Многострадальная Русская земля за свою историю испытала всякое: усобицы князей, борьбу с крестоносцами и набеги кочевников разных сортов, монгольское владычество и даже средневековую гражданскую войну XV века. Но чтобы в этой войне победил и потом управлял Русским государством слепой государь — такое был лишь однажды.На огромных пространствах Русского государства ещё не остыла память о победе на Куликовом поле, а по городам и весям гуляла княжеская вольница, не желавшая подчиняться новому порядку наследования власти — от отца к сыну. Великий князь Дмитрий Иванович (Донской) прекрасно понимал гибельность прежнего правила (по лествичному принципу — от старшего в роду). И поэтому заручился поддержкой митрополита. Но традиции для князей оказались сильнее.
Дядя против племянника
Мудрая политика его сына, великого князя Василия I, правившего страной 36 лет, дала свои плоды — Московское княжество не ощутило каких-либо крупных внутренних потрясений. За этот период времени Москва лишь единожды, в 1408 году, подверглась нашествию сил Орды, но хан Едигей так и не смог взять город.
Карл Гун. «Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного», (1861).
Военный музей имени Витаутаса Великого, Каунас, Литва
В 1425 году Василий I умер, и на престол вступил его 10-летний сын Василий II.
Теряя власть, первым взбунтовался близкий родственник — брат Василия I, Юрий Дмитриевич, возжелавший сесть на великокняжеский престол. Князь Юрий для видимости признал власть племянника, однако дружины свои держал наготове, выжидая удобного момента. В княжеских землях московское боярство раскололось на две группировки, которые только и ждали повода побороться за власть. И он нашёлся. На пышной свадьбе молодого князя Василия II с дочерью удельного князя Ярослава Боровского Марией неожиданно вспыхнул скандал — в разгар торжества мать жениха, вдова Василия I Софья Витовтовна (вспыльчивая и своенравная дочь князя литовского Витовта), сорвала с сына Юрия Дмитриевича, тоже Василия, веселившегося на торжестве, расшитый золотом пояс и во всеуслышание заявила, что пояс краденый — он якобы входил в приданое невесты Дмитрия Донского, но был подменён и похищен. Рассерженный князь Юрий выступил с войском против московского престола. Так начался этот затяжной вооружённый конфликт. Обычно его называют феодальной войной, но с известной поправкой его можно назвать и первой гражданской войной в истории нашей страны.Василий II не имел полководческих талантов, но всё же вызов принял, двинувшись с войском навстречу. Болотистые берега реки Клязьмы стали немым свидетельством позора великого князя. Юрий Дмитриевич, торжествуя, въехал в Москву и, естественно, объявил себя великим князем московским. А свергнутому с престола племяннику он милостиво отдал в кормление Коломну. Тут можно было бы и решить, что войне конец. Цели достигнуты, все довольны.
Брат на брата
Но самозваный великий князь глубоко ошибся. Чуть ли не каждый день к нему стали приходить воеводы с докладом: «Княже, слышали мы, что верхние бояра мыслят противу вас худое и подбивают остальных в бега к великому князю Василию в Коломну. Да и по сей день обозы многие служилых людей туда идут…». К тому же и сам князь напрочь разругался с сыновьями, не дав им уделов. Обидевшись, те тоже перебежали на сторону кузена. Не прошло и полугода, как князь Юрий остался вообще без сильных бояр и воевод, принёс племяннику повинную и вернул ему Москву.Вспыльчивость и гневливость великого князя сыграли с ним злую шутку. Возгордившись своим мнимым величием и наслушавшись угодливых советов, Василий II начал репрессии против сторонников князя Юрия. Не понял князь, что его руками шло новое распределение земельных владений в пользу многих бояр за его спиной. Боярская верхушка снова качнулась в сторону князя Юрия.Новая битва закончилась поражением Василия II на реке Устье. Ненавистный ему дядя по крови в 1434 году снова становится великим князем московским — и опять ненадолго. Хроники свидетельствуют, что смертельный недуг, с князем случившийся, «руками твориша бысть». В общем, он был отравлен. Василий II не стал больше испытывать судьбу и послушался своих советчиков.Однако маховик войны уже был раскручен полностью, и в дело вступили обиженные властью дети самозваного великого князя Юрия, которым он завещал престол. Теперь войну продолжил один Василий Юрьевич — тот самый, с кого Софья Витовтовна сорвала золотой пояс. Но против него выступили даже братья, быстро перешедшие на сторону Василия II.В 1436 году фортуна окончательно отвернулась от Василия Юрьевича — в сражении у села Скорятино он был разбит великокняжеским войском. Победителей вдохновил жуткий пример императора Византии Василия II Болгаробойцы, ослепившего десятки тысяч пленных болгар перед тем как отпустить их. К великому князю, разгоряченному битвой, подступил один из воевод с вопросом: «Княже, что с Васильем-бунтовщиком делать прикажешь?» — «Ослепить его на один глаз», — был ответ. К сожалению, такая византийская «мода» вернётся к самому Василию II глубокой печалью.Василий Юрьевич, получивший прозвище Косой, был заключён в тюрьму, где и провёл 12 лет до самой своей смерти.
На татарских мечах
В Московском княжестве ненадолго установилось затишье. Боярство ещё некоторое время негодовало от такой расправы, но потом притихло.
Наступил 1445 год. Казанский хан Улу-Мухаммед вторгся с набегом в русские земли. Помощи великий князь не получил, и русское войско было разбито под древним городом Руси — Суздалем. В то время как великий князь бился на поле брани, московский трон захватил брат Василия Юрьевича Косого — Дмитрий по прозвищу Шемяка.Бездарно проиграв битву, Василий II оказался в ханском плену. И блестяще проявил себя в области обещаний и унижений. За огромный выкуп и территориальные уступки захватчикам он сумел убедить хана Улу-Мухаммеда вернуть ему великокняжеский трон и даже дать на время покомандовать татарскими туменами для возвращения власти.Дмитрий Шемяка рисковать не стал: ворота Москвы перед этим войском отворил, жалея москвичей, и власть уступил, справедливо считая, что сражение с великим князем ещё не закончено. Однако на сей раз москвичи крайне враждебно отнеслись уже к Василию II: военные поражения, плен, огромный выкуп, возвращение при помощи злейших врагов Москвы — татар… Авторитет князя упал катастрофически. Ропот, начавшийся среди народа, умело направляли и поддерживали бояре Дмитрия Шемяки, и уже в следующем, 1446 году, на волне народного гнева, он вернул себе московский трон.
Спустя некоторое время Василию Васильевичу разрешили посетить Троицкий монастырь… где его ждали нанятые профессиональные палачи. Дмитрий Шемяка, обвинивший кузена во всех смертных грехах, включая ослепление любимого брата и «наведение татар» на Русь, играть в благородство не стал — пленённого князя палачи ослепили раскалённым шилом и бросили в темницу. Переждав некоторое время, Василия II, который за свою слепоту получил прозвище Тёмный, отправили в Углич.Но Шемяка торжествовал рано. Как и отцу с братом, ему не удалось закрепиться в Москве. Среди крупных и влиятельных бояр взяли верх сторонники возвращения к власти Василия II. Опираясь на них, слепой князь сумел одолеть противника.
Шемякина плащаница из Юрьева монастыря. НГОМЗ
Победителей не судят
17 февраля 1447 года Василий Тёмный торжественно въехал в Москву и окончательно утвердился на троне. Но ещё долгие шесть лет Дмитрий Шемяка боролся с ним, пока в 1453 году не умер в Новгороде — согласно летописям, его отравил личный повар, подав на обед «особенную курицу». Василий Тёмный, не искушённый в военном деле, был весьма успешен на ниве политических интриг и убийств.
Георгиевский собор Юрьева монастыря, Великий Новгород. Место погребения Дмитрия Шемяки.
Внутренняя междоусобица, на которую ушли жизнь и здоровье Василия Тёмного, всё же имела положительный результат — за четверть века борьбы были истреблены все серьёзные конкуренты великого князя. Своим наследникам Василий II передавал власть куда более устойчивую, чем когда-то получил сам. Во многом благодаря этому его сын Иван III, воспитанный и хорошо обученный отцом, ускорит объединение русских земель и в 1480 году совсем покончит с ордынским игом.Серьёзно повлиял князь-слепец и на жизнь церкви. При нём в 1448 году русского епископа Иону в митрополиты посвятил не константинопольский патриарх, а собор русских архиереев, что стало шагом к полной независимости русской церкви.Василий Тёмный умер 27 марта 1462 года в возрасте 47 лет. На сей раз обошлось без яда — мастера отравлений погубил обычный туберкулёз.
Автор Михаил АНДРЕЕВ
Журнал "Загадки истории" № 13 марта 2019 года