалось, как пишет Александр Пыльцын в своей работе «Главная книга о штрафбатах», что орден становился этакой меткой штрафбатовца и нередко точкой в карьере офицера — провинившихся продвигали по службе весьма неохотно.