Братство прерафаэлитов -первое авангардное движение Европы
Прерафаэлиты –
первые авангардисты Европы,
которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту.
Возлюбленная (Невеста). Фрагмент
Данте Габриэль Россетти 1866, 82.5×76.2 см
Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты — все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур
Так что такого революционного сделали прерафаэлиты ? В чем вызов традиции?
Уильям Дайс. Франческа да Римини, 1837
первые картины художников-прерафаэлитов
беспощадно критиковали. воспринимали как компанию выскочек и святотатцев, а их творческие принципы высмеивали как средневековый бред, который тормозит прогресс.
Уильям Холман Хант Два господина из Вероны, 1851
Первой картиной, на которую обрушились английские критики, была работа Джона Эверетта Милле «Христос в родительском доме». Мускулистые, загорелые руки Иосифа со вздувшимися венами, отекшие старческие руки Святой Анны, босые и не очень чистые ноги маленького Христа и его всклокоченные рыжие волосы, морщины на лбу и неестественно выгнутая шея его Матери — все эти возмутительные натуралистичные детали в образах членов Святого семейства воспринимались как кощунство. Потому что для изображения библейских сцен вот уже 300 лет художники, следуя высоким образцам итальянского Возрождения, использовали безупречный канон. 300 лет уверенных и выхолощенных подражаний.
Христос в доме своих родителей
Джон Эверетт Милле 1850, 86.4×139.7 см
Три студента художественной академии — Холман Хант, Данте Габриэль Россетти и Джон Эверетт Милле — усадили позировать родителей, сестер, братьев, любовниц, домашних слуг, проституток, продавщиц и портних. И начали писать не вариации на темы великих предшественников, а живых людей.даже ангелы у прерафаэлитов словно крепкие, вполне материальные юноши, под кожей которых течет настоящая кровь, а из-под туники выглядывает бесстыдное бедро
.
Наемный пастух (Угодивший в сети). Фрагмент
Уильям Холман Хант 1851, 76.4×109.5 см
Прерафаэлиты добиваются практически фотографической точности отдельных элементов, чистоты естественных цветов. Ради этой точности они часто работали над одной картиной по 18 часов в сутки в течение полугода.
Художники одержимо и честно пишут все как есть: рыжеватые ресницы, которые, кажется, можно сосчитать, выступающие вены на руках, неровные ногти, морщины.
Данте Габриэль Россетти. Паоло и Франческа да Римини, 1867
На самом деле, ничего революционного в выборе сюжетов прерафаэлиты не совершили. Их заслуга, пожалуй, только в том, что художники первыми ответили на запросы времени. И легенды о короле Артуре, и герои Данте и Шекспира, и назидательные библейские аллегории — это настоящий викторианский тренд.
Изабелла и горшок с базиликом II. Фрагмент
Уильям Холман Хант 1886, 186.7×115.6 см
практически любая революция в искусстве — это оперативный ответ на запросы времени
Прерафаэлиты — герои своего времени. Переворот в английском искусстве они совершили чуть ли не от скуки: бродить по выставкам Королевской академии и зевать перед жеманными картонными красотками в пудре и париках и рыжими коровами на неопознанных лугах было невыносимо.
Нахождение Спасителя во храме. Фрагмент IV. Слепой
Уильям Холман Хант 1855, 85.7×141 см
принципы Братства прерафаэлитов: «Среди того, что всем им безусловно нравилось, была убедительная простота раннеитальянского искусства, царивший в нем дух благоговения и благочестия, отсутствие уловок и жестких канонов, но тут следовало бы пояснить, что речь шла о тех канонах, которые с непререкаемой педантичностью насаждались во всех академиях художеств; наконец, прилежное внимание к деталям, свежий и легкий привкус личной пристрастности, лишенный даже намека на стремление блеснуть своим мастерством. А с другой стороны, среди того, что они на дух не переносили, были слабость и невнятность методов современного искусства, его деланые непринужденность и самодостаточность, соскальзывающие в поверхностность и претенциозность; бедность идей, скрывающая за собой невежество: ни глубины чувства, ни богатства воображения, ни изобразительной точности; жеманная бесхребетность и дряблое умничанье; безразличие к логике сюжета и неточность деталей».
Лоренцо и Изабелла. Фрагмент III
Джон Эверетт Милле 1849, 103×142.8 см
За 20 лет до импрессионистов они пошли мокнуть под дождями и сгорать на солнце
Они пошли на пленэр.
Спаситель помогает родителям в Назарете
Джон Роджерс Герберт 1856, 81.2×129.5 см
Призрачная усадьба
Уильям Холман Хант 1849, 23.3×33.7 см
Стадо овец на английском побережье
Уильям Холман Хант 1852, 43.2×58.4 см
Козел отпущения
Уильям Холман Хант 1854, 87×139.8 см
С этих полевых натурных зарисовок начнется новая эпоха не только в живописи, но и в дизайне.
прерафаэлиты первыми, задолго до расцвета ар-нуво занялись изменением окружающего мира по законам искусства.
Канун дня Святой Агнессы. Иллюстрация к поэзии Теннисона
Джон Эверетт Милле 1857, 21.5×14.6 см
Вызов, брошенный вульгарному псевдороскошному эклектизму, который в викторианской Англии так обожали,
был брошен.
Фруктовый сад
Уильям Моррис 1890, 221×472 см
прерафаэлиты быстро стали знаменитыми, а вскоре и богатыми. Это первая группа художников в Европе, чье искусство стало массовым. начали устраивать грандиозные выставочные туры по всем городам Англии, а потом и по Америке, Австралии, Канаде и Новой Зеландии, начали печатать тысячи гравюр на основе их самых известных полотен
Цветущие яблони (Весна)
Джон Эверетт Милле 1859, 110.5×172.7 см
Уильям Моррис, ученик и друг Россетти, младший прерафаэлит, был первым человеком, который назвал себя дизайнером. Он вместе с друзьями основал компанию «Morris, Marshall, Faulkner & Co» и занялся изготовлением предметов быта, обоев, текстиля по собственным эскизам. Над проектами витражей, мебели, гобеленов работали с ним вместе Россетти, Эдвард Бёрн-Джонс, Форд Мэдокс Браун.
Кабинет "Медовый месяц короля Рене"
(соавторство с Фордом Мэдоксом Брауном, Данте Габриэлем Россетти, Эдвардом Бёрн-Джонсом)
Уильям Моррис 1861, 133.4×252×87 см
И это самый грандиозный и убедительный довод в пользу прерафаэлитского искусства, сначала революционного, потом массового и коммерческого, и снова революционного — но уже в новом качестве. В качестве идей и образов, которые в самом прямом смысле меняли повседневную жизнь людей.
Больше - здесь