С фотографией Марины Расковой у сердца молодые летчицы летали бомбить гитлеровцев.
В Советском Союзе женщины сами брали в руки оружие, чтобы защитить Родину. На фронтах Великой Отечественной воевал почти миллион советских женщин, которые выполняли самые разные боевые задачи. По инициативе Марины Расковой было сформировано несколько женских авиаполков. Об умелых и храбрых советских летчицах рассказывает американский портал военной истории Warfare History Network.
Начало легенды
Имя Марины Расковой, одной из самый почитаемых и любимых в СССР летчиц, на Западе почти неизвестно. Раскова, в годы Второй мировой войны создавшая первые в мире женские авиаполки, получила звание майора, стала первой в Советском Союзе женщиной-штурманом и командиром 587-го бомбардировочного полка, который после ее гибели в 1943 году был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк имени Марины Расковой. Раскова была примером для всех – и мужчин, и женщин. Это объяснялось не только ее выдающимися летными навыками и личной храбростью, но и способностью принимать решения и командовать людьми в суровых и зачастую трудных обстоятельствах.
Марина Михайловна Раскова (в девичестве Малинина) родилась в Москве 28 марта 1912 года. Она хотела стать оперной певицей, но из-за болезни среднего уха в 15-летнем возрасте распорядилась своей жизнью иначе. Она решила изучать химию и инженерное дело, а позже занялась теорией аэронавигации. Раскова стала первой в СССР женщиной, получившей диплом профессионального авиационного штурмана, после чего ее назначили на должность преподавателя Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского в Москве.
Став преподавателем, Раскова начала учить военному штурманскому делу офицеров-мужчин, которые вначале скептически относились к ее знаниям и способностям, но потом признавали, что она убедила их в пригодности женщин к работе в авиации. Академия в качестве поощрения направила Раскову в Центральный аэроклуб, находившийся в подмосковном Тушино, где она стала учиться летать. Учебу в аэроклубе Марина закончила в августе 1935 года, после чего стала учить летчиков пилотированию по приборам.
К середине 1930-х Раскова стала участницей многих важных событий в мире авиации, а в августе 1935 года совершила свой первый самостоятельный полет в качестве пилота. 2 июля 1938 года она установила новый рекорд среди женщин по дальности полета, совершив в качестве штурмана вместе с пилотом Полиной Осипенко и вторым пилотом Верой Ломако на самолете МП-1 беспосадочный перелет от Черного до Белого моря. Летчицы установили мировой рекорд дальности полета по прямой, преодолев расстояние в 5 950 километров. За этот полет и установленный рекорд старшие лейтенанты Осипенко и Ломако, лейтенант Раскова были награждены орденами Ленина.
Исторический полет «Родины»
Вскоре после этого полета летчица Валентина Гризодубова при поддержке Сталина получила самолет для совершения перелета на Дальний Восток – Осипенко была у нее вторым пилотом. Это был АНТ-37 (переоборудованный дальний бомбардировщик ДБ-2), которому Гризодубова дала название «Родина». Полет отложили, потому что Раскова слегла с аппендицитом. В сентябре 1938 года государственная комиссия отложила перелет из-за наступления осени и плохой погоды. Но Сталин отменил это решение, и 24 сентября 1938 года «Родина» взмыла в небо.
На всем протяжении перелета плотная облачность скрывала от экипажа все ориентиры на земле, и им приходилось лететь только по радиосигналам. Когда перестал работать радиопередатчик, им ничего не оставалось, кроме как продолжать полет. Но через какое-то время в баках закончилось топливо. Экипаж Расковой размещался в носовой части самолета, а это было весьма опасно в случае аварийной посадки. Поэтому она по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу.
Раскова упала в болото, и ее удалось отыскать только через 10 суток, после чего она вернулась к Осипенко и Гризодубовой. О полете Расковой рассказали все средства массовой информации, ее отвага и упорство вызвали восхищение у советского народа.
122-я авиагруппа
Раскова своим примером вдохновила сотни советских девушек, которые решили сражаться в воздухе, когда пришла пора защищать Советский Союз. Она была идолом для многих, в том числе, для советского аса Лидии Литвяк («Як-1 с белой лилией»/https://vpk-news.ru/articles/44185), которая стала первой женщиной в истории, сбившей вражеский самолет. Говорят, что у себя в записной книжке Литвяк хранила фотографию Расковой.
“Ты пойми, грядущие поколения не простят нас за то, что мы жертвуем юными девушками, сказал Сталин.Когда 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, Раскова, работавшая в то время добровольцем в гражданской обороне, начала получать сотни писем от женщин-пилотов, жаждавших применить свои летные навыки на фронте. Получив полную поддержку Сталина, Раскова в октябре приступила к набору добровольцев из числа женщин. Так появилась на свет 122-я авиационная группа.
