?

История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Марк Красс — путь к гибели
2013.Апрель.
bolivar_s wrote in hist_etnol
Марк Красс — путь к гибели.

«По-настоящему богатый человек – это тот, кто может позволить себя купить целую армию», - гласит древняя римская поговорка. Марк Лициний Красс мог позволить себе купить армию, и даже эта покупка не отразилось бы на его благополучии.Но как говориться мозги иногда не покупаются..
Жил да был в древнем Риме богатый олигарх из "бедной" плебейской семьи Марк Лициний Красс.Демократ мать его до самых мозгов..Почему то слово "плебей "сразу ассоциируется с словом "пролетарий"😀.Ничего подобного.

Еще в начале III в. до н.э. возникло новое сословие – нобилитет, в которое, наряду с патрициями вошли наиболее богатые и влиятельные плебейские семьи. Менее богатые плебеи образовали сословие всадников. И даже самые бедные плебеи в описываемый период уже имели гражданские права. Самым известным представителем рода Лициниев был Гай Лициний Столон (живший IV в. до н.э.), который прославился борьбой за права плебеев, закончившейся утверждением так называемых «Лициниевых законов». Плебейское происхождение не помешало отцу Марка Красса стать консулом, а потом – римским наместником в Испании, и даже удостоиться триумфа за подавление восстания в этой стране. Но все изменилось во время Первой гражданской войны, когда к власти в Риме пришел Гай Марий (тоже плебей).
В 87 г. до н.э. отец Марка Красса,поддержал аристократическую партию ,он исполнявший в то время обязанности цензора, и старший брат Марка погибли в ходе развязанных Марием репрессий. Сам будущий консул успел сделать ноги в Испанию ,где пересидел эти мрачные времена в темной пещере.В конце концов он в 83 г. до н.э. он оказался в армии Суллы, и даже на собственные средства вооружил отряд численностью в 2500 человек. В накладе Красс не остался: после победы, скупая имущество репрессированных родов, многократно увеличил свое состояние, так что однажды даже смог позволить себе «пригласить» римлян на обед, накрыв для них 10 000 столов. Именно после этого случая он и получил свое прозвище – «Богатый». Тем не менее, в Риме его не любили, не без основания считая алчным нуворишем и бесчестным ростовщиком, готовым наживаться даже на пожарах. Вот и делай благотворительность.

Тут еще произошел курьезный скандал.
Красса обвинили в попытке совращения весталки, что считалось тяжелым государственным преступлением, но он был оправдан после того, как доказал, что ухаживал за ней лишь для того, чтобы выгодно купить принадлежавший ей земельный участок. Даже бесспорные заслуги Красса в подавлении восстания Спартака практически не изменили отношения римлян. Значительную часть «лавров» за эту победу ему пришлось отдать извечному сопернику – Помпею, который уже после решающей битвы успел разбить один из мятежных отрядов (как выразился Помпей в письме к Сенату, «вырвал корни войны»). Дважды (в 70 и 55 г.г. до н.э.) Красс избирался консулом, но власть над Римом в итоге ему пришлось разделить с Помпеем и Цезарем. Так в 60-м г.до н.э. возник первый Триумвират. Карьера для потерявшего отца и едва спасшегося от марианцев плебея, более чем неплохая, но Марк Красс страстно мечтал о любви римлян, всеобщей популярности и военной славе. Именно эта жажда славы и толкнула его на ставший фатальным Парфянский поход, в котором республиканский Рим потерпел одно из самых болезненных поражений.
В январе 55 года до н. э состоялись выборы консулов.Как говорится выборы
были честные и прозрачные.На всех избирательных участках ,члены изберкома -сплошь члены партии "Легионы Цезаря "под руководством легата Публия Красса, сына Марка, обеспечили нужный исход голосования.
Помпей получил в управление Ближнюю и Дальнюю Испанию, а Красс — Сирию. Голосование, по свидетельству Плутарха, сопровождалось побоищем на форуме: «Красс сам… ударом кулака разбил в кровь лицо Луцию Аннию и выгнал прочь этого сенатора, перечившего ему».
По обычаю, по истечении консульских полномочий, он должен был получить в управление одну из римских провинций. Красс выбрал Сирию, причем добился для себя «права мира и войны». Он даже не стал ждать, когда истечет срок его консульства, отправился на Восток раньше: настолько велико было его желание стать в один ряд с великими полководцами древности и даже превзойти их. Для этого нужно было завоевать Парфянское царство – государство, территория которого простиралась от Персидского залива до Каспийского моря, едва не дотягиваясь до Черного и Средиземного морей. Но, если с небольшим войском сумел сокрушить Персию царь Македонии Александр, почему бы его поход не повторить римскому плебею Марку Крассу?
Мало кто тогда в Риме сомневался в том, что Парфия падет под ударами легионов Республики.И Парфия хоть и помогла Риму в войне против Армении, но римляне рассматривали эту страну, не как стратегического союзника в регионе, а как объект своей будущей агрессии. Что то напоминает из недавней истории.
В Парфии как раз началась Гражданская война между претендентами на престол – братьями Ородом и Митридатом. Последний в 57 г. опрометчиво обратился за помощью к прежнему проконсулу Сирии Габинию, так что момент для начала римского вторжения казался идеальным.
Под началом Красса были два отборных легиона ветеранов, служивших еще при Помпее, под его началом они выполняли миротворческие миссии в Иудее и Египте.Два легиона набрал специально для войны с Парфией Габиний. Два легиона Красс привел в Сирию из Италии. Войско было ,нужен был триумф.
Родные братья Митридат и Ород не на жизнь, а на смерть сцепились друг с другом . Союзник Красса Митридат летом 55 г. н.э. захватил Селевкию и Вавилон, но уже в следующем году стал терпеть поражение за поражением.В 54 г. до н.э. Красс, наконец, добрался до Парфии, и практически без сопротивления занял ряд городов в Северной Месопотамии. После незначительного сражения у города Ихны и штурма Зенодотии, радующиеся такому успешному и необременительному для них походу, солдаты даже провозгласили своего полководца императором. До Селевкии, в которой находился сейчас Митридат, оставалось пройти около 200 км, но парфянский полководец Сурена опередил Красса. Селевкия была взята штурмом, мятежный принц попал в плен и был приговорен к смерти, его армия перешла на сторону оставшегося единственным царем Орода.
"Блицкриг" грозил перейти в долгую войну.Крассу пришлось уйти в Сирию,оставив гарнизоны в крупных городах .Попутно он грабанул (воевать то нужно на что то ,не на свои же деньги постоянно) храмы чужих народов: хеттско-арамейской богини Деркето и знаменитый храм в Иерусалиме – в нем он конфисковал храмовые сокровища и 2000 талантов, нетронутые Помпеем. Утверждают, что потратить награбленное Красс так и не успел. Красс обязал каждый город подвластной ему провинции поставить определенное число легионеров. Затем он предложил городам откупиться от воинской повинности, им же установленной. Жители Сирии прекрасно знали, что представляют собой парфяне в бою, и в большинстве своем предпочитали пополнять сундуки Красса, чем служить в его легионах.
Новый парфянский царь попытался заключить мир с римлянами.И прислал послов .Держались они надменно и гордо, словно сами были владыками Парфии, и говорили от своего имени. Будь на месте Красса менее терпеливый военачальник, не сносить бы заносчивым послам головы. Впрочем, если бы они вели себя по-иному, их лишил бы жизни собственный царь. В памяти их еще свежи были воспоминания, когда парфянский посол был казнен только за то, что во время переговоров с Суллой сел не в то кресло.
Говорил в основном старший из послов по имени Вагиз. Остальные, блистая золотом одежд из дорогих тканей, составляли его весьма достойное сопровождение.
– Римлянин, – обратился Вагиз к Крассу, – почему твое войско напало на города царя Орода?
– Земли между Тигром и Евфратом никогда не принадлежали Парфии.
– Чьи же они? – удивился Вагиз.
– Тебе и твоему царю известно, что города, занятые моими легионерами, заселены греками, а не парфянами. Римский народ решит их дальнейшую судьбу и сообщит об этом царю Парфии.
– Какое дело римскому народу до далекой Месопотамии?
– Где бы ни находился обиженный народ, Рим придет и защитит его.
– До твоего прихода ни один город между Тигром и Евфратом не выражал своего недовольства правлением царя Парфии.
– Я не намерен оправдываться перед тобой, посол. Говори, что велел передать твой господин, и уходи прочь.
– Великий царь Ород очень великодушен к тебе. Он повелел передать, что если войско Красса послано римским народом, то война будет жестокой и непримиримой. Если же, как говорят, Красс поднял на парфян оружие и захватил их земли не по воле отечества, а ради собственной выгоды, то мой царь воздерживается от войны. Снисходя к твоим годам, Ород готов отпустить римских солдат из наших городов, где те находятся скорее под стражей, чем на сторожевой службе.
– Посол, ты злоупотребляешь моим терпением, а оно не бесконечно.
– Каким же будет твой ответ? – невозмутимо спросил Вагиз.
– Ответ?! – Красс начал выходить из себя. – Ты и твой царь получите его в Селевкии.
Вагиз рассмеялся и протянул обращенную вверх ладонь:
– Скорее здесь вырастут волосы, чем ты, Марк Красс, увидишь Селевкию.

Монета с царём Ородом.  https://vk.com/@zalipatelnaya.istoriya-mark-krass-put-k-gibeli