Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Противоречивый художник с русской душой... Sergey Sergeevich Solomko

Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Противоречивый художник с русской душой...Sergey Sergeevich Solomko

Сергей Сергеевич Соломко

Sergey Sergeevich Solomko

(Russian, 1867-1928)


АукционноАкварельноИллюстрированное (часть-1)


Русский колорит на открытках (часть-2) - здесь

Portrait of a Princes in a Kokoshnik

p7 (250x324, 33Kb)Сергей Сергеевич Соломко (1867 — 1928) — русский художник, акварелист, график. Член ТРА и Петербургского товарищества художников.
Сергей Сергеевич Соломко родился 10 (22) августа 1867 г. в Санкт-Петербурге и был крещен 12 (24) сентября в Исаакиевском соборе. Происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. Сын полковника Сергея Афанасьевича Соломко (1835—1897), состоявшего на службе при великом князе Константине Николаевиче и Ольги Фаустовны Занадворовой.
Детство художника прошло в Константиновском дворце в пригороде Санкт-Петербурга — Стрельне. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1883–1887 годах, затем в 1887–1888 гг. вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Пара в зимнем пейзаже , 1912


2005_CKS_07167_0001_000() (479x567, 88Kb) Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны. Его работы вызывали крайнюю антипатию как у современных ему художественных критиков, так и у искусствоведов советских времен. И те, и другие обвиняли его в «галантерейном реализме», в упадничестве, вульгарности, стремлении «потрафить вкусам толпы».
Однако было немало и горячих поклонников его неповторимой творческой манеры. Мир образов, созданных художником может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в его индивидуальности. Как профессиональный художник Соломко начинал в сложную, переломную эпоху развития русского искусства.

"Встреча"
21392303 (300x523, 47Kb)Авторитет передвижников был еще непререкаем, но широкой общественности стал надоедать их мелкий бытовизм в жанровой живописи.
Подобная ситуация не могла не привести к возникновению художественных объединений, отстаивающих принципиально новые идеалы. Представителей новых тенденций в русском искусстве стали называть декадентами, и очень скоро само слово декадент стало почти ругательным.

Декаденты считали, что только в полном отходе от иллюстрирования политических или социальных сторон жизни заключается та свобода творчества, к которой они стремились. Видный художник и историк искусства того времени Грабарь называл Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма».

Буря негодования, охватившая художественную среду, однако, не повлияла ни на творчество Соломко, ни на его восприятие публикой. Когда в конце 19 века в России начали выходить многочисленные иллюстрированные журналы, Сергей Соломко и Елизавета Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства — журнальной иллюстрации.


Их рисунки и акварели особенно часто публиковались в «Ниве» — журнале для семейного чтения. Большинство этих работ позднее тиражировались на почтовых открытках, покупателями которых были отнюдь не специалисты, а самые обычные люди, воспринимавшие сюжеты Соломко как красивые и понятные «картинки».



Вероятно, поэтому Соломко и рисовал сценки из старорусского быта с былинно-сказочной архитектурой, яркими, красочными костюмами. Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой. Такие его сюжеты «В ожидании ответа», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и многие другие отражали переживания, знакомые каждому, навевали ностальгические воспоминания, затрагивали потаенные струнки души. Рассматривая их, люди забывали о тяготах жизни и погружались в теплый романтический мир.


Красивый боярин

Красивый боярин (деталь)

Другой стороной творчества Соломко были символические аллегории. Если для западноевропейской культуры символизм был естественным путем развития искусства, то в русской живописи идеалом всегда считался реализм. Поэтому уход «в мир грез» находил в России больше критиков, чем сторонников. Символические аллегории Соломко посвящены главным образом различным эпизодам царствования династии Романовых. Много и плодотворно работал Соломко над иллюстрациями к русским сказкам, произведениям Пушкина и Лермонтова, мифологическим сюжетам, делал рекламные плакаты.



Но критика с упорным постоянством не хотела признавать за художником выдающихся способностей. Общественные потрясения — революция 1905 г., октябрьский переворот, первая мировая война — не позволили общественности достойно оценить художника, не отразившего в своем творчестве этих событий. Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось. При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником.


Александра Данилова (1903-1997), около 1924-1928

Иллюстрации Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках, известных лишь тем, кто их собирает. Однако, каким бы вульгарным на представлялся специалистам художественный почерк Соломко, его творчество неотделимо от художественного наследия дореволюционной России.



1900-е годы стали пиком популярности и востребованности художника. Популярность принесли не только исторические акварели и книжная графика, но и работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже.



(Серебряная позолоченная и заштрихованная перегородчатая эмалевая живописная шкатулка. Эстимейт работы составляет 150,000 - 200,000 фунтов стерлингов. Откидная крышка с эмалевым мемориальным налетом изображает сцену свадьбы, напоминающую картины Константина Маковского и Сергея Соломко. Летние Русские торги на аукционе Bonhams.)


(крышка)

В 1903 году исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем дворце.



В 1910 году С. Соломко получил богатое наследство и поселился в Париже, на улице Донфер Рошеро, 75-77. Продолжал писать акварели, иллюстрировал книги издательства А. Ферру и других парижских издательств. Создавал серии открыток на темы русской старины для издательства Лапина.
В 1916 году работал по заказам Комиссии для сбора и хранения трофеев настоящей войны и увековечивания её в памяти потомства, занимавшейся созданием музея Первой мировой войны. По просьбе Комиссии, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции. Находясь во Франции, Соломко стал обращаться к новому для себя виду искусства — театральному костюму. Известны два примера его работ для крупнейших балерин начала XX века — Матильды Кшесинской и Анны Павловой.


Costume Picture (аукцион Bukowskis, Helsinki)


В 1921 году участвовал в выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда, открытой в парижской галерее Магеллан. В 1925 году принимал участие в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.
Последней работой стали иллюстрации к книге «Трофеи» Х.-М. Эредиа (1927). Был членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже (Общество им. И.С. Тургенева).

В 1927 году, в связи с его тяжелым заболеванием, общество провело несколько благотворительных вечеров в его пользу.
Умер Сергей Сергеевич Соломко в Русском старческом доме в 1928 году, похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.


«Молитва», I четверть ХХ в.

Работы Сергея Сергеевича Соломко были предложены на аукционах несколько раз, по цене от 557 до 18 208 долларов США. С 2002 года рекордная цена для этого художника на аукционе составляет 18 208 долларов США за "ШЕСТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДЛЯ НАРОДНЫХ СКАЗОВ"/"A GROUP OF SIX ILLUSTRATIONS FOR FOLK TALES" (ниже), проданных на Sotheby's London в 2013 году.




(деталь)










ПРОИСХОЖДЕНИЕ "ГРУППА ШЕСТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДЛЯ НАРОДНЫХ СКАЗОВ"

(Приобретено у художника Нино Мдивани (ум. В 1987 году). Подарок от настоящего владельца в середине 1980-х годов.
Семья Мдивани покинула Грузию и отправилась во Францию ​​вскоре после вторжения Красной Армии в 1920 году. Одна из пяти братьев и сестер, принцесса Нина Мдивани, встретилась с Соломко в Париже, и они оба планировали совместную работу над книгой народных сказок. Книга никогда не была написана, но шесть иллюстраций, написанных Соломко, оставались в коллекции принцессы Мдивани, пока она не подарила их в середине 1980-х годов.)














Портрет Ивана Мазепы







































текст: https://rus-gal.ru/artists/solomko-sergey-sergeevich/
Tags: искусство и культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments