У меня пулемет ДТ подбросило и ударило диском по лицу.
Кустов Максим
Хорошо известна роль, которую сыграли немецкие фаустпатроны в борьбе с танками Красной Армии в победоносный для нее заключительный период Великой Отечественной войны. Правда, эффективность этого оружия в борьбе с танками традиционно преувеличивается.
Faustpatrone - от немецкого Faust «кулак», здесь «рука», и Patrone «патрон». Так немцы назвали ручной противотанковый гранатомет одноразового использования с динамореактивным способом запуска. В Красной Армии название фаустпатрон использовалось как совокупное обозначение всех разновидностей немецких противотанковых гранатометов одноразового использования.
Но фаустпатроны обе стороны активно использовали и для борьбы с неприятельской пехотой. Например, перед штурмом Данцига красноармейцам было приказано трофейные фаустпатроны собирать и передавать инженерным службам. Вооружали ими, прежде всего штурмовые инженерно-саперные бригады (ШИСБр). Нужны были фаустпатроны, прежде всего не как противотанковые средства. Их у советских бойцов в 1945 году хватало. Трофеями вооружали штурмовые группы для подавления огневых точек немцев.
Только в 1-й ШИСБр было подготовлено 30 штурмовых групп. Каждая саперная штурмовая группа состояла из 4 штурмовиков и 4 огнеметчиков (из них 2 резервных). С каждой из таких штурмовых групп действовала группа фаустников из 4 саперов (командир отделения и три фаустника, один из которых имел специальный станок для залпового метания). Этот станок был отечественным изобретением и позволял одновременно метать до 10 фаустпатронов. Группа фаустников вооружалась 50-80 фаустпатронами и автоматами. Для перевозки саперной штурмовой группы выделялся один танк или САУ, также осуществляющий огневую поддержку.
Иногда для борьбы с немецкими фаустниками советские пехотинцы сами использовали трофейные фаустпатроны. В советской 5-й ударной армии, например, при штурме Берлина борьба с вражескими фаустниками велась также командами, вооруженными трофейными гранатометами. В некоторых соединениях ими были вооружены целые подразделения. Возможности для этого были - фаустпатроны советские войска захватывали в больших количествах.
Но возникает вопрос – а насколько эффективно действовал фаустпатрон против пехоты? Танкист Николай Николаевич Кузмичев (сайт «Я помню») на собственном опыте испытал возможности фаустпатрона как противопехотного средства.
В марте 1945-го Т-34, которым он командовал, был задействован на внешнем кольце окружения вокруг немецкого города Кюстрин: «Мы зарылись. Представь, чтобы танк зарыть надо примерно 28 кубометров земли вынуть».
Ожидали запланированной смены пехотного подразделения. Поэтому колонне решившихся на прорыв немцев, подходившей от внутреннего кольца окружения, удалось подойти беспрепятственно. На крик «Стой! Кто идет?!» немцы ответили огнем и пошли в атаку.
Вот что произошло затем: «На трансмиссии лежал ящик с итальянскими гранатами - такие кругленькие, как яйцо. Я гранату бросил метров на 50. И началось. Вытащили курсовой пулемет - они же на нас с тыла зашли. Башню развернули. Со мной автоматчик. Пулемет на бруствер поставили, огонь ведем. Попали или нет - не разберешь. И тут взрыв! У меня пулемет ДТ подбросило и ударило диском по лицу, на какое-то мгновение отключился. Оказалось, кто-то фуганул из фаустпатрона, и он, не долетев до меня, стукнулся об землю. Основной взрыв в землю ушел, а пулемет мне нос сломал. Отбили атаку. Израсходовали 8 снарядов и 16 дисков пулеметных. Положили человек 800».
Но если бы «фуганувший» из фаустпатрона попал более точно… Впрочем, даже не долетевший до цели фаустпатрон, основной взрыв коего в землю ушел, все же отключил на какое-то время танкиста с пулеметом.
Максим Кустов https://vpk-news.ru/articles/49090