Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Монастырь на озёрной глади

Цитата сообщения Бахыт_СветланаМонастырь на озёрной глади

В этом монастыре нет широко известных святынь, прославившихся многочисленными чудесами. Однако сюда каждый год приезжает немало паломников. И, судя по всему, причиной тому — исключительная история, а также необычное расположение Свято-Введенского женского монастыря: он стоит на острове посреди Вятского озера, словно паря над водой.

Мост среди кувшинок

Надо сказать, что остров, где расположен Свято-Введенский монастырь, — место удивительной красоты, хранящее многие тайны истории.
Само Вятское озеро (расположено оно неподалёку от города Покрова) имеет почти идеальную круглую форму, а берега его — чудесные лесные панорамы. Предания гласят, что много столетий назад здесь селились люди из племени славян-вятичей, которые и дали имя этому прекрасному водоёму. На большом острове, что находилось посреди озера, они устроили святилище бога Ярилы, однако спустя несколько столетии о нём остались лишь смутные воспоминания.
Но этот заповедный остров и ныне является прибежищем великой святыни — Введенской женской пустыни, что до 1917 года была мужским монастырём. Сегодня на остров с берега ведут два моста: один обычный автомобильный, сделанный из бетона, и второй — бревенчатый, для паломников и гостей пустыни. Эта переправа тянется над гладью озера, покрытой листьями кувшинок, прямо к воротам святыни, за которыми высятся храмы.

Вид Введенской островной пустыни.Из книги Николая  Самойлова "Историческое описание Введенской островной пустыни"

Бедный монастырь и «доходная» часовня

Надо сказать, что по историческим меркам Введенская пустынь довольно молода. Основана она была в конце XVII века двумя благочестивыми иноками Сергием и Тимофеем. Эти два монаха решили поселиться на берегу Вятского озера, дабы вести здесь уединённую жизнь в тиши и покое. Однако вскоре молва о благочестивых старцах облетела всю округу, и к их кельям потянулись люди, чтобы стать насельниками новой пустыни. Вскоре на острове были поставлены несколько деревянных келий и небольшая островерхая часовня. А ещё позднее островная братия возвела здесь и новый храм в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы, который и дал название юной обители.
Следует отметить, что остров на Вятском озере и его берега испокон веков были владением князей Голицыных. Однако они не стали «предъявлять претензий» к братии, без разрешения «оккупировавшей» их вотчину, а, напротив, без лишних разговоров отдали остров и озеро в собственность обители. Однако подарок был с некоторым «обременением». Теперь монахи, как владельцы «недвижимости», должны были выплачивать за неё налоги в царскую казну.
Вот только денег для уплаты налогов у молодого монастыря не было, и какое-то время положение спасала… часовня обители. Дело в том, что после постройки Введенского храма её перенесли на Владимирский тракт, где «доброходы» — пешие и конные странники — заказывали требы, да и просто делали пожертвования на содержание обители. Часовню несколько раз грабили лихие люди, чем наносили большой урон Введенской пустыни.
Однако часовня (во второй половине XVIII века она была перестроена в камне) простояла на Владимирском тракте до 1918 года! Причём ежегодно в течение всего этого времени на день Ильи Пророка из ворот Введенского монастыря к ней выдвигался крёстный ход, а после совершался праздничный молебен.

Свято-Введенский Островной Монастырь

Настоятель с Афонской горы

Сегодня известнейшая святыня Свято-Введенской пустыни — это могила её знаменитого настоятеля Клеопы. Местночтимый святой старец Клеопа возглавил обитель в 1760 году. Надо сказать, что благодаря руководству этого настоятеля островной монастырь стал известен всей России.
Сам же Клеопа родился в Валахии, где принял постриг ещё в ранней юности. Много лет провёл он в Афонских монастырях и там черпал духовную мудрость в беседах с самим Паисием Величковским, который сегодня почитается как один из православных святых.
Уже в зрелом возрасте Клеопа, покинув заповедную гору, отправился странствовать по свету и вскоре волею провидения оказался в островной пустыни близ Покрова. Здесь монахи упросили его возглавить их обитель, и старец, увидев в этом знак Господа, принял сан игумена. Однако такое решение ему далось нелегко, так как он стремился к уединению, дабы в безлюдном месте совершать духовный подвиг.

