Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Как художники изображали дьявола

Цитата сообщения Бахыт_СветланаКак художники изображали дьявола

При изображении дьявола фантазия художников не была скована строгими канонами, как при изображении Бога. В Средневековье зрителя хотели ужаснуть, ближе к современности позабавить. Посмотрим, на самые интересные изображения.

1. Михаэль Пахер

Одно из самых популярных изображения дьявола - на одной из створок алтаря работы Михаэля Пахера.

На ней изображен Святой Вольфганг и Сатана. Этот святой мало известен в России, так как это, можно сказать, местный святой городка Святой Вольфганг в Австрии.

История этого святого крайне занятна. Святой Вольфганг решил построить церковь там, куда забросит топор. Размахнклся он так сильно, что искал топор три дня и нашел его на берегу озера Вольфгангзе. Вольфганг расстроился, что не сможет построить церковь так близко к воде. Тогда на помощь к нему пришел вот этот двулицый Сатана и предложил помочь в обмен на душу первого, кто зайдет в новую церковь. И что вы думаете? Вольфганг согласился! Но конечно, он не мог допустить такой невинной жертвы и переживал по этому поводу.



Михаэль Пахер

Мне кажется, самый очевидный ход это зайти в церковь самому, это так в духе христианства, пожертвовать собой. Но, наверное, этим католицизм и отличается от православия. Они там своих святых так просто не разбазаривают. Святой Вольфганг молился, молился, и первым в церковь зашел ... волк! Вот чудесно и благополучно для всех разрешилась эта проблема.

2. Иероним Босх

Теперь посмотрим на дьявола Босха. Это самый загадочный художник. Его картины завораживают, вызывают недоумение и порой отвращение, но странно притягивают снова.
Образы, которые мастер создал в 15 веке способны поразить и наших современников.



Босх

На самом деле, как такового Люцифера у Босха нет. Его ад населяют различные демоны, которые ответственны за наказание определенных категорий грешников. Часто это создание с клювом называют дьяволом, мотивируя тем, что в тексте "Видений Тундала" описывался дьявол со стальным клювом и длинными когтями. Но этот текст не дает нам ответа, почему у него жбан на голове, сосуды на ногах, почему он сидит на высоком стуле...

Скорее всего, это демон, наказывающий чревоугодников. Тот, кто ест чрез меры, после смерти сам станет едой, а затем и калом. И именно такой высокий стул использовали современники Босха для походов в туалет.

3. Уильям Блейк

Уильям Блейк философ, поэт и художник. Он верил в свое предназначение пророка и всю жизнь стремился познать мироздание и приблизиться к истине. Его размышления по философии, литературные произведения и работы живописи составляют единый грандиозный труд о Человеке. Блейк был глубоко религиозным человеком, но ярым противником церкви.




По его воспоминаниям он видел ангелов с 4 лет. В возрасте 8 лет он увидел Бога, который заглянул к нему в окно. Умирая, Блейк испытывал тихую радость от того, что он попадет в рай, который мечтал увидеть.

На своих картинах он нередко изображал то, что видел в своих видениях. Кто знает, может, дьявол выглядит именно так...

4. Франц фон Штук

Не может быть никаких сомнений, в чьи глаза вы смотрите. Конечно, это сам Люцифер.



Франц фон Штук "Люцифер"

Франц фон Штук один из самых заметных символистов начала 20 века. Когда художник-символист пишет картину, он всегда прорабатывает ее подспудный, символический смысл. Обычно он касается глобальных философских вопросов: о добре и зле, Боге, смерти, любви, одиночестве, силе и слабости. Символизм - это вечные вопросы жизни и смерти, он работает на контрастных противопоставлениях. . Пламя в глазах Люцифера показывает его противостояние миру. Много еще сил теплится в этом бледном теле для того, чтобы творить зло. Что толкает его на это? Он сидит не уверенно и мощно, а как-то устало, свесив ноги. Держит свои обломанные крылья как будто в обиде. Он одинок, устал и слаб, и это все, как ни парадоксально, дает ему огромную силу и огонь души, или что там у него.

5. Джон Колльер

Это изображение дьявола, катающегося на коньках по замерзшему аду, очень популярно в сети, но вы с трудом найдете какую-то информацию о нем.

Это пастельный рисунок художника Джона Колльера, но не того Джона Колльера, который творил в 19 веке в духе прерафаэлитов, а современного иллюстратора 1948 года рождения.



Джон Кольер «Дьявол скользит на коньках по замёрзшему Аду»

Наш Джон Колльер - один из самых прославленных иллюстраторов Америки, он получил все возможные награды и почетные звания. В 70х он стал рисовать пастелью, и эта стало новшеством. На самом деле, Джон не чувствовал себя уверенно в красках, но любил рисунок.

Интересные изображения о чем-то мистическом всегда привлекали его. В 1998 году Колльер решил работать только красками, как ни парадоксально, и только для религиозных институтов. Но в то же время, художник говорил, что в живописи стараются увидеть больше, чем в ней есть на самом деле. Когда человек хочет что-то сказать, то лучше сказать это, а не рисовать. Живопись - так себе средство для проповеди.

Tags: искусство и культура, мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments