?

Log in

No account? Create an account

История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. В 2-х ч
2013.Апрель.
bolivar_s wrote in hist_etnol

Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 1

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Евангелие от Матфея, 5:6

Начнем с того, что вспомним, есть, к сожалению, люди, поддавшиеся соблазну подозревать всех и вся в обмане, настоящими, систематическими знаниями в области исторической науки не владеющие, и потому склонные доверять разным мошенникам, лишь бы только они тешили их собственное самолюбие и стремление к ниспровержению основ. Одним из направлений генерирования псевдознаний в области исторической науки является распространение странной идеи, что датировки исторических событий почему-то неверны, что все летописи подделаны, а результаты археологических раскопок и вовсе сфальсифицированы непонятно с какой целью. Верить в подобную чушь, однако, может лишь человек, который просто не знает некоторых вещей, что, скорее всего, не вина его, а беда. Потому, что иначе вся эта глупость просто-напросто в голову ему бы не пришла. Что это такое? А вот что – старинные книги и миниатюры в них.


Давид и Голиаф. «Библия Порта», 1300 г. Северная Франция. (Библиотека кантонального университета в Лозанне) На этой миниатюре Голиаф одет как раз по моде 1300 года. На нем короткий хаубержон с капюшоном и приплетенными к рукавам кольчужными перчатками, шлем шапель-де-фер, латные поножи и опять-таки традиционный для того времени рыцарский щит в форме утюга. Естественно, шлем шапель пришлось нарисовать, иначе как бы Давид поразил его камнем в лоб!
Дело в том, что наша средняя школа почему-то не сообщает нашим учащимся самую что ни на есть банальную информацию о… количестве средневековых книг. Напротив, учебники сообщают, что книг было мало, что они были дороги, и что к кафедрам университетов их приковывали цепями. Именно поэтому получившие такую вот информацию люди вполне серьезно считают, что эти несколько очень дорогих книг ничего не стоит подделать, а значит и «изменить историю».

На самом деле это далеко не так! Реально средневековых инкунабул… десятки, а может быть даже и сотни тысяч, причем точно подсчитать их просто невозможно. Например, только лишь в Апостольской библиотеке Ватикана хранится… 50 тысяч томом средневековых манускриптов, большинство из которых подписаны и датированы. А еще есть такие библиотеки с мировым именем, как Британская библиотека, Национальная библиотека Франции, библиотека Тринити колледжа в Дублине, библиотеки в Сорбоне, Оксфорде, Вюртемберге… Господи, да одно только их перечисление заняло бы здесь не одну страницу. Только в бассейне реки Луары во Франции находится 76 замков, многие из которых имеют библиотеки из среднегодовых книг, насчитывающие по нескольку тысяч книг, причем многие из них до сих пор не разобраны и не введены в научный оборот из-за… позиции их владельцев. Да и обработать и даже хотя бы их все каталогизировать просто не хватает ни сил, ни времени, ни денег.

Так, даже в секретном отделе Апостольской библиотеки Ватикана ежедневно работает около 1500 исследователей, есть специальная лаборатория, которая отцифровывает старинные манускрипты, и денег папская курия на это не жалеет. Но только «воз и ныне там», настолько велик объем работы, нужной для завершения обработки всех этих книг.

Подчеркнем, что 80% манускриптов датирована их авторами. В то время указать год завершения работы было… скажем так, прилично, если не обязательно. Книги украшались миниатюрами, на которых изображалась жизнь людей указанного в книге времени. То есть мы имеем своего рода паспорт той или иной эпохи, в котором роль фотографии с портретом владельца играют «картинки» с соответствующими ей изображениями. Последние подтверждаются артефактами, дошедшими до нашего сегодня, а также перекрестными ссылками на сохранившиеся письма и документы.

Например, мы видим в манускрипте иллюстрацию, изображающую рыцаря в характерных доспехах. Из текста ясно, что это миланские доспехи, которые мы также видим на картине известного итальянского художника. Кроме того, известна переписка английского короля Генриха VIII, пригласившего к своему двору мастеров из Милана. Наконец, именно такие доспехи мы видим в музее, с выбитыми на них датами изготовления и указанием имени мастеров, которые их сделали. Даты сходятся, изображения тождественны, следовательно, год установлен, потому что иначе пришлось бы: А – подделывать не одну, а множество манускриптов, разбросанных по самым разным замкам и библиотекам (задача сама по себе очень сложная и практически не выполнимая из-за свой чрезвычайной сложности), Б – подделывать множество доспехов, включая документы на их поступление в тот или иной музей, а они сами по себе иногда очень стары, и, наконец, С – подделывать переписку королей и… ведомости на отпуск мастерам эля и мяса, а также жалования и прочие бюрократические бумаги, имя которым – «легион»! Понятно, что сделать все это по силам только Богу, ибо он один обладает всезнанием, всеведением и всемогуществом. Тут спасовало бы даже знаменитое оруэлловское Министерство правды…

Но самое интересное, конечно, – это визуальный анализ тех изменений, которые год от года происходили в изображении человеческих фигур на миниатюрах. Ведь если менялся год, то со временем изменялась и одежда изображаемых персонажей, а это, как мы уже отмечали, напрямую связано с материальными объектами, сохранившимися до наших дней.

Давайте сегодня займемся тем, что проведем такое исследование. В качестве его объекта мы возьмем известный всем христианский сюжет из Первой книги царств, описывающий убиение пастушком Давидом великана Голиафа. Мы знаем, что вплоть до эпохи Возрождения люди Средневековья не владели историческим видением картины мира и почитали ее неизменной. А раз так, то каждая миниатюра будет являться отражением представления миниатюриста о том, как мог выглядеть тот же Голиаф, на основе его личных впечатлений о воинах своего времени.


Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 1

Заглавная буква B: Давид играет для Саула на арфе-псалтерии (вверху), отрубает голову Голиафу (внизу), XIII в. Темпера, золото, чернила. Размеры: 23.5 × 16.5 см. (Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес) Здесь Голиаф также соответствует своему времени: на нем хауберк, кольчужные шоссы, стеганый чепец и наколенники из ткани. Шлем – шпапель-де-фер или «железная шляпа», причем нарисованная даже с завязками. Щит изображен так, что виден изнутри. Он имеет форму утюга и множество ремней, помогавших его удерживать и носить за спиной и на шее.

Но прежде всего обратимся к основе, то есть сюжету из Библии. Там написано следующее:

Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме.

А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.
И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.
И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.
Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди;
медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;
и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.
И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне;
если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам…
И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались, и ужаснулись…
К своим братьям, находившемся в войске Саула, пришел юноша по имени Давид. Тут-то он и увидел Голиафа, услышал его хвастливую речь и заявил, что сразится с ним и убьет его.
И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.
И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом.
И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю.
Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.


Такая вот история, в которой все очень просто и при этом подробно расписано. То есть иллюстрировать такой текст очень легко. Особо и придумывать ничего не надо! Давид мог быть одет как пастушок, тут особых вариантов нет, да и в отношении Голиафа все предельно ясно – медный шлем, медная чешуйчатая броня и медные наколенники. Кроме того, у него в руках было копье, а на поясе меч, которым воспользовался юный Давид. А теперь давайте посмотрим, как это описание менялось в миниатюрах художников разных временных отрезков.                                                                       

Ч. 2

Он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел это и радовался; для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?
Первая книга царств, 19:5

В первой части нашего повествования о миниатюрах с изображениями Давида и Голиафа было много текста и мало иллюстраций. В этой части будет наоборот – иллюстрации будут доминировать над текстом и понятно почему – лучше один раз все увидеть самому, чем читать и представлять описываемое прямо пропорционально своим знаниям либо… их отсутствию, это уж у кого как. Знакомиться с миниатюрами мы будем в хронологическом порядке, чтобы изменения, вносимые иллюстраторами в рисунки, были бы очевидны всем и каждому.


Начнем же мы с раннего изображения Давида и Голиафа из французского манускрипта 700-799 гг., который находится в муниципальной библиотеке французского городка Булонь-сюр-Мер. Его население состоит всего из 42 тысяч жителей, однако в его библиотеке есть очень редкие средневековые манускрипты, в одном из которых как раз и находится данная миниатюра, изображение на которой полностью соответствует своей эпохе.


А вот это миниатюра из знаменитой «Штутгартской псалтири», 801-850 гг. Создана она была в Париже, во Франции, но сегодня хранится в Государственной библиотеке Вюртемберга, в Германии. Здесь Голиаф одет как типичный франкский воин и даже щит у него с характерным умбоном, каролингский шлем и очень характерный меч.


Голиаф из «Дижонской Библии» 1126-1150 гг. Бургундия, Франция. (Муниципальная библиотека Дижона) На нем кольчуга с капюшоном и широкими рукавами, характерными для французских кольчужных доспехов на протяжении всего периода «эпохи кольчуги».

Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 2

Еще одну интересующую нас библейскую парочку мы встречаем на страницах так называемой «Вормской Библии» из Франкенхаля, Германия, датированной 1148 годом. (Британская библиотека, Лондон) Здесь, если присмотреться, хорошо видно, что Голиаф одет в доспехи и вооружен точно так же, как и нормандские всадники на «полотне из Байё». Хотя прошло уже немало лет, но, видимо, особого смысла изменять свое вооружение рыцари того времени в Германии не ощущали. Им и этого вполне хватало.


Знаменитая «Винчестерская Библия», 1160-1180 гг. из библиотеки и музея Пирпонта Моргана в Нью-Йорке. Здесь на Голиафе полностью кольчужный доспех, куполовидный шлем с наносником и большой миндалевидный щит. На щите – гуж, ремень, чтобы было удобно забрасывать его за спину.


На этот источник здесь на ВО мы ссылались уже неоднократно, и вообще эта миниатюра из «Библии Мациевского» (1240—1250 гг.) кочует и по Интернету, и по различным печатным изданиям. Голиаф на этой ее миниатюре изображен и в сюрко, и в «железной», да еще и раскрашенной «шляпе», щитом в форме утюга и с защитными пластинами на ногах ниже колен, тогда как сами колени защищены у него стеганными наколенниками. Как видите, у рыцарей появилась мода на сюрко, и больше Голиафа в «голых» доспехах никто из иллюстраторов не изображает. (Библиотека и музей Пирпонта Моргана в Нью-Йорке)


Также в кольчужных доспехах с головы до ног, в сюрко и утюгообразным щитом изображен Голиаф на миниатюре из «Суассонской псалтири», 1200-1297 гг. (Муниципальная медиотека Луиса Арагона, Ле-Ман, Франция)


А вот эта миниатюра, вписанная в заглавную букву, очень интересна. Во-первых, временем создания. Поскольку этот манускрипт из муниципальной библиотеки города Лиона, в котором эта миниатюра и находится, относится по времени к 1215-1240 гг. То есть практически он появился в одно время с «Библией Мациевского». Во-вторых, на ней изображен очень уж необычно снарядившийся для боя филистимлянин Голиаф. На нем кольчужные поножи явно устаревшего образца, но зато закрытый шлем с маской. Ведь невольно тогда возникает вопрос, а каким же образом поразил его Давид камнем в лоб, если тот носил на голове шлем… с маской?


Еще один Голиаф в сюрко и в стеганых наколенниках. «Библия морализе», 1225-1249 гг. Париж. (Национальная библиотека Австрии, Вена)


Здесь перед нами Голиаф-оригинал. На ногах у него уже традиционные для французского рыцарства этого времени наголенники и наколенники, но вот на плечах у него… эллеты, причем почему-то разные. То есть «этот Голиаф» не только следил за рыцарской модой, но вдобавок… носил очень странные, если можно так сказать, эллеты. «Историческая библия». Первая часть. Ок.1300-1325 гг. Сент-Омер, Франция. (Национальная библиотека Франции, Париж)


Наверное, едва ли не самое необычное изображение Голиафа, ничего общего с библейским сюжетом не имеющее вообще. На нем у Голиафа на голове шлем с забралом и погибает он из-за того, что… вовремя его не опустил! Кстати, копья у него почему-то нет совсем. «Историческая библия». Ок. 1300-1325 гг. Париж, Франция. (Медиатека Троянской агломерации, коммуна Троя, Франция)


Ну, а здесь мы и вовсе видим у Голиафа полностью закрытый «большой шлем». То есть он явно рыцарь, потому что пехотинцы таких шлемов просто не носили. Но… надеть на голову он его видно позабыл, потому и получил смертельный удар камнем по лбу! «Зерцало человеческого спасения», ок.1350-1399 гг. Нюрнберг, Германия. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)


Еще одну совершенно поразительную миниатюру можно увидеть в манускрипте из Вестфалии «Зерцало человеческого спасения» (1360 год). На ней Голиаф изображен в полностью закрытом рыцарском шлеме типа «сахарная голова», да еще и с рогами на шлеме и на щите, то есть таким был его герб! На нем застегнутый спереди на пуговицы джупон или бригандина, а на руках латные перчатки. И здесь же изображены камни, поражающие его в голову и даже брызжущая кровь! Интересно, что подобные шлемы с рогами были в то время очень популярны именно в Германии, что подтверждают и… эффигии! (Университетская и государственная библиотека Дармштадта)


На этой миниатюре типичный рыцарь конца XIV в. Типичный «собачий шлем», шлем-бацинет с забралом, латные поножи, наколенники и набедренники, а на торсе – короткий джупон, возможно с подбоем из металлических пластин. На шее характерный горжет. «Бревиарий Мартина Арагонского». Ок. 1398-1403 гг. Каталония, Испания. (Национальная библиотека, Мадрид)


Глядя на этот рисунок создается впечатление, что его автор Библию вообще не читал. Ведь Давид снял с себя доспехи, данные ему Саулом… «История Библии и Успения Богоматери», 1380-1399 гг. Париж. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)


Что касается изображения Голиафа вот на этой миниатюре 1400 года, то оно является просто прекрасной иллюстрацией доспехов самого начала «эпохи белой брони». Голиаф с головы до ног обряжен в кованные доспехи, «юбка» в форме туристического стаканчика из заходящих одно на другое колец, на голове шлем-бацинет со съемным забралом, но бармица все еще кольчужная. «Зерцало человеческого спасения», 1400 г. Йоркшир, Англия. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)


Миниатюра 1410 г. И на ней у Голиафа за плечами чисто турнирный шлем «жабья голова». То есть автор миниатюры видел такие шлемы на турнирах, но был настолько далек от знания реалий военного дела, что нарисовал его воину, вышедшему на бой, тогда как в бою такие шлемы не носили никогда! А еще он зачем-то нарисовал ему в качестве оружия какие-то «грабли». Причем ни один подобный «наконечник» до нас не дошел и больше ни на одной миниатюре не изображался!«Зерцало человеческого спасения», 1410 г. Базель, Швейцария. (Национальная библиотека Франции, Париж)


«Последний Голиаф» в нашей серии миниатюр выглядит как типичный рыцарь «переходного периода»: кованая кираса, латные прикрытия рук и ног, но кольчужная юбка и бармица. Что подтверждают многочисленные эффигии. Понятно, почему у него нет щита. С такими доспехами в это время щиты носить уже перестали. SBB Ms. germ. fol. «Мировая хроника», Мюнхен, Германия, 1410-1415 гг. (Государственная библиотека Берлина)

Итак, мы видим, что изображение воинского снаряжения Голиафа с течением времени менялось, причем аналогичным образом оно менялось и на надгробных скульптурах – эффигиях. Поскольку и эффигии, и миниатюры в основном датированы, налицо хронологическая шкала таких изменений в вооружении, которые подтверждаются содержанием текстов – описями, отчетами, договорами о купле-продаже, перепиской монархов и представителей знати. То есть перекрестными ссылками. Очевидно, что такой огромный массив информации невозможно ни подделать, ни внести в него сколько-нибудь заметные изменения. Это как река, в которую сколько ни мочись, а заметна твоя струйка все равно не будет! Таким образом, в виде миниатюр из средневековых манускриптов мы имеем надежный источник информации о доспехах и оружии своего времени – это во-первых, а во-вторых – точную шкалу датировок генезиса вооружения минувших столетий.
                                https://topwar.ru/154932-david-i-goliaf-illjustrirovannaja-istorija-genezisa-zapadnoevropejskogo-srednevekovogo-dospeha-chast-1.html       https://topwar.ru/154934-david-i-goliaf-illjustrirovannaja-istorija-genezisa-zapadnoevropejskogo-srednevekovogo-dospeha-chast-2.html  


  • 1

1474. Давид vs GoliaFF, или "паны дерутся - у холопов чубы летят

Пользователь astroskop сослался на вашу запись в своей записи «1474. Давид vs GoliaFF, или "паны дерутся - у холопов чубы летят"» в контексте: [...] впервые: Уран - символ астрологии). (источник: https://hist-etnol.livejournal.com/8267416.html [...]

  • 1