Свято-Введенский Островной Монастырь - фото 1

Знаете ли вы что…

Известнейшим озёрным монастырём в Вологодской области является Спасо-Каменная обитель. Она была основана на острове Каменном Кубенского озера в 1260 году по обету белозерского князя Глеба Васильковича.

Став настоятелем, Клеопа ввёл в жизнь пустыни устав афонских обителей. Теперь монастырь стал общежительным (все насельники в нём подчинялись общим правилам), а также пересмотрел и порядок богослужения. Старец считал, что главный труд монаха — это молитва, а потому на одном только всенощном бдении братия стояла по семь часов ежедневно. Кроме того, каждый монах обязан был класть по 350 земных поклонов утром и вечером ежедневно, дабы тем воспитывать в себе кротость и смирение. Причём все эти правила Клеопа исполнял наравне с другими насельниками, давая им пример своим рвением.
Также в монастыре Клеопа ввёл следующий обычай: теперь каждый паломник мог проживать и столоваться в пустыни три дня и три ночи, не платя за это денег. Надо сказать, что эта традиция сохранилась во Введенском монастыре до самого его закрытия в 1918 году.

Церковь Святого Николая Чудотворца

Смиренный старец

Вскоре слава о необычном настоятеле донеслась и до Санкт-Петербурга. В 1770 году в монастырь приехал светлейший князь Потёмкин-Таврический. Фаворит императрицы долго беседовал с настоятелем и, поразившись его мудрости, решил представить старца Екатерине II. Однако, когда спустя некоторое время князь прислал в монастырь роскошную карету, дабы Клеопа смог с удобством добраться до столицы, оказалось, что настоятель исчез.
Избегая славы и всяческого внимания к своей персоне, Клеопа вместе с двумя учениками удалился в леса, где некоторое время проживал, замаливая свои прегрешения. Один из его учеников впоследствии вспоминал о чуде, которое произошло с ними в лесной чаще.
Спустя некоторое время после ухода из монастыря в домике, где жили отшельники, закончились все съестные припасы, и один из иноков хотел сходить в ближайшую деревню за едой. Однако Клеопа остановил его, сказав, что Господь сам пошлёт им все необходимое. И действительно, через день перед лесной кельей остановилась подвода, груженная всевозможной снедью, которую привёз в дар монахам незнакомый мужик. Вот только юноши так и не смогли понять, как же он добрался сюда на телеге по глухой чаще, через которую и пеший человек мог пройти с великим трудом.
Но уединение Клеопы было недолгим. Вскоре его прибежище стало известно монахам Введенской обители, и те, посетив старца, упросили его вновь стать их настоятелем.
Скончался Клеопа в 1778 году, и вскоре место его погребения стало почитаться как великая святыня. Уже спустя несколько месяцев после кончины старца здесь произошли первые чудеса исцеления людей от страшных недугов. Специально для паломников монахи возвели у могилы Клеопы каменную часовенку, где день и ночь горела лампада.
В советское время, когда в бывшем монастыре расположилась колония для несовершеннолетних, часовня была снесена. Однако верующие помнили о силе святого места, несмотря на то что охрана колонии задерживала на своей территории богомольцев, которые приходили сюда, чтобы поклониться старцу Клеопе.                   
Странный сон.

Заново иноческая жизнь возродилась во Введенской пустыни в 1993 году, однако изначально здесь находилось подворье муромского Троицкого женского монастыря. Волею судьбы совершилась метаморфоза — мужской монастырь стал женским.
Вскоре сюда приехали сестры из Мурома, дабы поднимать из руин доставшееся им советское наследие. Однако в то время ещё не все монастырские постройки были переданы обители — в храме Николая Чудотворца располагались клуб и кинозал. Но спустя год после того как муромские инокини занялись возрождением обители, к настоятельнице монастыря пришёл директор клуба и рассказал ей удивительную историю. Оказалась, что в течение долгого времени ему часто снился один и тот же сон, в котором седой старичок просит отдать его храм святой церкви. И вот мужчина, прислушавшись к уговорам неведомого старца, решил выполнить его просьбу.
Сегодня Свято-Введенская пустынь — очень красивое и благодатное место. Говорят, что молитва, произнесённая здесь, непременно будет услышана Богом, и это могут подтвердить многие посетившие монастырь паломники.

Автор: Елена Лякина

Журнал: Тайны 20-го века №1-2, январь 2019 года
Фото из разных открытых источников  интернета.
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы, природа и виды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments