Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Живопись под "фанеру". Европейские художники творили при помощи оптических устройств?

Цитата сообщения Бахыт_СветланаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Живопись под "фанеру". Европейские художники творили при помощи оптических устройств?

Камеры-обскуры (от латинского camera obscura — тёмная комната), способные проецировать изображения на любые поверхности, известны с древних времён. Другое дело, что до появления качественных линз их, как считалось, нельзя было использовать для живописных упражнений. Однако не всё так просто…

Около 1420-х годов мастерство художников Европы резко выросло. В картинах появились свет и объём, изображения стали очень детальными, реалистичными. Качественные линзы, хоть и небольшого диаметра, появились сотней лет позже, а потому никто не подозревал мастеров XV века в использовании оптики.

Зеркала старых мастеров

Но в XX веке за дело взялся английский художник Дэвид Хокни в компании с физиком-оптиком Чарльзом Фалько. Проанализировав работы старых мастеров, они пришли к выводу, что невозможно было создать эти шедевры без особых технических средств.
Ключ к решению загадки дала знаменитая картина фламандского живописца Яна ван Эйка "Портрет четы Арнольфини" (1434).

Van Eyck - Arnolfini Portrait.jpg

Она изобилует огромным количеством крупных и мелких деталей, среди которых невероятно сложная люстра-подсвечник с мастерски выведенной перспективой и металлическими бликами.


А ещё там изображено выпуклое стеклянное зеркало на стене! И в нём в миниатюре повторяется вся картина "со спины". Но если зеркало с одной стороны выпуклое, то переверни его — окажется вогнутым. Любой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого, которую можно "уложить" на любую поверхность, в том числе на холст.
Наш современник Дэвид Хокни изготовил копию люстры-подсвечника, но не смог нарисовать её так же, как это сделал Ян ван Эйк. А вот воспользовавшись для рисования копией вогнутого зеркала, которое отбросило проекцию люстры на холст, он получил в точности то, что сделал старый мастер.
Оптические приборы повышают реалистичность изображения объекта на холсте, но они же непременно дают искажения разных типов. Такие искажения можно найти в работах старых мастеров. Прежде всего проекция, полученная с помощью зеркала, будет зеркальной. Если художник, рисуя с помощью оптики, не рассадил моделей "наоборот", то на картине окажутся сплошные левши.

Картинки по запросу живопись голландия дети

Как это вышло, например, у молодого Франса Халса — на его картине 1600 года пьянствует парочка левшей (оба держат сосуды с алкоголем в левой руке), им в окно грозит пальцем старик-левша, а под платье женщины заглядывает обезьянка-левша. В зрелые годы Хале таких ляпов не делал.

Мозаика на холсте

Большие картины часто писали по принципу мозаики. Здесь мастерство было не только в том, чтобы правильно смешать краски, но и в том, чтобы сопрячь взоры и позы моделей, которых рисовали не одновременно, а отдельно друг от друга. На картине Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюльпа" модели-зрители смотрят кто куда, но только не на объект, который показывает им доктор Тюльп.

Картинки по запросу картина анатомия доктора тульпа

То же и в "Тайной вечере" Дирка Баутса.

Картинки по запросу дирк баутс таинство причастия

На картине "Шулера" Караваджо два шулера играют с простаком.

Картинки по запросу призвание апостола матфея картина

Один должен "передёрнуть" карты, а второй сигнализирует ему, чем играет простак, но подглядывает не в карты несчастного, а смотрит на его затылок.
Зачастую, фокусируясь на разных частях модели, художники вынуждены были менять положение холста и получали ошибки в пропорциях. У "Антеи" Пармиджанино слишком большое правое плечо.

"Леди Дженовезе" Антониса ванн Дейка несёт миниатюрную голову на нормальном теле.

Картинки по запросу policena spinola van dyck

У крестьянина на картине Жоржа де Ла Тура огромные ноги. На некоторых картинах головы персонажей заднего плана больше, чем на плане переднем.
В конце 1500-х появились большие линзы для камеры-обскуры. Теперь проекция могла быть любого размера! Переход от вогнутых зеркал к линзам произошёл быстро.

Sick young Bacchus by Caravaggio.jpg

Картина Караваджо "Больной Вакх" 1593 года как бы составлена из разных частей. А его же полотно "Вакх" 1596 года имеет нормальную перспективу и больше похожа на фотографию.
Совершенно точно камеру-обскуру использовал Ян Вермеер. Ещё бы! Его близким другом был Антони ван Левенгук — физик и микробиолог, создававший микроскопы и великолепные линзы.
Позже такие камеры-обскуры могли себе позволить уже многие. Каналетто в XVIII веке использовал её, рисуя виды Венеции, и не скрывал этого. И он, и многие другие получали подлинно реальное изображение. Благодаря им мы знаем, как выглядели в старину города, сёла, бытовые вещи и люди.

Автор: Дмитрий Калюжный

Журнал: Загадки истории №16, апрель 2018 года
Tags: загадки истории, искусство и культура, история, наука и техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments