Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

"Убиение младенцев". История генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч 3. "Апокалипсис"

«Убиение младенцев». Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Часть 3

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
(Евангелие от Матфея, 2:16.)

Массовые убийства в истории человечества не в диковинку. Было принято вырезать «под корень» население тех городов, которое решалось на сопротивление завоевателям. Так было в эпоху Древнего мира, повторялось такое и не раз и в Средние века. Но одним из наиболее жутких преступлений такого рода в истории человечества традиционно считается массовое убийство маленьких мальчиков в Вифлееме, совершенное якобы по приказу иудейского царя Ирода. Информация об этой трагедии, однако, хотя ее и чтут и католики, и православные христиане, содержится всего лишь в одном из четырех канонических Евангелиях, а именно в «Евангелии от Матфея», тогда как ни Марк, ни Лука, ни Иоанн ничего о нем не сообщают. Не указал Матфей и количество погибших младенцев, однако впоследствии появились цифры 12, 12, 20, 40 и даже 64 тысячи убиенных. Все они, разумеется, одномоментно попали в святые, а также на иконы, вот только откуда эти цифры взялись никому неизвестно. Непонятно и расхождение – в сирийской традиции убиенных 64 тысяч, в византийской – только 12. Но… «а может быть мальчика-то и не было»? Вернее, мальчиков, потому что ну откуда в сравнительно небольшом городке Вифлееме было взяться эдакой прорве мальчишек в возрасте от нескольких дней и до двух лет, а ведь там же еще были и младенцы женского пола. Их что, всех туда собрали со всей Сирии?


Не пишет об этой драме и известный иудейский историк Иосиф Флавий, который со вкусом рассказал в своих писаниях о множестве всевозможных мерзостей, Иродом совершенных. И уж мог бы и об этом его преступлении написать, не так ли? Однако ни словом он о нем не обмолвился… Так что скорее всего этот «ужастик» родился как легенда, призванная воздействовать на слабые умы тогдашних неграмотных обывателей. Да и как римляне (а именно они были подлинными властителями Иудеи в это время) такое бы ему позволили? Мужчины – это производители и те, кто платит налоги. И убивать их просто так, по их мнению, было неразумно. Пленных продавали в рабство, отдавали в гладиаторы, но завоеванные народы жили под их правлением в общем-то совсем неплохо. Кстати, римляне 10 лет спустя после смерти Ирода как раз и лишили трона его сына Архелая, хотя тот никого не убивал. По всем серьезным вопросам следовало спрашиваться императора Августа. Не спросил – лишился трона и власти – таков был уровень возможностей тогдашних «царей Иудейских».

Тем не менее. вера тем и хороша, что «нелепо, потому и верую». А с другой стороны, любое событие требует, чтобы его иллюстрировали, запечатлевали в мраморе, поскольку опять-таки именно так информация о событиях доходит лучше всего. Вот и «убиение младенцев» стало одной из очень популярных тем в европейском средневековом искусстве. Изображениями сцены убиения пестрят страницы манускриптов, их изображали на церковных гобеленах и представляли на барельефах в церквях и соборах. Создавали их в разное время – вот почему точно так же, как и в случае с изображением схватки мальчика Давида с великаном Голиафом, мы можем использовать их в качестве важного исторического источника!

Ну, а поскольку мы находимся на ВО и нашей темой являются доспехи и оружие с 1050 по 1350 год, давайте попробуем рассмотреть, как их изменения были отражены в миниатюрах с изображением «убиения младенцев». В принципе кто-то может даже сравнить, насколько изображения воинов и их вооружения в этих сценах соответствуют миниатюрам, где изображен поединок Давида и Голиафа, однако автор полагает, что данное исследование в данном случае было бы явно избыточным. Пока лучше всего будет просто посмотреть, каких воинов и в каком вооружении рисовали авторы миниатюр по этой «жестокой теме».



Итак, одним из наиболее ранних изображений этой сцены (из тех изображений, что сегодня доступны современному исследователю) является миниатюра из Винчестерской псалтири 1150 г., на которой изображены воины в шлемах с наносниками и загибающейся вперед макушкой, напоминающих фригийский колпак. Кольчуги длиннополые, с широкими рукавами. У воина в центре ножны меча находятся под кольчугой. Но точно так же носят их и некоторые персонажи Байессокой вышивки 1066 года, так что скорее всего это не выдумка. (Британская библиотека, Лондон)

«Убиение младенцев». Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Часть 3

Миниатюра 1190-1200 гг. из Псалтири Людовика Святого, принадлежавшей канонизированному французскому королю Людовику IX. Сейчас две такие псалтири находятся в Париже и Лейдене, и считаются прекрасными образцами манускриптов, исполненных в готическом (французском) и романском (английском) стилях. На миниатюре из Лейденской псалтири изображения воинов прорисованы очень тщательно. На них надеты куполообразные шлемы с наносниками, а кольчуги с длинными, но узкими рукавами заканчиваются кольчужными перчатками. Под кольчугами явно надето что-то вроде рубашки. На ногах тоже кольчужная защита, но «старого образца», известная еще по Байесскому полотну 1066 года. То есть полоса кольчужного плетения, которая удерживается на ноге спереди при помощи многочисленных завязок сзади. Мечи – длинные, рубящие, с дисковидным навершием. (Библиотека Лейденского университета, Нидерланды)


Псалтирь с календарем 1200-1225 гг. из Оксфорда (Британская библиотека, Лондон). Здесь мы видим воина с мечом одетого точно так же, как и на предыдущей миниатюре. То есть такое вооружение было достаточно типичным для конца XII – начала XIII века, по крайней мере в Англии.


Заглавная буква из манускрипта из Лиона, 1215-1240 гг. (Муниципальная библиотека г. Лиона) Здесь воин слева одет в шлем топфхельм раннего образца. И оба воина одеты в сюрко. Показательна и форма их мечей. Клинки явно сужаются к острию с целью нанесения не только рубящего, но и колющего удара.


Миниатюра из английской Псалтири 1250-1270 гг. (Библиотека Кембриджского университета) На воине в центре шлем практически такой же, как на его «коллеге» из лионского манускрипта. Жестокость происходящего подчеркивается тем, что несчастных младенцев не просто убивают, а рубят еще и на куски.


А вот эта миниатюра из германского манускрипта 1280 года, хранящегося в Британской библиотеке в Лондоне. На ней мы видим трех воинов в типичном многослойном защитном вооружении. В частности, как и у эффиги Св. Морица, поверх кольчужных хауберков у них голову и шею, а также часть груди и, видимо, спины, защищает кольчужный капюшон – куаф с прямоугольными вставками спереди и сзади. Крайний левый воин довольствуется кольчужными шоссами, но у воина в центре и справа на ногах видны дополнительные средства защиты в виде наколенников и «труб» из «вареной кожи». Обращают на себя внимания их мечи и навершия рукоятей. Клинки начинают вытягиваться, что позднее найдет свое воплощение в колюще-рубящих клинках XIV в.



Миниатюра из часослова «Литания святых», ок.1300 г. Обычно литания содержит записи молитв, в которых перечисляются святые. Читатель произносит имя каждого святого вслух, за которым следует фраза: ora pro nobis (молитесь за нас). Но эта книга необычна тем, что содержит иллюстрации с изображением каждого святого рядом с его или ее именем. (Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес) Точной приметой времени являются эллеты на плечах
.


Миниатюра из «Псалтири из Петерборо», Англия, 1300-1325 гг. (Королевская библиотека Бельгии, Брюссель) Доспехи и сюорко не изменились, но появились два маленьких «пустячка» — эллеты на плечах и выпуклые наколенники.


Бревиарий (конспект или молитвенник на латинском языке) 1323-1326 гг. (Национальная библиотека Франция, Париж) Прошло всего 25 лет и, как мы видим на данной миниатюре, к кольчужным доспехам добавились накладные пластины на предплечья, налокотники и поножи. Шлемы глобулярной формы с наносником или забралом.


Миниатюра ок. 1340 г. Австрия (Городская библиотека г. Шаффхаузен)


Миниатюра ок. 1360 г. Регенсбург, Германия. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). Воины слева в доспехах типичных для середины XIV в. Короткие джупоны, мечевые ремни на бедрах, сами мечи имеют клинки, сужающиеся к острию. На руках – латные перчатки вместо прежних кольчужных перчаток или «варежек» с разрезом посреди ладони. У левого воина на голове «шапель-де-фер», у правого – типичный шлем бацинет.


Ларец со сценой «Убиения младенцев». Деревня Монфланкин (Лот и Гаронна), Лимож, Франция. Последняя четверть XII в. Эмаль и золоченая медь. (Лувр, Париж)

Таким образом, очевидно, что изображения доспехов и оружия на миниатюрах в манускриптах Средневековья точно соответствуют датированным этими же годами эффигиям и подтверждаются иными материальными артефактами, дошедшими до нашего времени, включая и бесчисленные письменные источники, проверяемые к тому же перекрестными ссылками. Изменения объектов материальной культуры носят столь же явный и последовательный характер. И достаточно сложить все временные отрезки, в ходе которых те или иные артефакты имеют место быть, как окажется, что длительность данной эпохи точно совпадает по времени с традиционной хронологией. Втиснуть «нетрадиционную» историю с хронологией просто некуда, равно как и изготовить тысячи эффигий, написать тысячи манускриптов с миниатюрами, покрыть стены замков и соборов фресками, вытесать статуи, сделать реликварии и акваманилы, выковать шлемы, мечи и все такое прочее, причем только лишь затем, чтобы… изменить в глазах потомков продолжительность Средневековья как эпохи! Какая бездна труда и какая от этого выгода? Большую глупость трудно себе представить…

«Апокалипсис». Иллюстрированная история генезиса доспехов Средних веков

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Откровение 1, 8

Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. …и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу…

Откровение 1, 9-11

Апокалипсисом в Библии называют самую последнюю книгу Нового Завета. В ней описываются события, якобы долженствующие предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа, когда, согласно более ранним пророчествам Библии, должны будут произойти всевозможные бедствия и катаклизмы. Вот почему слово «апокалипсис» сегодня часто употребляется в качестве синонима конца света или же катастрофы глобального масштаба. Принято считать, что «Откровение Иоанна Патмосского» было написано не позднее начала II века, примерно в конце правления римского императора Домициана (81-96 гг.) Так это или нет в данном случае разговор неуместный, равно как и споры об авторстве «Откровения». Иоанн его написал или кто-то другой в русле данного исследования, в общем-то, совсем не важно.

Иллюстрация из тулузского «Апокалипсиса», датируемого 1220-1270 гг. (Муниципальная библиотека г. Тулузы) Если убрать с нее фантастическое чудовище, то что мы увидим? Вполне реалистическое изображение двух воинов «эпохи кольчуги», с головы до ног одетые в кольчужный хауберк и шоссы. Причем даже шлемов на головах у них нет, хотя воин с короной на голове одет в очень простое сюрко. «Коронованный всадник использует прием куширования копья, а тот, что за ним, ударяет им сразу двумя руками, но это скорее художественный прием, долженствующий усилить впечатление от тягот данного поединка. Практически на всех миниатюрах этого времени рыцари выглядят именно так лишь с некоторыми вариациями.

«Апокалипсис» — как сюжет для красочных иллюстраций!

Важно то, что текст «Апокалипсиса» в Западной Европе был известен издревле, что он многократно переписывался и иллюстрировался авторами средневековых манускриптов. Причем содержание его открывало для иллюстраторов большие возможности продемонстрировать и свою фантазию, и собственное мастерство миниатюриста. В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований, и благодатные сюжеты для видеолизации текстовых образов – четыре всадника, шесть печатей, семь ангелов с семью трубами в руках, семь чаш божьего гнева, ну и все далее в таком же роде. Все описания апокалипсических чудищ, всякие там кони со львиными головами, даны в тексте очень подробны – просто бери и рисуй, ничего и придумывать не надо. Так что в этом плане «Откровение» для тогдашних иллюстраторов было самой настоящей находкой.

Еще одна миниатюра из этого же манускрипта. Здесь, правда, всадники восседают на львиноголовых конях, извергающих дым, но во всем остальном мы видим полное всадническое снаряжение этого времени: характерные кресельные седла с выступами, охватывающими всадника, подпруги и стремена (хотя почему-то художник не нарисовал шпор, а следовало бы…). На всех всадниках надеты сюрко и что особенно показательно – мы видим у них явно «шарообразные» и несколько непропорциональные головы. И так и следовало их рисовать, потому, что под кольчужный капюшон в то время в обязательном порядке надевали стеганый чепец и лишь поверх него – кольчугу!

Доспехи и оружие из многих «Апокалипсисов»

Но что они могли рисовать совершенно точно, так что… да-да – оружие и доспехи тех персонажей, которые относятся к роду человеческому, ибо для них они являлись… современниками, поскольку вплоть до эпохи Возрождения историческое мышление у людей отсутствовало напрочь. То есть они понимали, что какие-то события были «давно», но это «давно» было для тех же художников-иллюстраторов понятием чисто абстрактным – про изменения в материальной культуре и моде они и понятия не имели и старались лишь как можно точнее передать реалии своей эпохи.

«Апокалипсис». Иллюстрированная история генезиса доспехов Средних веков
Третья миниатюра из этого же манускрипта, и здесь мы видим воинов с мечами и шлемах сервильерах. Однако самое интересное на этой миниатюре – металлическое прикрытие голени у среднего из воинов. Учитывая время, когда появился этот манускрипт, мы можем сделать вывод, что подобные накладные доспехи для ног тогда уже существовали, хотя и носили их еще не все!

Посмотреть и сравнить

Как и в случае с изображениями того же Давида и Голиафа, мы имеем перед собой типичную, хотя и несколько своеобразную, «машину времени в картинках». Меняется время – меняются и изображения воинов на миниатюрах. Мы сравниваем их с другими миниатюрами в других книгах этого же времени, других авторов и в других странах и видим практически все то же самое. Объемные скульптуры-эффигии подтверждают плоскостные изображения в книгах, а артефакты, найденные археологами, подтверждают и то, что нарисовано, и то, что когда-то изваяли из камня. А так как количество и книг, и миниатюр в них попросту не поддается исчислению, то очевидно, что такое количество «подделок» было бы просто невозможно создать за время меньшее, чем они были созданы… постепенно, год за годом, век за веком.


Ну и самое главное, глядя на эти картинки, мы можем самым наглядным образом представить себе развитие средневекового вооружения на протяжении практически всего Средневековья!

«Апокалипсис», над которым трудились 22 года!

Выше мы уже познакомились с миниатюрами из тулузского «Апокалипсиса». Теперь давайте познакомимся с не менее интересными иллюстрациями из «Апокалипсиса Дуса» — рукопись которого датируется третьей четвертью XIII века, и которая в настоящее время хранится в Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета. Считается, что написана она была по заказу Эдуарда, принца Уэльского и будущего Англии Эдуарда I и его жены Элеоноры Кастильской. Причем работа над ней продолжалась целых 22 года, с 1250 по 1272 год! Рукопись содержит 97 миниатюр и как раз некоторые из них представляют для нас особый интерес. Впоследствии ни один из ее владельцев не был идентифицирован до XIX века, когда она была продана торговому дому Кристи Уильямом Уилсоном в 1833 году. В том же году она была куплена Фрэнсисом Дусом, который до своей смерти в 1834 году успел завещать ее Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета.

Миниатюра, на которой типичные всадники «эпохи кольчуги» своими фелченами направо и налево безоружных людей. Обратите внимание, что художник не поленился изобразить сброшенную с кисти кольчужную рукавицу фигуры в центре со шлемом-миской на голове. То есть изображены доспехи очень точно. О вот фелчены устрашающего вида представляются явным художественным преувеличением.

Ну, а вот эта миниатюра еще, скажем так, «забавнее» и к тому же информативнее первой. Хотя перед нами пешие воины, они в большинстве своем имеют рыцарское вооружение, а на ногах у них новинка того времени — наколенники из «вареной кожи» с тисненым орнаментом! На голове воина слева, ведущего разговор с чертом, надет явный бацинет и у него же на шее виден жесткий воротник. Те персонажи миниатюры, на ком нет шлемов, все поголовно одеты в чепцы. Среди флагов воинства сатаны мы видим и флаг Гилберта де Клэра, графа Глостерского, который выступал против Генриха III. Такой вот своеобразный был в Средние века PR. (Бодлеанская библиотека, Оксфорд)

Здесь мы видим иллюстрацию из «Апокалипсиса» королевы Марии, который был создан в Лондоне и датируется 1300-1325 гг. (Британская Библиотека, Лондон) На ней изображен поединок с драконом, причем зверюгу уничтожают, и топором рубят, и копьем колют, и из арбалета расстреливают… Но самое показательное оружие на этой иллюстрации устрашающих размеров и весьма оригинальной формы фелчен. Отметим, что самих фелченов (или фальшионов в нашей отечественной историко-языковой традиции) до наших дней дошло совсем мало. Их можно буквально пересчитать по пальцам. Но вот изображались они на миниатюрах куда как часто!

Еще один такой же фелчен. Видимо, художник, оформлявший «Апокалипсис» королевы Марии, питал слабость к такому вот оружию или считал его наиболее подходящим для борьбы с Сатаной.

Кольчуги в то время могли быть похожи на дамские вязаные платья. Во всяком случае фигуру они облегали как перчатка…«Апокалипсис» королевы Марии, 1300-1325 гг. (Британская Библиотека, Лондон)

Христово воинство выступает на борьбу с Сатаной. Еще одна иллюстрация из этого же манускрипта. На всадниках типичное рыцарское облачение, включая наколенники. Очень характерны игольчатые шпоры, еще не превратившиеся в это время в «звездочки» и «колесики». Интересно, что попоны на лошадях закрывают у них даже уши!

Здесь тоже всадники, но уже «адские». Однако посмотрите на их доспехи и оружие – все это вполне соответствует своему времени. И если не обращать внимания на их гнусные физиономии, то все остальное выглядит совершенно реалистично. Кстати, перед нами манускрипт «Троица Апокалипсиса» 1250 — 1260 гг. из Сент-Албанса в Англии, который сегодня находится в библиотеке Кэмбриджского университета. Кстати, на первом всаднике весьма устаревшие кольчужные наголенники, использовавшиеся еще во времена Гийома Бастарда, но с наколенниками из тисненой кожи.

На этой иллюстрации из этого же манускрипта интересные подробности изображенных доспехов. Хотя на ближайшем к нам короле мы видим самые современные по тому времени доспехи, включая наколенник и накладной наголенник, кольчужное прикрытие голени у него, как и на предыдущей миниатюре, весьма старого образца. То есть перед нами явно весьма «экономный воитель». Мол, то, что мне от предков досталось, сгодится и мне! Высоко приподнятое плечо у сюрко наводит на мысль, что под ним может находиться кираса из «вареной кожи». Ведь очевидно, что ткань подкреплена чем-то твердым!

На этой иллюстрации прекрасное изображение арбалета, включая его спусковой рычаг, и однозубой кирки, традиционной, судя по многочисленным изображением того времени, для Средневековья вообще. «Троица Апокалипсиса» 1250 — 1260 гг. Сент-Албанс, Англия. (Библиотека Кэмбриджского университета)


Типичный рыцарь (причем шпора у него со «звездочкой») «Канонический Апокалипсис», 1320-1330 гг. Петерборо, Англия (Бодлеанская библиотека, Оксфорд)


Очень редкая (во всяком случае мне оно попалось впервые, хотя я видел уж сотни, если не тысячи подобных изображений) иллюстрация из «Апокалипсиса» 1350 года из Савойи во Франции. (Национальная библиотека Франции, Париж) Слева на ней мы видим воина в типичных доспехах этого времени, включая шлем бацинет с пристегивающимся кольчужным оплечьем. Но… при этом на нем не надет джюпон и благодаря этому можно рассмотреть, что грудь его кольчужного доспеха прикрывает выпуклая кираса! Конечно, трудно сказать из чего она – из кожи или из металла. Но то, что в 1350 году такие кирасы уже были – несомненно!

Таким образом, миниатюры на сюжеты «Апокалипсиса» являются ценным источником информации о воинах XIII—XIV вв.
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы, мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments