Использование греческого огня. Миниатюра Мадридского Скилица, «Хроники» Иоанна Скилицы

В XX веке огнемёты обрели «второе дыхание», а самым, пожалуй, характерным образцом подобной техники Второй мировой войны можно считать РОКС-3, принятый на вооружение в Красной армии.
Ужас за спиной
Пионером огнемётной техники в России можно считать военного инженера Василия Корчмина, того самого, в честь которого назван Васильевский остров в Санкт-Петербурге. Помимо прочих изобретений, он сконструировал и «огнемётную трубу» для уничтожения вражеских кораблей, наставление по использованию которой ему, кстати, помогал писать сам Пётр I.
Собственно, огнемёты, да ещё пригодные для использования в сухопутных боях, появились лишь в самом начале прошлого столетия, но уже в Балканских войнах и Первую мировую это оружие наводило такую панику, что порой одно его появление обращало противника в бегство.
Большую роль здесь играл психологический фактор. Когда огненная струя в долю секунды превращает бойца в пылающий факел, нервы выдержат не у всякого. Неудивительно, что огнемётчиков зачастую даже не брали в плен, убивая на месте.
Однако в самостоятельный род войск огнемётные подразделения все же не выделились. Главная проблема заключалась в том, что струя била максимум на 30 метров, а подобраться к врагу на такое расстояние весьма затруднительно.
Неудивительно, что многие военные теоретики к огнеметам охладели. Зато в Красной армии изначально исходили из того, что использовать зажигательное оружие можно только во взаимодействии с пехотными, сапёрными или бронетанковыми частями.
Первые огнемёты для РККА появились ещё в 1920-х годах, но они были стационарными. Оружие ранцевого типа, которое мог бы перетаскивать на себе один пехотинец, сконструировали в начале 1930-х. Речь идёт о РОКС-1, созданном инженерами НИИ химического машиностроения В.Н. Клюевым и М.П. Сергеевым. Выпустили его на военном заводе №846, а сама аббревиатура означает «ранцевый огнемёт Клюева-Сергеева 1-й модели».
Как именно выглядело это оружие, неизвестно, но вскоре появилась 2-я модель, получившая гораздо большее распространение. Вооружённые РОКС-2 огнемётные взводы, числясь по ведомству химических войск, придавались пехотным полкам в качестве вспомогательных штурмовых подразделений. Правильность такого подхода подтверждалась опытом боевых действий в Испании, на Халхин-Голе и особенно в Финляндии, где зажигательная техника неплохо себя показала при зачистке укреплений линии Маннергейма. Несколько трофейных огнемётов финны, кстати, взяли на вооружение, изменив индекс Liekinheitin M/41-r.
Огнемёт выстреливал на 30-35 метров, а ёмкости резервуара с зажигательной жидкостью хватало на 6-8 пусков.
В целом к началу Великой Отечественной войны по количеству огнемётов РККА превосходила вермахт в два раза, хотя значительная их часть приходилась на огнемётные танки, эффективность которых оказалась не слишком высокой.
РОКС-2 тоже был неидеален. Больше всего нареканий вызывало не слишком надёжное зажигательное устройство. Например, для поджигания огненной смеси использовалась горящая пакля, надевавшаяся на конец ствола со специальной решёткой.
Хотя главная проблема была всё же не в технике, а в том, что при оборонительных боях неясной оставалась тактика её использования. На смену огнемётным взводам пришли отдельные команды и роты. Но и они проявили себя не сразу.
Впрочем, известен один впечатляющий случай применения РОКС-2, когда 1 декабря 1941 года под Наро-Фоминском рота огнемётчиков буквально одним залпом испепелила две пехотные роты противника, по сути сорвав последнюю попытку врага прорваться к столице. Однако с гораздо большим, чем любые огнемёты (ранцевые или танковые), эффектом использовались обычные бутылки с зажигательной смесью.
Конструкторы между тем бились над новой моделью, которая с 1942 года и вытеснила свою предшественницу.
А с виду как винтовка…
РОКС-3 состоял из круглого (а не плоского, как у РОКС-2) 10-литрового бака для зажигательной смеси (высота — 463 миллиметра, наружный диаметр — 183 миллиметра), под которым находился баллон со сжатым воздухом на 1,3 литра под давлением 150-190 атмосфер.
К верхней части резервуара для смеси приваривались специальная наливная горловина и корпус обратного клапана, герметично прикрытые заглушками. В нижней части резервуара имелась заборная труба, снабжённая штуцером для соединения со шлангом.
Масса баллона со сжатым воздухом составляла 2,5 килограмма, а ёмкость — 1,3 литра. Шланг длиной 1,2 метра и внутренним диаметром 16-19 миллиметров производился из нескольких слоёв бензостойкой резины и ткани.
Через редуктор воздух из баллона поступал в бак с топливом с постоянным давлением в 17-19 атмосфер. При таком перепаде огненная смесь выдавливалась из бака и через шланг подавалась в ружьё, внешне напоминавшее стандартную винтовку с массивной ствольной насадкой в форме барабана.
Схема огнемёта РОКС-3
1 — Баллон
2 — Редуктор
3 — Резервуар
4 — Шланг
5 — Снаряжение для переноски
6 — Ствол
Этот барабан предназначался для воспламенения огненной смеси, осуществлявшейся зарядами, помещёнными в 10 гильз от пистолета ТТ. Имелось два курка: один пробивал капсюль гильзы, обеспечивая искру для воспламенения струи, второй открывал клапан для подачи огненной смеси. После выстрела курки возвращались в исходное положение, а барабан проворачивался руками для следующего выстрела.
По завершении боя стрелок перекрывал баллон с воздухом и сбрасывал давление в баке через обратный клапан.
Максимальная дальность стрельбы РОКС-3 достигала 45 метров благодаря внедрению специальных загустителей, позволявших метать смесь на большее расстояние. Вес остался прежним — 23 килограмма. Количество залпов варьировалось от одного затяжного до восьми коротких.
Большим преимуществом огнемёта была его непривередливость в плане питания. Допустимые виды смесей включали в разных пропорциях бензин, керосин и даже сырую нефть.
Пламенный штурм
Новые огнемёты очень пригодились в сталинградских боях, когда обкатывалась и новая тактика штурмовых групп, предназначенных именно для захвата обустроенных в развалинах укреплённых пунктов противника.
В июне 1942 года были созданы первые 11 отдельных рот ранцевых огнемётов (ОРРО) по 120 огнемётов в каждой. Позже, с июня 1943 года, большинство рот начали переформировывать в отдельные батальоны ранцевых огнемётов (ОБРО) по 240 огнемётов в каждом.
Отрабатывалась и логистика, когда на расстоянии 700 метров от передовой организовывались пункты обмена баллонами.
Попутно сконструировали и выпустили упрощённый вариант РОКС-3 с двумя резервуарами на станке, а также стационарные огнемёты, которые закапывались в землю таким образом, что наружу торчал только кончик пускового устройства, направленный в сторону противника. Немцам, вероятно, из-за простоты конструкции этот вариант понравился, и на основе трофейных экземпляров они наладили у себя собственное производство, обозначив продукт как «Абверфламмен-верфер 42».
По-настоящему РОКС-3 проявили себя начиная с 1944 года, когда пытавшихся занять глухую оборону фашистов приходилось все чаще «выковыривать» из городов и укреплённых районов. В победном 1945-м на авансцену все чаще выходили штурмовые инженерно-сапёрные батальоны с действовавшими в их составе огнемётными группами.
Обычно, маскируясь дымовой завесой и под прикрытием артиллерии или танков, группы огнемётчиков проникали через проломы в стенах домов и, обходя узлы вражеской обороны, с тыла и флангов обрушивали огневой шквал на противника.
То, что именно такая тактика преобладала в огнемётных ротах и батальонах, подтверждается и официальной статистикой.
В общей сложности на счету вооружённых РОКС-2 и РОКС-3 бойцов — около 34 тысяч уничтоженных вражеских солдат, 120 единиц бронетехники, 145 машин, три тысячи дотов, дзотов и других огневых точек.
В штурме Рейхстага также участвовал 10-й огнемётный батальон успешно выжигавший противника.
Так что Великую Отечественную РОКС-3 прошёл от и до, лишь в 1952 году сдав свою боевую вахту.
Автор: Александр Соколов
Журнал: Военная история №7, июль 2017 года