Пользуясь личным знакомством со Сталиным, Раскова убедила его, что женщин-пилотов необходимо использовать в ходе боевых действий. Она делала упор на сильные патриотические чувства девушек и на их желание исполнить долг перед Родиной. Хотя многие в Кремле полагали, что война это не женское дело, Раскова одержала верх благодаря своему упорству. Но прежде чем дать ей свое благословение, Сталин предупредил летчицу: «Ты пойми, грядущие поколения не простят нас за то, что мы жертвуем юными девушками».
Три женских боевых авиаполка
В составе 122-й авиагруппы было сформировано три женских боевых авиаполка: 586-й истребительный (самолеты Як-1), позже вошедший в состав 270-й бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии, 587-й бомбардировочный (бомбардировщики Пе-2) и 588-й ночной бомбардировочный (бипланы По-2). В феврале 1943 года 588-й полк был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк в знак признания его выдающихся заслуг, а 587-й полк стал называться 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.
46-й полк был единственным из трех, который всю войну оставался исключительно женским (другие два брали на службу мужчин). Всего этот полк совершил 24 тысячи боевых вылетов и получил наибольшее количество наград из всех женских полков. 23 летчицы из его состава получили звание Героя Советского Союза (к 1990 году), пятеро из них посмертно.
Немецкие летчики прозвали женщин-пилотов «ночными ведьмами», потому что боялись их успешной тактики воздушного боя, и потому что летчицы на своих деревянных По-2 совершали вылеты по ночам.
На фронтах войны воевал почти миллион советских женщин, которые выполняли самые разные боевые задачи. В отличие от СССР, в Америке к концу войны в армии служили примерно 350 тысяч женщин, которые занимали небоевые должности. Для советских женщин в годы Великой Отечественной войны образ Родины-матери был олицетворением не только заботливой защитницы, но и самоотверженной и храброй воительницы, которая защищает свою страну как собственное дитя.
Женщины, пришедшие служить в 122-ю авиагруппу Марины Расковой вскоре после начала немецкого вторжения, учились по очень жесткой и напряженной программе. Что касается пилотов, то трехлетнюю программу обучения и летной практики они должны были освоить всего за несколько месяцев. Занятия, техника, и назначения, которые получали женщины после выпуска, были точно такие же, как у мужчин.
Когда Раскова формировала женские авиаполки, немцы подходили к Москве. Советские граждане узнавали из радиосводок, что Москва может быть захвачена. Было крайне важно как можно скорее подготовить женщин-пилотов, чтобы они могли участвовать в воздушных боях, защищая свою страну. Раскова лично беседовала с каждым добровольцем. Большинство женщин хотели стать пилотами, но штурманы тоже были очень нужны, и поэтому Раскова отбирала летчиц с техническим образованием и назначала их штурманами. На следующий день после выдачи женщинам формы Раскова получила приказ немедленно перебросить авиагруппу в город Энгельс, находящийся на Волге севернее Сталинграда, где они должны были завершить формирование и приступить к подготовке.
Марина Раскова руководила и следила за всеми аспектами боевой подготовки. Она трудилась до изнеможения, и к концу дня порой настолько уставала, что у нее не было сил раздеться. Тогда она просто падала на кровать, не снимая форму. Обучаемым она передавала свою неуемную энергию и прививала стойкость. «Во время учебы мы иногда рассаживались в своей землянке вокруг печки, и она (Раскова) нам пела, – рассказывала штурман из 587-го бомбардировочного авиаполка Валентина Кравченко. – Она говорила: «Девочки, когда закончится война…» Она смотрела на нас, а мы сидели в неказистых летных костюмах, похожие на медведей… «Когда закончится война, вы наденете белые платья и красивые туфли, и мы устроим большой праздник. Не беспокойтесь: мы победим в этой войне».
Трагическая гибель Марины Расковой
Как это ни трагично, но Раскова не дожила до победы. Когда ее полк перебрасывали на фронт под Сталинград, пилотируемый Расковой самолет разбился в условиях сильной пурги и густой облачности. Погибли все четверо членов экипажа. Расковой, командовавшей 125-м полком всего несколько месяцев, так и не довелось повоевать.
Гибель Расковой стала сильным потрясением для ее товарищей по оружию и для всего народа. 125-й полк поклялся достойно носить имя Расковой, когда 23 сентября 1943 года получил почетное звание гвардейского. По словам штурмана 125-го гвардейского полка Галины Брок-Бельцовой, для молодых летчиц Раскова стала примером и образцом для подражания. «Для душевного подъема у нас в части был портрет Расковой, и каждая из нас хранила ее фотографию в кармане комбинезона, – сказала она. – Карман был прозрачный, поэтому мы видели ее снимок. Все мы называли себя «расковцами». Она была храброй, поэтому и мы были храбрыми».
Раскову посмертно наградили орденом Отечественной войны первой степени. Ее прах захоронили в Кремлевской стене рядом с Осипенко. Раскова остро осознавала, что она со своими подругами-летчицами творит историю. В мае 1942 года она сказала летчицам 588-го полка, провожая их на фронт возле Ставрополя: «Я верю, что все вы вернетесь домой героинями. О вас будут слагать поэмы и песни. Вас будут прославлять грядущие поколения». https://vpk-news.ru/articles/47915